Публикации Развитие сенсомоторных навыков у детей с ментальными нарушениями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие сенсомоторных навыков у детей с ментальными нарушениями
Автор: Липшина Ольга Андреевна

Развитие сенсомоторных навыков у детей с ментальными нарушениями.Сенсорное воспитание является основной умственного воспитания ребенка. Работая с детьми с ментальными нарушениями, главная цель дать детям новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые. Если при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план, то для детей с ментальными нарушениями сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. Интерес к предмету у данной категории детей отделен от той функции, для которой этот предмет создан. Ребенок с ментальными нарушениями исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь. Такой ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, что влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.Интерес к социальному миру самостоятельно у детей с ментальными нарушениями проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности. Поэтомуодним из результативных методов коррекции нарушений сенсорной интеграции у таких детей является метод сенсорных игр.Для развития кинестетического восприятия и нормализации тактильной чувствительности мыиспользуем игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, с песком, с крупами, крышками, прищепками.Игры с красками «Радужная вода» Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры – организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию – предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими.«Влшебство краски»Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего – фиолетовый.Игры с водойИгры с водой, переливание и брызгание особенно нравятся детьми.Такие игры имеют и терапевтический эффект. Вода оказывает успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. «Переливание воды»Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.«Открылось – закрылось Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лиза (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла — снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.«Бассейн. Камешки Марблс»Наполнив таз водой, организовываем игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки разного цвета, формы и величины. Сопровождаем ход игры словесным комментарием: Достань большую красную рыбку, выложи узор.Игры с мыльными пузырямиДетям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Необходимо научить ребенка сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.Для этого предлагаются такие игры:«Снежинки» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.«Плыви, кораблик!» – дуть на маленький легкий кораблик на воде .«Вертушка» – дуть на игрушку-вертушку.    «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик через трубочку.«Буль-буль» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Эти игры показывают, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.После этого мы используем игру «Пенный замок»В небольшую емкость наливаем немного воды, добавляем средство для мытья посуды. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в емкость и начинайте дуть – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке.  Игры с крупамиУ нас в группе много всевозможной крупы: гречка, горох, манная крупа, фасоль, рис. При перебирании пальчиками сыпучего материала у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребёнку положительные эмоции, приятные ощущения.«Пересыпаем крупу»Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук. Мы изготовили «осязательную» ванну - насыпали в емкость манку. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации тактильного ощущения.«Разложи по тарелочкам» Смешиваем немного фасоли и гороха. Затем просим ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горох и фасоль перемешались. Давай разложим горох на красную тарелочку, а фасоль на зеленую».Тактильное панно «Поляна в лесу» Это сенсорная панель для рук. Панно, изготовленное из ковролина и ряда съёмных деталей, изображающих сюжет. Все детали, разные по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застёжек, липучек. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно изучая качество различных материалов, цвет, форму, величину, упражняясь в моделировании пространственных отношений.Хорошие результаты показывают использование игр с песком. «Песочница» помогает проявить ребёнку креативность и фантазию. Игры и обучение с помощью песочницы успокаивают и дают ребёнку новый необходимый опыт.Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)Сначала мы мнем и отщипываем пластилин, скатываем шарики, раскатываем колбаски. А потом создаем пластилиновые картинки, используя метод надавливания и размазывания. С целью коррекции тактильной чувствительности используем различные виды деятельности, которые прямо или косвенно способствуют развитию тактильно-двигательных ощущений и мелкой моторики. Такие как: аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); конструирование из бумаги; рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); собирание пазлов; сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы,крышки) разных по величине, форме, материалу;При низкой сенсорной чувствительностимы используем «Резиновые коврики и мячики» для рук и сенсорную тропу для ног. Это дорожка, на которой закреплены разные по фактуре «кочки» с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений дети ходят босиком или в тонких носках.Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится лёгкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней. «Резиновые мячики»Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.Тактильно-двигательное восприятиеДидактическая игра «Чудесная коробочка». Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький). Восприятие формы, величины, цвета. «Найди пару»Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребёнку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Для нормализации тактильной чувствительности используем всевозможные «Прищепки» и «Шнуровки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему прищепки используются для стимулирования тактильной и зрительной систем. «Водяной бассейн» с различными расположенными в нем предметами.«Шариковые ванны» Представляют собой большую ёмкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.Таким образом, включение сенсорного компонента в структуру комплексной коррекции детей с ментальными нарушениями положительно влияет на развитие речи, мышления, эмоциональной сферы, помогает снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы, формирует у ребенка положительную самооценку и эмоциональную устойчивость. Это способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования основных учебных знаний, развитию коммуникативных навыков, его социальной адаптации в обществе.
-