Публикации Креативность и волевые качества

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Креативность и волевые качества
Автор: Евменчикова Яна Вадимовна

1.ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ
  • Определение креативности
  • Впервые использовал понятие «Креативность» в 1922 г. Д. Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Как отмечают Т.А Барышева и Ю. А. Жигалов, вначале креативность понималась как «регрессия, обслуживающего ЭГО» (Э. Крис). В качестве основы выделяли предсознательные процессы (Л. Куби). С. Ариетти предпринял попытку изучения креативности как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логичного мышления, присвоив этому синтезу наименования «третичных процессов». Впоследствии стали рассматривать креативность как высший мыслительный процесс.В общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. Creation - созидание) – способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем новые способы выражения.Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями. В различных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается такое определение: Креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дана следующая трактовка данного понятия:Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.В словаре под редакцией Копорулиной В.Н. я нашел другое определение:Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.Наколаева Е.И. дает свое определение понятию «креативность»:Креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. М. А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Современные представления о креативной личности часто отличаются противоречивостью. Так в исследованиях американских психологов Торранса и Холла креативная личность наделяется способностью к эмпатии, высокой степенью проникновения в нужды и потребности других людей. Другой американский исследователь Р.В.Рескин говорит о склонности творческих личностей к нарциссизму, что полностью исключает эмпатийность, а наоборот свидетельствует о крайней степени эгоизма, использовании других людей в своих интересах, манипулирование людьми для достижения своих целей. Далее, Торранс и Холл отмечают, что творческие люди обладают способностью разрешать конфликты, особенно в тех случаях, когда конфликты не имеют логического разрешения (речь в данном случае идет о сотрудничестве как оптимальной стратегии разрешения конфликтной ситуации). Р.В.Рескин же говорит о частом стремлении креативных личностей к доминированию и к использованию агрессии при столкновении с препятствиями на пути к поставленной цели (в данном случае речь идет о соперничестве, далеко не самой продуктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации). Наконец в концепции Торранса и Холла креативная личность обладает способностью к саморегуляции, контролю за своими эмоциональными состояниями. По мнению Р.В.Рескина творческая личность отличается импульсивностью своих эмоциональных проявлений. При анализе этих представлений о креативной личности становится очевидно, что речь в них идет о совершенно разных психологических типах творческих людей, у которых креативные способности накладываются на совершенно разные типы личностных проявлений. В этой связи очевидной становится и необходимость рассматривать творческие качества не абстрактного субъекта наделенного всей полнотой творческих качеств (такой личности в реальности просто не существует), а рассматривать конкретные проявления креативности через призму той или иной личностной типологии. С физиологической точки зрения креативность связана с различной активацией правого полушария мозга, так как большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порождении различных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушарие всегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чем левое. Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых было выяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активность правого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий.К причинам, обусловливающим креативность, необходимо отнести наследственность. Но нельзя влияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора – раннего обучения, то есть чем раньше у ребенка будут развивать творческие способности, тем гениальнее будет этот ребенок.Другим фактором влияния на проявление креативности является среда. Факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, разрушить влияние наследственности. В меньшей степени влияют на творческие способности человека стили семейного воспитания. Похвала, особенно очень частая, снижает качество и легкость мышления, снижает способность ребенка добиваться новых результатов. Чрезмерная помощь взрослого при решении какой-либо задачи, также снижает гибкость мышления, что приводит к снижению проявления креативности. Для повышения степени проявления у ребенка креативности необходимо давать ребенку возможность делать выбор самостоятельно (дать ему психологическую свободу), повышать его самооценку, снижать наказание за проступки и всячески поддерживать его исследовательскую активность. Креативность развивается у ребенка тогда, когда ему при решении задачи не дают инструкции и образца действий. Креативность может не помочь в достижении результатов, если человек, обладающий творческими способностями, не имеет волевых качеств, внутренней выдержки. Реализованная креативность является следствием проявления сильных личностных качеств, таких как умение противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели и побеждать в борьбе.Также на развитие и проявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детей в семье. Первенцы обычно интеллектуальные дети, а креативными становятся последние, потому что к первенцам обычно предъявляется большее количество требований, и возлагается ответственность за реализацию всех родительских ожиданий. Но креативность перворожденных детей растет, если затем следуют дети противоположного пола либо дети того же пола, но с небольшой разницей в возрасте.Также на проявление творческих способностей влияет место рождения. Более творческие люди рождались в больших городах, что объясняется культурной средой мегаполисов, большим количеством библиотек, театров, филармоний. В больших городах проживает большое количество талантливых родителей, которые уделяют большое количество времени воспитанию своих детей.Но на реализацию творческих идей влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторы самого человека: мотивация достижения, готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задачи, наличие знаний (для проявления креативности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры) и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь. Личностные качества, которые позволяют создать что-то новое и, с другой стороны дают силы для преодоления препятствий, которые появляются на пути создания нового, также являются значимым фактором. Но отчленить влияние среды от влияния личностных качеств на проявление креативности невозможно. Креативность как процесс, деятельность. Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Всякое творчество создается на основе уже имеющегося опыта. Вся творческая продукция строится на новых комбинациях предшествующих психических элементов – формах, которые были восприняты из реального мира и которые были впоследствии изменены. Проявлению креативности способствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильными побудителями проявления творческих способностей являются любовь, зависть и чувства, проявляющиеся в стремлении приобрести материальные блага. Кроме факторов, которые способствуют проявлению креативности, существуют факторы, которые препятствуют этому. К таким факторам относятся страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность и лень.Обычно, креативные люди обладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность.Итак, понятие креативности определяется в различных источниках по-разному, но их всех найденных мною определений можно сделать вывод, что креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации.Существует несколько факторов, влияющих на проявление креативности: наследственность, окружающая среда, семейное воспитание, возможность самостоятельно делать выбор, порядок рождения и число детей в семье, место рождения, внутренние факторы самого человека, интенсивность эмоциональных переживаний.Также существуют факторы, препятствующие проявлению креативности: страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность, лень, чрезмерная помощь при решении задачи.Креативные люди обычно высокоинтеллектуальные, готовы к риску и оригинальные.1.2 Возрастные особенности креативностиВозрастные особенности креативности необходимо изучить для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления. Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма. Возможности проявления креативности у людей не одинаковы в различные возрастные периоды.Сутью креативности является создание субъективно нового независимо от его оценки.В детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость). Но способности не теряются. Чтобы войти в общество, социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%В подростковом возрасте формирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярко выраженных пика: самый яркий всплеск способностей отмечается к возрасту 10 лет, а второй всплеск – в юношеском возрасте. Нижней границей первого уровня является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок, находя решение задачи, на этом не останавливается и ищет дополнительные решения, что приводит к нахождению других способов решения. Следующий креативный уровень характеризуется тем, что закономерность, которая найдена самостоятельно, не выступает как прием решения, после которого задача откладывается, а рассматривается как новая проблема. Первое выявление этого уровня отмечается в 10 лет.Для креативности, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если этому способствует среда. Сенситивным периодом для креативности является дошкольный возраст ребенка.Итак, креативность, как и любой другой процесс, не стоит на месте: она может как развиваться, так и деградировать. С возрастом уровень креативности снижается, потому что с взрослением у человека нарастает ригидность. Проявление креативности имеет два пика: в возрасте 10 лет и в юношеском возрасте. В эти возрастные периоды креативность проявляется наиболее ярко.Для того чтобы оценить уровень проявления креативности, необходимо знать критерии оценки и методы, с помощью которых оценивается креативность.
