Публикации Урок по окружающему миру

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по окружающему миру
Автор: Ткачева Ольга Владимировна

Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Школа №125 г.о. Донецк» Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Кто такие птицы» Подготовила: Ткачева О.В. учитель начальных классов Тема: «Кто такие птицы?»Учебные задачи, направленные на достижение  предметных результатов:
  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
  • Познавательные:
  • учить выявлять признаки данного вида животных;
  • отличать новое от уже известного,
  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
  • Регулятивные:
  • ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
  • использовать жизненный опыт;
  • работать с дополнительной литературой,
  • учить отличать верно выполненное задание от неверного.
  •   Коммуникативные:
  • умение работать в паре, вести учебный диалог;
  • формирование уверенности в себе;
  • учить оценивать свою работу и работу группы.
  •  Личностные:
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
  • привлекать семью к проблеме помощи животным;
  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: ТСО: компьютер, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику, перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, карточки «Найди лишнее», цветные карандаши. Ход урока:I.  Организационный этап. Мотивация Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться,Слушаем внимательно,Работаем старательно! II. Этап повторения изученного.- Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут. Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.(Наша помощница Черепаха и муравей Вопросик)III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.Учитель. А теперь давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках? (Рыбы. Насекомые). Муравья – Вопросика к какой группе животных можно отнести?- Чем отличаются насекомые?- Как отличить рыб от других животных?- Чем покрыто тело большинства рыб?Учитель. А сейчас проведём игру «Найди лишнее».  Индивидуальная работа на карточках -Рассмотрите и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое.Проверка: ( передайте карточку соседу)1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых?(У насекомых 6 ног)-Назовите признак рыб.(Тело рыб покрыто чешуей)- Назовите их.- Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались не закрашенными (Птицы)IV. Этап актуализации знаний.Учитель: А каких птиц знаете? Назовите (дети называют)Учитель. Молодцы! Много птиц знаете!Учитель. А на какие группы можно разделить птиц? (дикие и домашние), работа с наглядностью.V. Этап изучения новых знаний.1). Постановка цели и задач урока.- Кто-нибудь догадался, какая будет тема урока ? (Кто такие птицы)- Чему мы будем учиться на уроке?- А теперь откройте учебники на стр. 36 и прочитайте, какие учебные задачи ставит перед нами Муравей – Вопросик. (читающие дети читают стр.36) Учитель. - Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». 2). Определение главного признака птиц.Учитель: Как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)Учитель: Давайте понаблюдаем и скажем, действительно  ли главным признаком птиц является  умение летать?Перед вами рисунки четырёх животных. Назовите их. Какие из этих животных умеют летать? (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)- Птицы ли они? Учитель: А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы) Учитель (обобщает ответы и делает вывод):Курица летает  плохо, но учёные так же, как и вы относят её к группе птиц. Почему? (потому что самый главный признак этой группы – перья).Учитель: Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц.       ПрезентацияЧем похожи птицы? (Все покрыты перьями)УчительПтицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми.Учитель: А для чего нужны перья птицам? (Для того, чтобы птицам не было холодно, летать.)Учитель: Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Своё оперение птицы чистят и укладывают. Но всё равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые и отращивают новые перья.3). Знакомство со строением пера. Практическая работа.- Чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно их рассмотреть, исследовать). Рассмотрите предложенные перья и обсудите:- Одинаковые они или разные?- Чем они различаются? (цветом, формой, размером)- Найдите и поднимите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. Есть и такие перья, которые служат специально для украшенияУчитель: Возьмите любое перо и рассмотрите его.- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.- Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.(показывают)- Что случится, если сейчас подует ветерок?Дети: Перья полетят. Они лёгкие.Учитель: Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)Учитель: - Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)Дети: Ничего. Пусто.Учитель (приглашает 3 человек): А теперь ко мне подойдет Милана. Она будет проводить наблюдение по инструкции:Учитель: Опусти перо в воду. Вынь перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)Учитель: Намокло ли перо? (нет)Учитель: Что происходит с капельками воды?Дети: Они скатываются.Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?(Перья защищают птицу от воды и сырости. Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.)- Поэтому о людях, которым все ни почем говорят: как с гуся вода?Физминутка «Делай так»4). Строение птицы.Учитель:Работа по учебнику, стр. 36Учитель: Посмотрите, что это за птица?Дети: Голубь.Учитель: Назовите все части тела птицы.Дети: Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.Учащиеся повторяют части тела птицы с опорой на наглядность, закрыв учебник.Работа с чучелами уток.Учитель. Какие птицы перед вами? Из каких частей состоит их тело? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв).У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.Учитель.- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) Физминутка.5). Выполнение заданий в рабочей тетради. ( стр.33-34 )Учитель: Откройте тетради. Рассмотрите рисунок. (№2) Назовите птиц.- Чем эти птицы похожи? - Чем отличаются?Установление соответствия. Кто чем питается? (№4)Определение птиц, улетающих в теплые края. (№5) 6). Описание птицы по плану.
  • Посмотрите на картинки в учебнике и назовите птиц (с. 37).
  • Каких птиц вы видели у нас в Донецке?
  •  Что вы знаете об этих птицах?
  • Где вы их встречали?
  •  Поработаем в парахОпишите в парах одну из этих птиц по плану:
  • Название
  • Размеры (большая, средних размеров, маленькая)
  • Окраска оперения
  • Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)
  • Заслушиваются выступления 2-3 пар.Учитель. - Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике стр. 36Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина). У павлина очень красивый и яркий хвост.Распустила хвост жар – птица Он горит и золотится. Из заморских к нам долин Этот хвост принес … павлин.- Скажите, как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?Учитель. Оперение самцов часто бывает ярче и красочнее, чем у самок — таким образом они привлекают внимание подруги.Яркая окраска перьев важна птицам для маскировки.VI. Этап подведения итогов. Рефлексия.– Что нового узнали? - Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.Карточка для игры «Найди лишнее».
    -