Публикации Инновационные методы обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные методы обучения
Автор: Михайлова Татьяна Анатольевна

Педагогика XXI века: Инновационные методы обученияАвтор: Михайлова Т.А., педагог ЦПОД ТО «Созвездие», учитель МКОУ «Богдановская ООШ»Педагогика XXI века стоит на пороге значительных изменений, вызванных развитием технологий и изменением потребностей общества. В условиях глобализации и цифровизации образовательный процесс требует новых подходов и методов, способствующих развитию креативности, критического мышления и способности к адаптации у учащихся. В данной статье мы рассмотрим ключевые инновационные методы обучения, которые становятся основой современного образовательного процесса.А.А. Леонтьев, в своей статье «Педагогика здравого смысла», дает пишет, что Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Современные образовательные технологии – это важнейший инструментарий школьного учителя. Их освоение является приоритетным направлением в овладении основами профессиональной педагогической деятельности.«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», - писал  выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Следовательно,  основной целью моей педагога  является активизация познавательной активности учащихся на уроках .Рассмотрим несколько современных образовательных технологий1. Персонализированное обучениеПерсонализированное обучение фокусируется на индивидуальных потребностях каждого ученика. Это подход, который позволяет адаптировать образовательный процесс к уровню знаний, интересам и стилю обучения учащегося. Ключевые элементы:Индивидуальные планы: Дети получают задания и ресурсы, которые соответствуют их личным предпочтениям.Технологии в обучении: Платформы, такие как Khan Academy и Coursera, предоставляют возможность изучать материалы в удобном темпе.Преимущества:Увеличение вовлеченности.Развитие самостоятельности и ответственности.2. Проектное обучениеПроектное обучение основывается на том, что ученики работают над реальными проектами, что позволяет интегрировать теоретические знания с практическими навыками.Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей  (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. 3. Научно – исследовательский метод Главная задача научно-исследовательской работы – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Такая работа дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность. К настоящему времени нет общепринятого определения понятия «исследовательское обучение». На мой взгляд, исследовательским можно назвать такой вид обучения, когда изучение и усвоение знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей осуществляются в процессе исследовательской деятельности учащегося под руководством педагога. Исследовательское обучение (обучение путем организации исследовательской деятельности учащихся) представляет собой дальнейшее развитие видов обучения (догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного и развивающего).4. Проблемное обучениеТехнология проблемного обучения на уроках биологии является объективной необходимостью. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса природоведения, из средств массовой информации, и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач – общепризнанные пути активизации обучения на уроках биологии.Основные характеристики:Междисциплинарный подход: Учащиеся используют знания из различных областей для выполнения проектов.Работа в группе: Командные проекты развивают навыки совместной работы и коммуникации.Примеры:Исследование экологических проблем в локальном сообществе.Создание бизнеса или стартапа, начиная с их концепции до реализации.3. Гибкое обучениеГибкое обучение включает в себя разнообразные форматы образовательного процесса: как традиционные классы, так и онлайн-занятия. Это подход позволяет выбирать самые эффективные методы в зависимости от контекста.Основные элементы:Смешанное обучение: Сочетание онлайн и оффлайн обучения.Пространственная гибкость: Ученики могут учиться в разных местах, используя мобильные технологии.Преимущества:Доступность образования независимо от местоположения.Возможность изучения курса в удобное время.4. Игровое обучениеИгровое обучение использует игровые элементы в образовательном процессе, что делает обучение более увлекательным и интерактивным. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.5. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе: диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени); целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом); мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов); содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ); развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания); рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений); обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности); корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для педагога – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие: портфолио достижений, портфолио – отчет, портфолио – самооценка, портфолио – планирование моей работы (любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер: обучающийся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио; обучающийся собирает материал; в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность.Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. 6. Кейс-методВ контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания.8. Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR): Эти технологии позволяют ученикам "посетить" исторические места или исследовать человеческое тело.Современные технологии открывают новые горизонты в образовании.Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Компьютерные технологии  повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление.  Обучающие приложения: Приложения, которые помогают в изучении языка, математики или наук, предоставляя интерактивные упражнения и тесты.НейросетиНейросети, самая известная из которых — ChatGPT, уже сейчас оказывают неоценимую помощь в учёбе. Например, с их помощью можно объяснить ребёнку непонятный материал, составить учебное расписание или потренироваться в переписке на иностранном языке. Вывод: Инновационные методы обучения XXI века представляют собой эффективные способы улучшения образовательного процесса, способствуя развитию ключевых компетенций у учащихся. Персонализированное, проектное, исследовательское и проблемное обучение, а также использование технологий, таких как портфолио и кейс-метод, создают условия для более глубокого вовлечения и активного участия учеников в образовательном процессе. Важно, чтобы современные образовательные подходы учитывали индивидуальные особенности учащихся и их интересы, что в свою очередь будет способствовать формированию компетентного, креативного и социально активного человека.Источники информацииАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себяА. Белкин, Н. Вербицкая «Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности)» Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003
-