  • Дивергентное мышление как креативная способность
  • Толчком для выделения этого вида творческих способностей послужил факт отсутствия связи между традиционными тестами интеллекта, выявляющими особенности конвергентного мышления, и успешностью решения проблемных ситуаций, осуществляемого с помощью дивергентного мышления. В связи с этим американский психолог Дж. Гилфорд разделил дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда, является основанием творчества. Конвергентное мышление связано с нахождением единственно правильного решения задачи при наличии многих условий. Автор отождествил способность к конвергентному мышлению с интеллектом, измеряемым тестами IQ.Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) придают дивергентности более широкое значение, чем Дж. Гилфорд. Они пишут, что «дивергентность, полифоничность, многофакторность – креативное качество всех когнитивных процессов (а не только мышления), «участвующих» в творческих процессах. Дивергентность проявляется на перцептивном уровне (полимодальность, поленезависимость, многоплановость перцептивного поля, способность воспринимать поле значений: текст – контекст – подтекст и т. д.); в способности видеть непроявленные, потенциальные, уникальные, «боковые» (латеральные) свойства явлений; в предпочтении сложных, комплексных, неоднозначных, неструктурированных явлений и объектов; в способности видеть явление в многополярном пространстве, в ретроспективе и перспективе; в способности одновременно учитывать или объединять несколько (в том числе противоположных) условий, предпосылок и принципов».Рассмотрение дивергентного мышления как способности выдвижения множества гипотез, как бы мышления вширь, придавало ему «правдоподобность». Естественно, что большее количество гипотез создает вероятность хотя бы одной верной. Вместе с тем мысленно мы можем увидеть в предмете лишь то, что мы уже о нем знаем. И посмотреть на него можно только с уже известных сторон, какие бы «шляпы» мы ни надевали. Поэтому открыть новое невозможно ни в фантазии (комбинируя, мы не открываем), ни в фейерверке далеких ассоциаций, ни с помощью буквально «бокового мышления» Э. де Боно, и все же искомое обнаруживает себя при рассмотрении объекта с новой стороны, но ее усмотрение не лежит буквально на поверхности, не может быть дано в непосредственном наблюдении.Ссылки на нестандартное мышление, которое, по сути, является житейским вариантом дивергентного мышления, также ничего не объясняют. Зададимся вопросом, что такое стандартное мышление? Это действие по образцу, по памяти. Но действие по образцу, стереотипу означает как раз отсутствие мышления. Поэтому нестандартное мышление – это фактически утверждение необходимости наличия самого мышления.Решение этого вопроса дано С. Л. Рубинштейном. Он в качестве основного нерва мышления рассматривает включение объекта во все новые системы отношений, где создается возможность вычерпывания из него новых свойств. Богоявленская Д. Б., 2007, с. 106.На первых этапах изучения креативности ее отождествляли с дивергентным мышлением, а сам подход такого изучения назвали психометрическим.Позже Гилфорд остановился на шести параметрах креативности:• способность к обнаружению и постановке проблем;• «беглость мысли» (количество идей, возникающих в единицу времени);• оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно);• гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;• способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность.Разделяя понятия дивергенции и креативности, Д. Б. Богоявленская указывает на совпадение мотива и цели как на необходимое условие творческого процесса: «Адекватной единицей для изучения творчества может быть лишь та, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве». В качестве такой единицы творчества она рассматривает интеллектуальную активность, которая определяется как ситуативно нестимулированная продуктивная деятельность. Иными словами, творчество начинается только тогда, когда действие индивида приобретает «порождающий характер» — его результат шире, чем исходная цель. Д. Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня данного явления. Первый (симультанно-продуктивный) уровень отражает степень развития умственных способностей. На данном уровне деятельность продуктивна, но определяется действием какого-то внешнего стимула. На втором (эвристическом) уровне деятельность принимает творческий характер, т. к., имея надежный способ решения, человек приходит к открытию новых оригинальных способов. Каждая найденная закономерность оценивается субъектом как «свой» способ решения поставленных задач. Третий (креативный) уровень отличает то, что самостоятельно найденная закономерность не используется как прием решения, а воспринимается как новая проблема.
  • Виды (типы) креативности
  • А. Маслоу (2003) разделяет креативность на два вида: креативность таланта и креативность самоактуализации. Он пишет, что последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но и многочисленными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески.А. Маслоу описывает составляющие креативности самоактуализации: восприятие, самовыражение, «вторая наивность», влечение к неизведанному.Восприятие. У людей с креативной самоактуализацией обладает особой восприимчивостью, незашоренностью (как у ребенка в сказке Г. Х. Андерсена про голого короля). Люди с такой восприимчивостью способны видеть новое, специфическое, имеют свежий взгляд. Вследствие этого они живут гораздо более в реальном мире природы, чем в условном мире концепций, абстракций, убеждений и стереотипов, которые обычные люди склонны смешивать с реальным миром.Самовыражение. Креативная самоактуализация выражается в спонтанности и экспрессивности людей. Эти люди ведут себя естественно и раскованно, открыто выражают свои мысли и побуждения, не боясь насмешек со стороны.«Вторая наивность». Креативность самоактуализирующихся людей похожа на креативность всех счастливых и не испытывающих беспокойства детей. «Вторая наивность» проявляется спонтанно, без всяких усилий, без привязки к стереотипам и клише. Они, как и дети, открыты переживаниям, только в меньшей степени. Невинность их восприятия и экспрессивности сочетается с изощренностью ума. Это врожденная особенность, которая не была подавлена по мере приобщения человека к культурным нормам.Влечение к неизведанному. Самоактуализирующиеся люди мало опасаются неизвестности, таинственности, загадочности. Наоборот, неизвестность притягивает их. Они не испытывают пристрастия к знакомым, хорошо известным вещам, а их стремление к истине не имеет ничего общего с гипертрофированной потребностью в порядке, определенности и безопасности. Они хорошо чувствуют себя в хаосе, демонстрируют нерешительность, сомнения, неопределенность. Сомнения в сочетании с откладыванием принятия решения, столь неприятные для большинства людей, для некоторых самоактуализированных креативов могут означать не психологический спад, а, наоборот, подъем.А. Маслоу выделяет в креативности самоактуализирующихся людей два уровня – первичный и вторичный. Первичный уровень – это непроизвольная креативность, связанная с озарением, вдохновением, пиковыми переживаниями. Вторичный уровень – произвольный, связанный с тяжелым трудом, длительным обучением, стремлением к совершенству. «На смену спонтанности приходит произвольность; на смену полному принятию приходит критика; на смену интуиции приходит тщательное обдумывание; на смену смелости приходит осторожность; на смену фантазии и воображению приходит испытание реальностью. Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы,отказы» (2003, с. 228–229).Креативность, при которой задействуются оба типа процессов в правильной последовательности, А. Маслоу называет «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии, науки.Г. А. Глотова (1992) не совсем адекватно, по моему мнению, разделяет креативность на всеобщечеловеческую (способность к безграничному изменению форм и механизмов жизнедеятельности человека в мире), потенциальную и актуальную (проявляющуюся в виде нестандартных продуктов особого уровня и качества).Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну). Дружинин В. Н., 1999, с. 188.И. Б. Дерманова и М. А. Крылова (2004) выделили такие виды креативности: невербальную, вербально-символическую, вербально-семантическую, вербально-ассоциативную и креативность как творческое отношение к жизни и установили, что все они не коррелируют друг с другом.Наконец, выделяют эмоциональную креативность (Averill, Thomas-Knowls, 1991)В отечественной психологии попытки составления классификации творческих людей предпринимались неоднократно. В.