Публикации
«Диагностика ребенка с ТМНР. Основные направления обследования. Способы и приемы обследования».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Диагностика ребенка с ТМНР. Основные направления обследования. Способы и приемы обследования».
Автор: Киященко Ирина Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Диагностика ребенка с ТМНР. Основные направления обследования. Способы и приемы обследования».
Автор: Киященко Ирина Валерьевна
«Диагностика ребенка с ТМНР. Основные направления обследования. Способы и приемы обследования»Статистические данные по всему миру показывают, что количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМН) не уменьшается. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития характеризуются умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (умственной отсталостью) в сочетании с локальными или системными нарушениями, такими как нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, аутистического спектра, эмоциональные и волевые нарушения, выраженные в различных формах и степени тяжести. Эти дети требуют особого внимания, заботы и помощи. Для того, чтобы помочь таким детям более эффективно, их состояние необходимо диагностировать. Важно не только подтвердить наличие таких нарушений, но и определить их характер, структуру, качественные и количественные показатели, на которых может строиться дальнейшая коррекционная работа. Интеллект - очень тонкая психическая функция, и его формирование требует участия всех структур мозга. Поэтому дети с нарушениями интеллекта считаются сложной группой для обучения. Основной задачей дефектолога является определение обучаемости ребенка, специфики познавательной деятельности и сформированности основных видов учебной деятельности. Обследуя ребенка, дефектолог делает выводы по первым трем критериям этой задачи. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на восприятие окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание и речь. Можно выделить несколько уровней познавательной деятельности: - высокий уровень познавательной деятельности характеризуется высоким уровнем познавательной активности, самостоятельной поисковой деятельностью, способностью искать и находить источники информации, постоянной готовностью получать новые знания и умения; - достаточный уровень познавательной деятельности характеризуется способностью ребёнка проявлять познавательную активность достаточную для овладения образовательной программой; - низкий уровень познавательной деятельности характеризуется пассивностью в ознакомлении с окружающим миром, низким познавательным интересом, неспособностью сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Низкий уровень познавательной деятельности может быть обусловлен как низким уровнем сформированности познавательных процессов, так и специфической социальной ситуацией развития; - выраженные нарушения познавательной деятельности характеризуется стабильно низкой познавательной активностью вне зависимости от социальной ситуации развития.Обученность— это определенный итог предыдущего обучения, который включает в себя имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний (объем и глубина), и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться), т.е это то, чему ребенка обучили.Обучаемость - это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.Как правило, обследование ребенка начинается с изучения его документации (медицинских карт, характеристик) и артефактов деятельности (записей, рисунков и т. д.). Также обращается внимание на наличие у ребенка нарушений слуха и зрения. В таких случаях дефектолог может заранее подобрать соответствующий материал для обследования. Изучение материала характеристик позволяет направить работу на уточнение характера и особенностей психической деятельности, которые необходимо охарактеризовать и уточнить в большей степени в условиях конкретного ребенка. Если ребенок учился в школе, следует внимательно проанализировать его конспекты. В них отражаются такие качества ребенка, как организованность, понимание школьных требований и интерес к самому процессу обучения. Иногда первым сигналом о психологическом недостатке является рисунок. Если рисунки дают повод для беспокойства, можно провести специальное исследование и дать ребенку нарисовать свободный и сложный рисунок (как изучать рисунок). Выбор этих методов и порядок их применения зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. Дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью неоднородны по своему составу. Даже в одном и том же возрасте они имеют разную степень интеллектуального снижения и психофизического развития. Если при диагностике познавательного развития дефектолог использует метод беседы, то беседа должна быть целенаправленной, носить непринужденный характер, вопросы должны быть четкими и понятными. В ходе беседы дефектолог как правило выявляет: 1) точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях, (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.;2) характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности и т. д.);3) представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде и т. д.);4) умение ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями«справа — слева», «вверху— внизу», «ближе — дальше» и т. д.);5) запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. д.Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит дефектологу по методу наблюдениявыявить то, что требуется.Метод наблюдения является ведущим и специфическим при изучении детей с умственной отсталостью иТМНР.Наблюдение, как и беседа должно проводиться целенаправленно. Оно продолжается на протяжении всего времени обследования. Структура наблюдения включает оценку речевого развития и коммуникации, особенностей взаимодействия с взрослыми и сверстниками, эмоционально-волевой сферы и поведения, сенсорного, двигательного развития, предпосылок учебной деятельности и познавательного развития, сформированность навыков самообслуживания.Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. В процессе игры мы оцениваем способность ребенка устанавливать, поддерживать и инициировать контакт, а также оцениваем его избирательность. При оценке установления контакта со взрослым мы обращаем внимание на способность ребенка устанавливать зрительный контакт в ответ на речь взрослого. Если ребенок смотрит на лицо и глаза говорящего в ответ на речь взрослого, значит, он установил зрительный контакт. Если зрительный контакт отсутствует, мы оцениваем способность ребенка устанавливать контакт в ответ на поведение взрослого. При оценке параметра «поддержание контакта» мы обращаем внимание на то, как именно ребенок поддерживает контакт в процессе взаимодействия со взрослым. Если ребенок взаимодействует со взрослым и реагирует на его речь, просьбы и инструкции, считается, что он поддерживает контакт. Если контакт установлен, но процесс взаимодействия отсутствует, считается, что ребенок не поддерживает контакт со взрослым. Продолжительность контакта может зависеть от заинтересованности ребенка в конкретной совместной деятельности. В процессе общения и взаимодействия с ребенком выявляем сформированность компонентов речевой деятельности.Понимание слов, обозначающих предметы окружающего мира, и слов связанных с математическими представлениями, выявляем впроцессе диагностики познавательного развития.Оценку собственнойречи ребенка проводим в свободной деятельности, без какой либо мотивации к речевымвысказываниям.При отсутствии собственной речивыясняем, какое средство альтернативной коммуникации использует ребенок в процессе общения (взгляд, жест, мимика и т.п.).Оцениваем умение узнавать напечатанные слова (глобальное чтение) и чтение (аналитико-синтетический способ чтения), гдевнимание обращаем на понимание прочитанного. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй»), фиксируем первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие).Общий эмоциональный фон оценивается в следующих диапазонах: положительный (когда у ребенка преобладает положительный эмоциональный настрой), отрицательный (частые негативные эмоциональные проявления и сниженный эмоциональный фон) и неустойчивый (частые колебания эмоционального фона). Если в ходе обследования отмечается проблемное поведение (поведение, мешающее общению с ребенком и способствующее его социальной дезадаптации), то выявляется тип проблемного поведения (стереотипное, агрессия, самоагрессия, физическое сопротивление, социально неприемлемое поведение прерывания (невыполнение инструкций). Пока ребенок манипулирует игрушками и предметами в игре, наблюдайте за формированием предметной деятельности, способностью самостоятельно выбирать игрушки и организовывать игру, адекватностью поведения с игрушками и предметами, устойчивым интересом к игровой деятельности, координацией движений и двигательным статусом. Оцените способ передвижения ребенка (ходит ли он самостоятельно, нуждается ли в физической поддержке, использует ли технические средства (ходунки, трость, костыли) или не ходит вообще). Хватает ли он предметы пальцами в виде кулака, всей рукой или пальцами, или предметом, положенным на ладонь. Для этого детям дают предметы разных форм и размеров. Диагностика самообслуживания предполагает наблюдение за поведением ребенка во время игры (поиск обуви, расчесывание куклы) и повседневной деятельности (раздевание, одевание, прием пищи (еда с ложки, питье из кружки), мытье рук и уход за собой в туалете), чтобы определить необходимость и объем физической помощи. Диагностика предпосылок учебной деятельности предполагает оценку восприятия ребенком образа, мотивации к деятельности, участия в предлагаемой деятельности, проявления интереса к ней и отношения к помощи педагога. Чтобы оценить мотивацию (трудно или легко работать над чем-то), ребенку предлагают выполнить одно задание или другое. Если ребенок сразу же начинает выполнять задание или принимать участие в предложенной деятельности, это означает, что его легко заставить принять участие в чем-то. Если ребенок не сразу принимает участие в предложенной деятельности, педагог попытается вызвать интерес, используя другой мотивационный стимул. Оценивая просьбы о помощи, следует обратить внимание на следующие моменты. Если ребенок находится в контакте со взрослым, например, берет его за руку, но не выражает этой потребности, это нельзя однозначно расценивать как просьбу о помощи. Ребенок примет помощь от взрослого, если спокойно отреагирует на прикосновение к своей руке. Создавая игровые ситуации, проводим диагностику познавательного развития, включая выявление представлений о себе, окружающем мире, математических представлений. Оценивая наличие представлений о себе, ребенку предлагают идентифицировать себя (мальчик/девочка). Кроме этого, ребенка просят показать на себе части тела (голова, руки, ноги, спина, живот).При оценке представлений об окружающем природном и социальном мире ребенку предъявляют по 3 реальных предмета (изображения) и просят найти называемый объект, а затем предлагают объединить объекты в группы по родовому признаку.Диагностика математических представлений предполагает оценку сформированности представлений о цвете, форме, величине, о целом ичасти, предметном множестве, порядковом счете, числе, количестве, цифрах.Ребенку предлагают выполнить группировку предметов по цвету с опорой на образец. Сначала он раскладывает однородныепредметы четырех цветов по принципу «такой-не такой». Группировка предметов по величине включает раскладывание по корзинкам больших и маленьких однородных предметов с опоройна образец. Для работы рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью, например, 3 большихкубика и 3 маленьких кубика, одинаковые по цвету. Ребенку предлагают узнать величину предметов.Ребенку предлагают выполнить группировку предметов по форме по принципу «такой-не такой» с опорой на образец». Для работырекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью. Ребенку предлагают узнать форму предметов. Ребенку предлагают узнать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Для работы рекомендуют использовать одноцветныеплоскостные фигуры. Наличие представлений о целом и части определяют, предлагая ребенку собрать матрешку, соединив две части, и собрать картинкуиз 2-х, 4-х частей. Если у ребенка моторные нарушения и затруднено выполнение действий с предметами, ему предъявляют 2 (4) частикартинки и просят назвать, кто (что) получится, если соединить части картинки. Оценка количественных представлений включает различение множеств (один-много), пересчет предметов (прямой счет), ответ навопрос «Сколько?» при соотнесении числа с количеством предметов (в пределах 5-ти), показ цифр (от 1 до 5). Оценку количественныхпредставлений проводят на однородных предметах.Практика психолого-медико-педагогического консультирования показывает, что специалисты по-прежнему сталкиваются со многими трудностями при диагностике детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Несмотря на большое количество имеющихся в арсенале психолого-педагогических средств, многие из них требуют большей точности.
