Публикации
Урок по окружающему миру
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по окружающему миру
Автор: Ткачева Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по окружающему миру
Автор: Ткачева Ольга Владимировна
Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Школа №125 г.о. Донецк» Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Кто такие птицы» Подготовила: Ткачева О.В. учитель начальных классов Тема: «Кто такие птицы?»Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных; развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям; Познавательные:учить выявлять признаки данного вида животных; отличать новое от уже известного, продолжать обучение практическому исследованию предметов природы. Регулятивные:ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, учить отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные:умение работать в паре, вести учебный диалог; формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы. Личностные:воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности; развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: ТСО: компьютер, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, карточки «Найди лишнее», цветные карандаши. Ход урока:I. Организационный этап. Мотивация Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться,Слушаем внимательно,Работаем старательно! II. Этап повторения изученного.- Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут. Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.(Наша помощница Черепаха и муравей Вопросик)III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках? (Рыбы. Насекомые). Муравья – Вопросика к какой группе животных можно отнести?- Чем отличаются насекомые?- Как отличить рыб от других животных?- Чем покрыто тело большинства рыб?Учитель. А сейчас проведём игру «Найди лишнее». Индивидуальная работа на карточках -Рассмотрите и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое.Проверка: ( передайте карточку соседу)1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых?(У насекомых 6 ног)-Назовите признак рыб.(Тело рыб покрыто чешуей)- Назовите их.- Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались не закрашенными (Птицы)IV. Этап актуализации знаний.Учитель: А каких птиц знаете? Назовите (дети называют)Учитель. Молодцы! Много птиц знаете!Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние), работа с наглядностью.V. Этап изучения новых знаний.1). Постановка цели и задач урока.- Кто-нибудь догадался, какая будет тема урока ? (Кто такие птицы)- Чему мы будем учиться на уроке?- А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи ставит перед нами Муравей – Вопросик. (читающие дети читают стр.36) Учитель. - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». 2). Определение главного признака птиц.Учитель: Как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)Учитель: Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?Перед вами рисунки четырёх животных. Назовите их. Какие из этих животных умеют летать? (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)- Птицы ли они? Учитель: А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)- Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы) Учитель (обобщает ответы и делает вывод):Курица летает плохо, но учёные так же, как и вы относят её к группе птиц. Почему? (потому что самый главный признак этой группы – перья).Учитель: Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц. ПрезентацияЧем похожи птицы? (Все покрыты перьями)Учитель: Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.Учитель: А для чего нужны перья птицам? (Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.)Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.3). Знакомство со строением пера. Практическая работа.- Чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно их рассмотреть, исследовать). Рассмотрите предложенные перья и обсудите:- Одинаковые они или разные?- Чем они различаются? (цветом, формой, размером)- Найдите и поднимите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. Есть и такие перья, которые служат специально для украшенияУчитель: Возьмите любое перо и рассмотрите его.- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.- Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.(показывают)- Что случится, если сейчас подует ветерок?Дети: Перья полетят. Они лёгкие.Учитель: Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)Учитель: - Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)Дети: Ничего. Пусто.Учитель (приглашает 3 человек): А теперь ко мне подойдет Милана. Она будет проводить наблюдение по инструкции:Учитель: Опусти перо в воду. Вынь перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)Учитель: Намокло ли перо? (нет)Учитель: Что происходит с капельками воды?Дети: Они скатываются.Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?(Перья защищают птицу от воды и сырости. Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.)- Поэтому о людях, которым все ни почем говорят: как с гуся вода?Физминутка «Делай так»4). Строение птицы.Учитель:Работа по учебнику, стр. 36Учитель: Посмотрите, что это за птица?Дети: Голубь.Учитель: Назовите все части тела птицы.Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.Учащиеся повторяют части тела птицы с опорой на наглядность, закрыв учебник.Работа с чучелами уток.Учитель. Какие птицы перед вами? Из каких частей состоит их тело? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв).У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.Учитель.- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) Физминутка.5). Выполнение заданий в рабочей тетради. ( стр.33-34 )Учитель: Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. (№2) Назовите птиц.- Чем эти птицы похожи? - Чем отличаются?Установление соответствия. Кто чем питается? (№4)Определение птиц, улетающих в теплые края. (№5) 6). Описание птицы по плану.Посмотрите на картинки в учебнике и назовите птиц (с. 37). Каких птиц вы видели у нас в Донецке? Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали? Поработаем в парахОпишите в парах одну из этих птиц по плану:Название Размеры (большая, средних размеров, маленькая) Окраска оперения Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста) Заслушиваются выступления 2-3 пар.Учитель. - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике стр. 36Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.Распустила хвост жар – птица Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес … павлин.- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?Учитель. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом они привлекают внимание подруги.Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.VI. Этап подведения итогов. Рефлексия.– Что нового узнали? - Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.Карточка для игры «Найди лишнее».