И. Андреевым (1988) была представлена одна из первых отечественных классификаций творческих личностей:Интуитивист: художественный типЛогик: мыслительный типТеоретик: логик-теоретик; теоретик интуитивистПрактик (экспериментатор): организатор, инициатор, исполнительХудожник: скульптор, писатель, музыкант, педагогЛичность коммунистического и капиталистического типа. Данная модель к сожалению не лишена идеологических штампов (последний пункт данной типологии) и страдает некоторыми повторениями (пункты 1 и 5, 2 и 3), но в целом дает некоторые представления о возможном разделении творческих людей на основании функционального доминирования у них левого или правого полушария головного мозга (логики и интуитивисты), или преобладания у них теоретической или практической направленности в деятельности (теоретики и практики). Д.Б.Богоявленская, рассматривающая креативность как разновидность мотивационных процессов выделяет свою классификацию творческих личностей. Критерий выделения - уровень интеллектуальной активности. Д.Б.Богоявленской дает не только представление о разных психологических типах творцов, но и показывает пути поэтапного развития креативных способностей. Так, ею выделены 3 уровня интеллектуальной активности: 1. Стимульно-продуктивный (самый низкий уровень). На данном уровне развития креативных качеств индивид постоянно нуждается во внешней стимуляции своей творческой деятельности, т.е. у него отсутствует внутренняя мотивация к творчеству. 2. Эвристический (средний уровень). Не нуждаются во внешней стимуляции своей творческой деятельности. Внутренне стимулированы как процессом, так и результатом своей творческой деятельности. Ограниченность состоит в том, что они ищут новые способы решения только тех задач, которые поставлены извне. По моему мнению, у данного типа есть еще одно психологическое преимущество, по сравнению с третьим типом, который Д.Б.Богоявленская считает более высоким уровнем развития креативных качеств - он тесно связан с практикой и с внешней средой (социумом), что позволяет ему сохранять свое психическое здоровье. Данный тип близок к «практику» в типологии В.И.Андреева. 3. Креативный (самый высокий). Обнаруженная данным испытуемым эмпирическая закономерность становится для него не формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить даже предложенную ему экспериментальную деятельность. Для лиц, отнесенных к этому уровню характерна способность самостоятельно ставить проблему, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной задачи, способность находить новое видение проблемы там, где для этого не хватает экспериментальных данных. Эти люди больше мотивированы самим процессом творчества, нежели чем его конечными результатами уточняет Галактионов И.В. Комаров Р.В пишет что, прежде всего, все виды креативности отчетливо делятся на две группы: те, которые напрямую участвуют в генерировании творческого замысла, — творческий компонент креативности или новаторский, если называть его в традиции зарубежной психологии. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (ремесленный компонент или адапторский). К ремесленным видам креативности относятся три известных вида: беглость (производительность, по В.Д.Шадрикову), разработанность (точность) и компиляция. Последний вид креативного мышления Э.Торранс называл «анализ и синтез». Все три примечательны тем, что связаны с творческим замыслом вероятностно, то есть увеличивают вероятность генерирования творческого замысла, но гарантом его служить не могут. Творческий компонент креативности, по сути, отождествляется с одним единственным в психологии творчества понятием — оригинальностью как степенью отклонения от стандарта, а дальше начинаются проблемы ее качественной интерпретации. Для определенности все разновидности оригинальности целесообразно разделить на две подгруппы: оригинальность «для себя» или эгоцентрическая оригинальность (по созвучию с речью в ранних исследованиях Ж.Пиаже) и оригинальность «для других» (социализированная). Тогда первая подгруппа вберет в себя такие виды креативного мышления как гибкость (Э.Торранс), нестандартное мышление (Э. де Боно) и флексибильность. Содержательной разницы между ними нет, они тождественны. Сложнее обстоит дело с оригинальностью «для других». Первый ее вариант — оригинальность по типу девиации: чем отдаленнее, тем оригинальнее (Дж.Гилфорд и Э.Торранс), потому второе ее имя крэйзитивность (Э. де Боно); она же оригинальничание; она же произвол (В.Т.Кудрявцев). Другой вариант оригинальности «для других» — оригинальность, подчиненная критерию осмысленности. В этой группе найдут себе место осмысленные отдаленные ассоциации (С.Медник) и смысловой реализм воображения (В.Т.Кудрявцев), которые могут воплощаться либо в переопределении (интерпретировании), либо в проницательности (глубине проникновения), описанных Э.Торрансом. Еще одна группа видов креативности, относящихся к оригинальности «для других», — аналогичные, но между собой не тождественные виды креативности: чувствительность к проблемам (Дж.Гилфорд, Э.Торранс), интеллектуальная инициатива (Д.Б.Богоявленская) и надситуативность (В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев). И последний вид оригинальности «для других» — вид, наиболее характерный для сферы искусства (хотя не только). Это оригинальность как гармония или эстетическая формообразующая функция (Ю.А.Огородников). Разумеется, такая классификация страдает схематизмом. В ней также не раскрыты более тонкие, переходные взаимосвязи между подгруппами.Рис. 1 Классификация видов креативного мышления
  • Методы оценки креативности
  • Для оценки творческих способностей человека существуют несколько методов: тестирование и эксперимент.В свое время тесты вызвали много споров. Одни считали их точным инструментом для изучения способностей. Другие отрицали тестовые методы. Заключения о том, обладает человек креативностью или нет, нужно делать на основании не только теста, но еще и на основании всестороннего изучения личности и ее деятельности. С помощью тестирования нельзя проникнуть в глубинные механизмы креативности. Тесты помогают выявить те особенности человека, по которым можно было бы предсказать грядущие успехи человека. Тесты ставят испытуемого в такие условия, в которых он выдает ровно столько способностей, сколько того требует задача. Определить с помощью теста, способен ли человек на большее и какова действительная мера его активности, с помощью теста невозможно. Результаты применения тестов представляют интерес пока только для исследователей-психологов, так как для практического психолога данный метод недостаточно эффективен. Сейчас исследователи работают без теории, вслепую. Для устранения этого недостатка необходимо глубже разработать общую теорию метода.Следующим методом оценки креативности является метод «проблемной задачи». Проблемные задачи строятся по принципу рассогласования, несоответствия того, что должно быть и того, что есть. Такое рассогласование стимулирует умственную деятельность испытуемого. Этот стимул вызывает у испытуемого множество внутренних стимулов мотивационного порядка. Поэтому нельзя сказать, какой мотив является ведущим в данной деятельности. Но проблемные задачи, также, как и тесты, не позволяют полностью оценить способности человека.Третьим методом оценки креативности является эксперимент. В данное время построена новая модель эксперимента для изучения креативности. Эта модель отличается от старой модели тем, что она является объемной для того, чтобы прослеживать ход мысли за пределами решения исходной задачи. В этом качестве может выступать система однотипных задач с общими закономерностями. Существует несколько принципов построения эксперимента. Первым принципом является отказ от внешнего побудителя и предотвращение появления внутренней оценочной стимуляции. Испытуемый освобождается от необходимости решения сложной проблемы, что-то изобретать и творить. Также должен быть максимально отброшен прошлый опыт, который может способствовать порождению стимулов, которые экспериментатор контролировать не может. Требование решить задачу выступает в качестве стимула творческой лишь до тех пор, пока испытуемый не находит алгоритм решения задачи. Познавательный поиск может стимулироваться не только внешними требованиями, но также и чувством неудовлетворенности результатами собственной работы. Второй принцип построения эксперимента заключается в том, что задание не должно ограничивать испытуемого чем-либо. Задание должно быть построено не по принципу теста или проблемной задачи, а как ничем не ограниченное поле деятельности (задачи, доступные для решения при любом уровне умственных способностей). В данном эксперименте не должно быть поставлено определенных закономерностей и проблем. Так как метод направлен на выявление способностей человека к преодолению ограничений, то в эксперименте могут быть какие-либо ограничения. Структура эксперимента должна предусматривать наличие ложных ограничений. Третьим принципом, построения эксперимента является его долговременность. Испытуемому необходимо дать время для овладения деятельностью, а затем проявления инициативы, а оно у всех разное. Деятельность должна быть простой, но вариативной, чтобы сделать эксперимент длительным по времени.Эти требования могут быть использованы в другом материале, в разных методиках, но только реализация этих принципов в их совокупности образует новый метод, который условно можно назвать «Креативное поле». У школьников творческие способности можно оценить с помощью конкурсов и олимпиад. Но это не всегда удается из-за того, что на олимпиадах по таким предметам, как химия, биология, языкознание или география необходимо проявлять именно имеющиеся знания, а не креативный подход к решению задач. Также еще одним способом выявления и оценивания творческих способностей у школьников являются вопросы, которые стимулируют нестандартное мышление и самостоятельность суждений. Но, оказалось, многие педагоги не в силах сформулировать такие вопросы.Итак, для оценки креативности используются следующие методы: тестирование, метод проблемной задачи и эксперимент. Для построения эксперимента необходимо придерживаться трех принципов: отказаться от внешнего побудителя, избавить испытуемого от ограничений при решении задачи, сделать эксперимент долговременным.Уровень креативности у школьников можно оценить с помощью проведения различных конкурсов и олимпиад.Но для того, чтобы исследование уровня креативности было эффективным, необходимо использовать самый информативный метод. Для выявления такого метода необходимо провести сравнительный анализ всех методов оценки креативности.2.ИЗУЧЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ2.1 Определение волевых качеств личности Волевые качества (проявление воли, сила воли, волевые усилия) не имеют конкретного определения. Одним из примеров служат учебники К.М. Гуревич; П.А. Рудик в которых обходят тему силы воли и волевых качествах. До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качестваВ учебнике «Общая психология» [1986] волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.Обратимся к Б.Н. Смирнову он дал следующее определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» [1984, с. 95].Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания.Е.П. Ильин корректирует неоднозначное определение следующим образом: волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем [1973], который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду — не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия.С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании. В учебниках праздному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других — что это способность человека, в третьих — что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества — это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям — и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так. А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин [1981]). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности — типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с само стимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.В современной психологии считается, что существенный признак воли человека – это наличие у него разнообразных качеств, получивших название волевых. Отсутствие у индивида этих качеств рассматривается как показатель отсутствия воли. Использование понятия волевых качеств имеет как положительные стороны, так и недостатки. На недостатки этого признака обращает внимание В.А. Иванников в работе [Психологические механизмы волевой регуляции 12], выделив среди них три несовершенства. Во-первых, они не всегда связаны друг с другом, а значит, что наличие у человека одного из них не предполагает проявления других качеств. Во-вторых, практика воспитания волевых качеств показывает, что для их формирования требуются и другие характеристики личности (чувство уверенности в себе, адекватный уровень притязаний и самооценки), без которых невозможны решительность, настойчивость и иные волевые свойства, а также наличие соответствующих мотивов, знаний и умений человека. В-третьих, демонстрация волевых качеств не всегда свидетельствует о проявлении воли (это могут быть проявления ярости, гнева и т.п.) [3]. Тем не менее, психология идет по пути выделения и последующего измерения волевых качеств, поскольку это имеет очень важную практическую задачу – прогнозирование поведения человека. Определяя у индивида волевые качества и уровень их развития, а также содержание его личности и специфику возникающих жизненных обстоятельств, можно с высокой долей вероятности предвидеть его поведение в ситуациях, требующих проявления воли.2.2 Специфика проявлений волевых качеств у творческой личности.Показано, что существующие способы идентификации и классификации волевых качеств мало способствуют практическому их применению. Сила воли индивида представляет собой усреднённую силу его волеизъявлений, сила которых складывается из эффективности проявления отдельных волевых качеств. Поэтому нахождение силы воли должно опираться на измерения силы порознь взятых волевых качеств.Предложен способ построения базисной системы волевых качеств человека, основанный на свойстве независимости. Эту систему составляют такие качества, как выдержка, инициативность, настойчивость, организованность, решительность, самостоятельность и смелость. Показано, что каждое волеизъявление может быть представлено с помощью только этих волевых свойств. Применение базисной системы открывает возможности для построения способов количественного измерения волевых качеств, а вместе с тем и для метризации всего пространства волеизъявлений.Ю.Т. Глазунов, К.Р. Сидоров утверждают, что любое волеизъявление человека можно отразить только через выдержку, инициативность, настойчивость, организованность, решительность, самостоятельность и смелость. Для иллюстрации рассмотрим примеры. Пример 1: допустим, что во время спортивного соревнования гимнаст повредил плечевой связочный аппарат, но, превозмогая боль и отказавшись от помощи врача, продолжил свое выступление. Какие базисные волевые качества составили данное волеизъявление? Обратимся к таблице 1. Таблица 1. Независимые волевые качества и их содержаниеОчевидно, что спортсмен проявил способность устойчиво двигаться в направлении цели, то есть настойчивость (цель – победа в соревнованиях). Проявил он также решительность – способность быстро принимать решения, выбирать действия и осуществлять их; выдержку – способность сдерживать собственную импульсивность и выжидать, подавляя малообдуманные действия, поскольку первый импульс, который у него возник – прекратить выступление и покинуть соревнования; смелость – способность не поддаваться страху, связанному с переживанием за поврежденное плечо; самостоятельность – способность эффективно действовать без поддержки других, поскольку отказался от помощи врача. Пример 2:женщине средних лет предстоит плановая операция по удалению желчного пузыря. Стимулом для скорейшего выполнения операции являются сильные болевые ощущения. Операцию она делает впервые, что вызывает у неё страх. Проявляя волю, больная на операцию решилась. Данное волеизъявление отличают: инициативность, организованность, решительность, самостоятельность, смелость. При анализе примеров они отметили только те волевые качества, которые в соответствующих волеизъявлениях наиболее выразительны. Выразительность связана с силой проявления волевых качеств. Более детальный анализ может показать, что в каждой рассмотренной ситуации в той или иной мере фигурирует весь набор волевых качеств, представленных в таблице. Просто остальные волевые качества выступают здесь с малой силой. Можно, вероятно, утверждать, что и каждое волеизъявление включает в себя все элементы таблицы, фигурирующие в нём с разной силой проявления воли. Выводы:1. Количество ВК, основания их выделения, их содержание и функциональное назначение различаются в зависимости от авторской позиции. Предлагаемые различными авторами ВК часто пересекаются по своему содержанию, или одинаковое их содержание обозначается разными названиями. Такая ситуация не способствует ни дальнейшему научному применению этого понятия, ни практическому его испоьзованию, связанному с метризацией человеческих волеизъявлений. 2. В качестве основания для составления базисной системы ВК, открывающей дорогу для измерения силы воли, предложено использовать их независимость. Выделены семь независимых ВК, исчерпывающе описывающих любую ситуацию, требующую проявления силы воли. К ним относятся выдержка, инициативность, настойчивость, организованность, решительность, самостоятельность и смелость.2.3 Классификация волевых качествСреди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности, содержания, количества и классификации волевых качеств. Начну с того, что, говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» — невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности. Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» [1991, с. 49]. В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование — волю — пока не подкреплено какими-либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга. Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» [1998, с. 135].В настоящее время существуют различные классификации волевых качеств. По мнению В.А. Ивaнникова, все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю. Кроме того, в одних ситуациях человек демонстрирует волевые качества, а в других проявляет их отсутствие. В то же время, имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого пoведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства. (В.А. Иванников, Е.В. Эйдман). Эта позиция близка той, которую ранее изложил В.И. Селиванов, который объективным основанием для разграничения волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе В.И. Селиванов относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость, ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение. Ф.Н. Гонобoлин (1973) делит волевые качества на две большие группы, связанные с активностью и торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность, организованность. Исследователи волевых качеств считают, что невозможно разделить все волевые качества строго на две группы. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Некоторые психологи пытаются дать более обобщенные классификации и используют для этого такие основания, как пространственно-временные и информационно-энергетические параметры. Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные, замечает Е.П. Ильин. Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам П.А. Рyдик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. А.Ц. Пyни и Б. Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность. K основным первые авторы отнесли настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность. Попытку в какой-то степени разрешить создавшееся положение с дифференциацией и классификацией волевых качеств с помощью факторного анализа предприняли В.А. Ивaнников и Е.В. Эйдмaн (1990). Однако содержательная сторона каждого свойства авторами не рассматривалась, а принималась ими как нечто, не требующее доказательств. В связи с этим остается под вопросом отнесение к волевым качествам таких свойств, как обязательность, принципиальность, ответственность и деловитость. Другие характеристики (спокойный, энергичный) скорее относятся к темпераменту, чем к воле. Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В.К. Кaлин (1989). Oн выделяет базальные (первичные) и системные (вторичные) качества. К первым oн относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Ко вторым — настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В этих качествах, как отмечает автор, наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности. Рассматривая волевые качества как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного, некоторые авторы говорят о горизонтальной и вертикальной структуре волевых качеств. Горизонтальную стрyктуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические oсобенности свойств нервной системы. Но, как отмечает Е.П. Ильин, не следует говорить о плохих и хороших типологических особенностях. Также следует подчеркнуть, что каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую стрyктyру; одни компоненты в разных волевых качествах могут совпадать, другие — расходиться.1 Вертикальная стрyктура предполагает, что все волевые качества имеют схожие три «слoя»: 1) природные задатки; 2) волевое усилие, которое инициируется субъектом; 3) социальные и личностные факторы, т.е. мотивационная сфера личности, нравственные принципы и т.д. В каждом вoлевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Так терпеливость в бoльшей степени определяется природными задатками (и по некоторым данным, биохимическими характеристиками работы организма), а настойчивость — в большей мере мотивацией (в частности, потребностью достижения). В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базoвым вoлевым качествам личнoсти, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важными в волевом развитии являются ранние возрастные этапы развития личности. Галактионов И.В. в диссертационном исследовании обнаружил корреляционную взаимосвязь некоторых волевых качеств личности и общих креативных способностей. Он предоставляет более развернутую и детализированную модель взаимосвязи волевых качеств личности и творческих способностей. В качестве структуры волевых качеств личности была использована классификация Е.П. Ильина (2000). Данная классификация включает следующий набор качеств: 1. Целеустремленность — это систематическое проявление комплекса волевых качеств личности, направленных на достижение стратегической отсроченной цели. Целеустремленность- удел людей увлеченных, она может поддерживаться интересами, эмоциональной и личностной вовлеченностью в процесс выполняемой деятельности. Такую целеустремленность иногда называют одержимостью. Деятельностью, которая можем вызывать подобные эмоции, и волевые усилия вполне может являться творчество. Физиологическим механизмом данного волевого качества является «инерционная доминанта», которую в своих работах рассматривал А.А. Ухтомский, она может управлять всем поведением человека тормозя все не сопутствующие ей стимулы и потребности и таким образом способствует долгосрочной концентрации на основной целевой задаче. Вследствие этого целеустремленный человек абстрагируется от мелких не существенных задач и умеет выделять главные, стратегические цели, которые на длительное время становятся основным смыслом его жизни. Он ясно представляет себе то, к чему он стремится и для чего систематически проявляет волевые усилия. Если говорить о взаимосвязи данного волевого качества со свойствами личности творческого человека, то можно предположить, что оно у него будет проявляться в процессе планирования и решения им долговременных творческих задач, где получение конечного творческого продукта отсрочено на неопределенную перспективу. Целеустремленность в данном случае может играть роль установки на творческий результат. Большинство автобиографий известных творческих личностей (ученых, деятелей искусства) изобилуют примерами, когда они занимались любимым делом вопреки неудачам, критике со стороны авторитетных специалистов, неблагоприятным внешним обстоятельствам. Выдающихся результатов в различных видах профессиональной деятельности им помогла достичь не только уникальная одаренность, но и феноменальная целеустремленность. Данное качество является актуальным как для групповых, так и индивидуальных форм творческой деятельности. В исследованиях нами была установлена положительная взаимосвязь целеустремленности с продуктивностью творческого мышления и воображения у студентов педагогических вузов. Волевые качества, связанные с целеустремленностью: А. Терпеливость – однократное длительное противостояние неблагоприятным факторам, связанных с неудовлетворением важнейших физиологических потребностей. Терпеливый человек способен эффективно преодолевать даже такие тяжелые физиологические состояния как боль и жажду, удушье и др. Длительность проявления этого качества зависит от энергетических ресурсов организма и силы мотивации.В отличие от настойчивости, как отмечает В. К. Калин, при проявлении терпеливости мобилизация ресурсов осуществляется по механизмам инициативной регуляции. Терпеливость связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия.Данное качество инициируется внутренним барьером, чаще всего физиологического характера, которое ему предстоит преодолеть. В интеллектуальной деятельности таким препятствием часто является чувство утомления. Именно как фактор борьбы с усталостью терпеливость может быть важным стимулятором процесса творчества, т.е. способствует длительному протеканию данного процесса. Однако следует предположить, что значение данного волевого качества для креативной личности не так актуально, поскольку творческая деятельность постоянно инициируется и поддерживается эмоцией интереса, которая как известно, является главной «энергостанцией» организма, обеспечивая ему весьма продолжительную работоспособность. Терпеливость чаще нужна в таких видах деятельности, где человек сталкивается со скукой или монотонией, творческая же деятельность является прямым антиподом этих состояний.Б. Упорство является сволевым качеством, которое проявляется индивидом в ситуациях, где нужно здесь и сейчас достичь желаемого несмотря на имеющиеся проблемы и препятствия. Оно носит характер одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (тактической) цели. Данное качество способствует повышению результативности (продуктивности) творческой деятельности, которая преследует тактические цели. Положительно сказывается как на групповых, так и на индивидуальных разновидностях творческой деятельности. Упорство наиболее актуально для креативов-прагматиков, решающих интеллектуальные задачи в «отсеке сегодняшнего дня», которым предстоит бороться с множеством спонтанно возникающих препятствий, действовать в условиях непредсказуемости.В. Упрямство — это тоже волевое проявление, но имеющее негативную направленность или кажущееся таковым (правда, не с точки зрения самого субъекта). Действия субъекта при упрямстве окружающим кажутся эгоистичными, не рациональными, чаще связанными с импульсивными и эмоциональными качествами личности. С упрямством связана ригидность мышления, неспособность более гибко реагировать на вызовы реальности, а это уже прямая противоположность дивергентности и гибкости ума, способностей, характеризующих творческую личность.Правда, нельзя не отметить, что упрямство оценивается как негативное волевое проявление не всегда оправданно. Целесообразность прикладываемых для достижения цели усилий — понятие весьма относительное. То, что кажется разумным приложением сил человеку, для которого выполняемая им деятельность имеет глубокий личностный смысл, может показаться безумной и пустой тратой времени для человека, который этого смысла не знает. Причины проявления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению. Но оба эти стремления, если отбросить некоторые возможные девиации в целом могут приводить к зарождению творческой индивидуальности. Упрямство, по нашим данным, способствует повышению продуктивности только в индивидуальных формах творческой деятельности и только в зрелых возрастах.Г. Настойчивость — это систематическое проявление волевых усилий, когда человек стремиться достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие барьеры и трудности (Е.П. Ильин).Проявление настойчивости в значительной мере зависит: 1) от уверенности субъекта в достижимости поставленной им цели 2) от мотивации достижения, 3) от волевой установки на преодоление возникающих препятствий.Уверенность в достижимости цели у истинного творца, несомненно, должна быть развита, это дает ему необходимый психологический ресурс для преодоления множества внутренних и внешних барьеров, постоянно возникающих на пути к стратегическим целям, а в творчестве еще и длительность этого пути невозможно точно предсказать.Мотивация достижений неоднозначно взаимосвязана с креативными качествами личности. Так известные исследователи креативности, создатели методов диагностики творческих способностей (А.Медник, Д.Гилфорд, Е.Торренс) упоминали о негативном характере влияния мотивации достижений на творческую результативность особенно такое влияние будет ощущаться в групповых формах творческой деятельности (мозговой штурм, синектика и др.).Было установлено, что настойчивость способствует повышению уровня творческих достижений групповой и индивидуальной творческой деятельности, направленной на достижение отсроченных целей, но в групповых формах диагностики необходимо снять временные ограничения при выполнении тестовых заданий. Кроме того, более высокие качественные результаты творческой продуктивности показали студенты со средним уровнем мотивации достижений.2. Самообладание – является комплексной волевой характеристикой, которая включает волевые качества, способствующие повышению самоконтроля и саморегуляции своих психических состояний в особенности в ситуациях, связанных с повышенным уровнем риска или подавлением нежелательных реакций. Одни волевые качества этого комплекса усиливают активационные процессы в нервной системе (смелость, решительность), другие ее тормозят (выдержка). В творческой деятельности это волевое качество имеет исключительно важное значение. Без него невозможна ни продуктивность, ни оригинальность – основные характеристики креативности. Можно сказать, что от проявления этого качества зависит и процесс, и результат творческой деятельности. Процесс творческой деятельности нередко сопровождается негативными эмоциями, с которыми необходимо бороться (например, такими как страх неудачи, тревога и стресс) и без такого качества как самообладание это было бы невозможно. А без таких качеств как смелость невозможно было бы преодолевать страхи – основное препятствие на пути творческого человека и пойти на осознанный риск.Волевые качества, характеризующие самообладание:А. Выдержка – качество способствующее, как уже говорилось выше торможению нервных импульсов. Особенно тех, которые можно отнести необдуманным эмоциональным побуждениям, подчинять разуму и воле свои желания и эмоции. (Е.П. Ильин). Выдержанный человек кажется невозмутимым, даже если внутри него пылает настоящий пожар сильных эмоций и влечений. Он способен бороться с искушениями и вредными привычками. В тоже время выдержанный человек отнюдь не истукан и не мумия ему также знакомы эмоциональные переживания, просто он умеет их активно подавлять, если они мешают интересам дела.Роль этого качества в проявлении креативных способностей личности до конца не ясна. Так существует точка зрения, что высоко креативные личности отличаются высоким же уровнем эмоциональной раскованности, экспансивности, а следовательно, у них может быть не высокий уровень выдержанности. Кроме того, высокий уровень торможения нервной системы, сопровождающий данное качество по нашим экспериментальным данным, отрицательно коррелирует с высоким уровнем креативных качеств. В тоже время, в групповых формах творческой деятельности выдержка может быть важным компонентом эффективной коммуникации. Б. Несдержанность – является психологическим антиподом выдержки и может трактоваться как полное ее отсутствие. Это качество чаще всего проявляется в виде агрессии импульсивном поведении. Агрессия в психологии понимается, как намерение причинить вред (моральный или физический) какому-либо лицу, причем под агрессивным поведением понимается даже такое поведение, которое реальный ущерб не причинило. Правда, в последнее время отношение к агрессии стало меняться. Все чаще стали говорить не только о негативном характере агрессии, но и о позитивном агрессивном поведении. Так, некоторыми авторами агрессия расценивается как наступательное, атакующее, а это означает быстрое и решительное вступление в дискуссию, в игру и т. п. Отсюда говорят об атакующем стиле ведения споров, спортивного единоборства. Нападать оппонента в споре, навязывать ему свою волю, предъявляя свои доводы, — это может расцениваться как агрессивное поведение, так как тем самым ущемляются интересы другой стороны. Всякий убежденный в своей правоте человек, активно ввязывающийся в спор или вступающий в дискуссию, поневоле становится «агрессором». Таким образом, из приведенных примеров видно, что позитивное, а порой и негативное агрессивное поведение требует, как правило, проявления человеком ряда волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости. В то же время негативное агрессивное поведение может рассматриваться и как проявление отсутствия силы воли, а именно отсутствия сдержанности, самообладания. Влияние этого фактора на креативность также неоднозначно. Так в экспериментальном исследовании было установлено, что в группе высококреативных студентов был диагностирован относительно более высокий уровень гневливости, что может косвенно свидетельствовать, что это волевое качество может положительно кореллировать с результативностью (продуктивностью) творческой деятельности. В данном случае возникает вопрос - какой уровень проявления этого качества способствует, а какой уже начинает тормозить процесс творческой активности. В. Смелость. П.А. Рудик под этим качеством понимает способность человека осознанно и активно действовать в потенциально опасных и затруднительных для человека ситуациях, которые чреваты для него тяжелыми последствиями.По В.К. Калину, смелость — способность сохранять устойчивую психическую организацию, самоконтроль в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, при этом, не снижая эффективности и качества своей деятельности.Е.П.Ильин определяет смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях. При этом смелый человек, как и все нормальные люди, в экстремальных ситуациях испытывает страх, но эта тревога его не парализует, не нарушает качественного протекания процессов деятельности, не заставляет отказаться от поставленной цели. По экспериментальным данным, данное качество положительно сказывается на оригинальности и гибкости творческого мышления, а также на общей продуктивности творческой деятельности, так как помогает человеку справиться с эмоцией страха – основным эмоциональным препятствием для процессов творчества.Г. Решительность. Разными авторами решительность понимается по-разному. Но общим для всех определений является следующее: отнесение решительности к принятию решения, указание на время принятия решения и на значимость ситуации. Решительный человек быстро переходит от слов к действиям, не тратит много времени на колебания и раздумья. Данное волевое качество всегда связано с преодолением сомнений и в тоже время это свойство отнюдь не означает необдуманный выбор цели и способов ее достижения, решительному человеку также знакомы внутренние противоречия и конфликты, но в отличие от нерешительных людей он умеет быстро преодолевать эти амбивалентные тенденции.Е.П. Ильин дает следующее определение этого качества: решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения. Корреляции между волевыми качествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность), причем они выражены в большей степени у лиц женского пола. Однако и в этих случаях встречаются исключения, когда многие боязливые в опасной ситуации становятся решительными, если их ставят в ситуацию вынужденной необходимости выполнять ответственное и значимое задание. Для них длительное переживание тревоги и страха мучительнее, чем сама опасность, поэтому они могут пойти на любой исход, лишь бы прекратить мучительное для них ожидание опасности. Взаимосвязь этого качества с креативными способностями нуждается в экспериментальной проверке, хотя гипотетически можно предположить, что у творческих людей более высокий уровень развития данного качества, так как им часто приходится принимать решения в ситуации оправданного риска. Кроме того, решительность может влиять на проявление таких креативных качеств как «беглость», и «сообразительность» от которых зависит скорость получения творческой продукции.3. Сложные морально-волевые качества:А. Самостоятельность и инициативность. Самостоятельность — это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи (Е.П.Ильин). Самостоятельный человек сам принимает решения, сам осуществляет свои намерения, осуществляет самоконтроль и саморегуляцию своих состояний в процессе выполнения деятельности и готов нести ответственность за полученный результат этой деятельности.Самостоятельность начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, сенситивным периодом для начала ее проявлений можно считать 3-4 года, когда ребенок начинает упрямо заявлять своим родителям «мама, папа, я сам!» В подростковом периоде самостоятельность является отражением потребности в эмансипации от взрослого социума и самоутверждении, при этом максималист подросток хочет взять этой самостоятельности столько, сколько сможет, порой не согласуясь со своими способностями и объективными возможностями. У старшеклассников самостоятельность должна стать неотъемлемой чертой его способности к самоопределению – основному новообразованию данного возраста. Самостоятельность должна помочь юноше сделать свой главный креативный выбор – выбор жизненной цели и жизненной стратегии. В большинстве исследований креативности самостоятельность отмечается как потенциально значимое качество творческой личности. Это волевое качество способствует проявлению оригинальности мышления – одного из основных качественных показателей творческого процесса. Самостоятельность присутствует на всех этапах творческого процесса от осознания проблемы до реализации принятых решений.Инициативность. Инициатива является частным проявлением самостоятельности. Данное качество наблюдается в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Инициатива, с одной стороны, является мотивационно-волевым качеством, она характеризуется социальной смелостью, способностью взять на себя ответственность за совершаемые поступки.Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе, поэтому данное качество, несомненно, положительно коррелирует с креативными способностями, особенно с проявлением оригинальности. Все творческие люди в своих видах деятельности становились основателями реформ и инноваций. Они первыми прокладывали дорогу к новым направлениям науки и искусства для своих последователей. Так что инициативность в структуре личностных качеств настоящего творца занимает не последнее место.Б. Дисциплинированность и организованность.Дисциплинированность. Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, организованность, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Таким образом, дисциплинированность является сложным морально-волевым качеством, связанным с интеллектуальным выбором, сознательным принятием на себя определенных обязательств. Это качество позволяет упорядочить совместную деятельность людей и сделать ее более эффективной, особенно в организациях, где от слаженности работы коллектива от уровня его дисциплинированности зависит жизнь и здоровье людей (МЧС, АЭС и пр.) Психологи различают: а) дисциплину из соображений выгоды, б) дисциплину по принуждению, в) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) человеком норм, регулирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности и долга. Такая дисциплина не контролируется извне при помощи принудительных мер и санкций. Это дисциплина, основанная на внутренней убежденности личности в том, что так поступать или делать необходимо и правильно. Вследствие этого человек испытывает личную потребность следовать нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины, теряет самоуважение. Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние стимулы — поощрение и наказание. Это дисциплина- больше напоминает детское послушание. Это волевое действие тут же может прекратиться, как только личность, у которой доминирует только эти разновидности дисциплинированности потеряет ощущение внешнего контроля над его поступками (как например учащиеся в школе, когда урок неожиданно покидает педагог).Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В структуру этого качества, очевидно также входят выдержка, самоконтроль и самообладание.Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения и мышления. Человек утрачивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения. Но это, пожалуй, касается лишь дисциплины из соображений выгоды и дисциплины по принуждению, т.е. внешне стимулированных видов данного качества. Самодисциплина же наоборот может быть важным компонентом культуры умственного труда и положительно сказываться на продуктивности творческой деятельности. В наших исследованиях нами была установлена положительная взаимосвязь самодисциплины с базовыми креативными показателями, причем в основном в индивидуальных видах творческой деятельности.Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самостоятельное волевое качество (Н. Д. Левитов, В. К. Калин). Н. Д. Левитов пишет, что организованность — это когда человек умеет упорядочивать свою жизнь, подчинять принципам свои желания и деятельность. Такой человек, по мнению данного автора, - обладает комплексом волевых качеств, которые помогают ему не отвлекаться на посторонние дела и планомерно двигаться к поставленной цели, параллельно продумывая средства ее достижения.В. К. Калиным: под организованностью понимает способность человека к такому упорядочиванию своей деятельности, чтобы обеспечить ее максимальную эффективность. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества. В данном своем качестве организованность, как и самодисциплина — это важные компоненты интеллектуальной творческой деятельности.При этом организованность в творческом процессе имеет свою специфику. На рабочем месте креативной личности часто присутствует творческий беспорядок, который педантичным людям кажется полным хаосом и дезорганизованностью, но это совершенно ошибочное мнение. В этом беспорядке творческий человек очень хорошо ориентируется. Он стимулирует его творческий процесс и будит творческое воображение. Как раз попытки навести порядок на его рабочем месте вызывает у креатива бурю протеста, ведь именно в подобном беспорядке творческий человек способен максимально эффективно работать.Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это потребность выполнить порученное дело максимально хорошо и добросовестно. В данном волевом качестве с одной стороны, явно присутствуют нравственный и мотивационный компонент – желание качественно выполнять порученное дело, с другой стороны в старательности присутствует волевой компонент, позволяющий личности сконцентрироваться на работе и эффективно преодолевать возникающие трудности. На начальных стадиях творческого процесса это качество помогает человеку преодолевать препятствия и затруднения. А на заключительных этапах творчества это качество может стать полезным, когда полученный на стадии «озарения» (инсайта) творческий продукт доводится до совершенства или практического применения.Энергичность. В. К. Калин выделяет еще одно мобилизационное волевое качество — энергичность и определяет его как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого. К сожалению, экспериментальному изучению это качество не подвергнуто, поэтому остается не ясным, каковы его реальные психофизиологические основания, как измерять это качество и т. д. Но одно несомненно, поскольку творческую деятельность всегда сопровождает высокий уровень активации нервной системы, то это должно быть связано и с более высоким уровнем энергичности.Героизм и мужество. Под героизмом понимается преодоление особо сложных препятствий, которые могут казаться непреодолимыми, требующее от человека экстремального напряжения воли. Результатом героизма является совершенного подвига - достижения, превосходящего по своим масштабам результаты обычных действий. Героем называют того, кто проявил какой-либо вид мужества (храбрость, смелость, отвагу, самообладание, терпение и т. д.), достойного того, чтобы проявленный подвиг был передан потомству в поучение и назидание. Героизм, таким образом, связано с социальной значимостью совершенного человеком поступка, это обобщенное понятие, характеризующее такое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям примером. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что творческая деятельность, особенно деятельность новаторов, талантливых и гениальных людей довольно часто сталкивается с необходимостью проявления данного качества, т.к. творчество это всегда выход за пределы барьеров, ограничений, это риск требующий мужества а иногда и настоящего героизма при отстаивании творческих идей и внедрении результатов творческой деятельности в практику. История знает много примеров творческих личностей, которые для доказательства правоты собственных идей готовы были пойти на настоящий подвиг.Самоотверженность — это морально-волевое качество, которое характеризуется добровольным самопожертвованием, ради интересов других людей. Это качество требует от человека предельного напряжения волевых качеств, требует превышения обычных обязательств, которые осуществляет личность в повседневной жизни. Выражением самопожертвования является героизм.Кстати, далеко не все исследователи креативных личностей видят в них людей склонных к самопожертвованию. Одни ученые склонны считать творцов законченными эгоистами не способными к сочувствию и взаимопомощи и следовательно, для них вообще нехарактерна жертвенность. С точки зрения других, для творцов, наоборот характерны эмпатические способности и склонность к самопожертвованию. Очевидно, речь может идти о разных типах креативных личностей и данное качество в большей степени может быть свойственно для креативов с альтруистическими наклонностями, которые мечтают осчастливить своими открытиями все человечество.Принципиальность – это когда человек склонен придерживаться в своей жизни определенного свода правил, принципов и убеждений, которые определяют нормы его поведения. Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уверенность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нравственных принципов. Проявление принципиальности приобретает характер волевого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.Если принципиальность применяется для отстаивания своих творческих идей и убеждений, то она, очевидно, может рассматриваться как качество, сопутствующее творчеству, но в большей степени в этом свойстве личности просматриваются характеристики, способствующие развитию консерватизма и репродуктивного мышления (в частности ригидность установок). Принципиальность может стать полезным качеством на этапе внедрения творческих достижений в практику и отстаивания правильности выбранной творцом идеи с целью ее распространения. Следовательно, она может пригодиться в групповых формах творческой деятельности. 2.4 оценочное суждение волевых качествахДля выявления уровня волевых качеств среди психологов распространен метод наблюдения и оценки в баллах, не сложно догадаться, что данные методики имеют сугубо субъективное направление, например на основе личностных достижений экспериментатор может завышать или занижать баллы и т.д. Доказательством являются результаты исследования, проведенного Н. М. Сараевой [1979]. Они свидетельствуют о том, что оценки собственных волевых качеств у подростков выше, чем оценки тех же качеств, данные воспитателями. А. Высоцкий [1973] показал, что оценка своих волевых качеств у студентов совпала с оценкой этих качеств, данной товарищами по группе, только в 40% случаев; завышенные самооценки отмечались в 21% случаев, а заниженные — в 39% случаев. Расхождения в собственной оценке своей силы воли и оценках силы воли, данных одноклассниками, зафиксированы и в работе В. Е. Гурина [1970б]: безвольными назвали себя 26% старшеклассников, в то время как оценки со стороны выявили слабоволие только у 4% учащихся. Обобщенность поставленных тренерами оценок волевых качеств своих учеников обнаружена Б. Н. Смирновым [1986]. Так, оценка смелости имеет тесные корреляции с оценками выдержки и самообладания (0,771), инициативности и самостоятельности (0,766), настойчивости и упорства (0,528). В работе Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт [1976] приводятся высоко достоверные корреляции между данными друг другу учащимися 9го класса оценками таких волевых проявлений, как ответственность, целеустремленность, организованность, настойчивость, умение владеть собой и принципиальность. Наличие высокой корреляции между различными волевыми качествами выявил и А. И. Высоцкий [1974].Основными методами исследования степени развития волевых качеств личности являются различного рода опросники и методы прямых самооценок и экспертных оценок. Результаты, получаемые с помощью некоторых опросников, методов самооценок и экспертных оценок устойчиво коррелируют с объективными показателями деятельности человека, что позволяет считать эти методы приемлемым инструментом выделения различий между людьми и разными группами обследуемых в уровне развития отдельных волевых качеств ( Ю. Куль, 1984; Е.В. Эйдман 1986; Е.П. Ильин 2002; В.Н. Шляпников, 2008). Но при этом выявились ограничения этих методов в абсолютной количественной оценке отдельных волевых качеств каждого человека. Оказалось, например, что на самооценки и экспертные оценки влияют социальная желательность отдельных волевых качеств и отношения экспертов к оцениваемым (В.А. Иванников, 1989). При этом остается непонятным, почему оценивающие выбирают свой диапазон оценок (40% - 60% или 60% - 90%).Можно предполагать наличие целого списка факторов, влияющих на самооценки и экспертные оценки и в том числе таких как: половая принадлежность обследуемых и экспертов, их профессиональная деятельность, возраст, образование, а также социальные условия их жизни. В рамках работы, под социальными условиями понимаются условия жизни, учебы, работы обследуемых советского и постсоветского периодов.Высоко вероятно, что в самооценках и экспертных оценках представлена не только информация об уровнях развития каждого волевого качества личности, но и влияние других факторов и представлений оценивающих о каждом волевом качестве и о среднем уровне их развития в оцениваемой группе людей.Задача выяснения факторов влияния на самооценки и экспертные оценки, влияние эффектов взаимодействия этих факторов и тем самым повышения диагностической точности методов самооценки и экспертной оценки и составляет актуальность предлагаемой работы.
    -