Публикации Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
Автор: Косолапова Анна Владимировна

Использование рабочих листов на уроках историикак средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.С 1 сентября 2015 года, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, я столкнулась с необходимостью искать такие методы обучения, которые способствовали бы формированию у учащихся универсальных учебных действий, включая метапредметные умения.Для обеспечения высокого качества формирования общеучебных навыков у обучающихся я активно применяю средства информационных и коммуникационных технологий, что даёт возможность осуществлять дифференцированный и индивидуализированный подход к обучению за счёт выбора заданий разной сложности и организации самостоятельной работы над темами учебного курса.Создание развивающей образовательной среды для формирования универсальных учебных действий также поддерживается организацией внеурочной деятельности, которая формирует условия для достижения личностных и метапредметных результатов учащимися.Безусловно, все комплексы учебно-методических комплектов (УМК) различных издательств, направленные на освоение основной образовательной программы, включают в себя рабочие тетради, которые занимают значительное место в учебном процессе, но… Практический опыт использования рабочих тетрадей на уроках истории показал, что, во-первых, не все родители обеспечивают своих детей рабочими тетрадями, и выполнением домашнего задания в рабочих тетрадях, учитывая наличие доступа к интернету и готовых домашних заданий по всем предметам (ГДЗ), значение дидактического использования таких тетрадей сводится к минимуму, а выполнение всех заданий, относящихся к теме урока, становится невозможным.Требования к результатам освоения основной образовательной программы достаточно высоки, их достижение предполагает не только урочную деятельность, но и самостоятельное изучение учебного материала.В связи с этим возникла необходимость у обучающихся овладеть навыками самостоятельности в планировании и выполнении учебных заданий.Однако анализ ситуации выявляет наличие противоречия между высокими требованиями к результатам освоения программы и недостаточным уровнем самоорганизации учебной деятельности, а также мотивации учащихся группы риска (имеющих потенциальную оценку «2» по предмету).Решая эту задачу, я пришла к выводу о необходимости создавать на уроках раздаточный материал в виде рабочих листов, основанных на рабочих тетрадях и учитывающих индивидуальный образовательный уровень класса.Принцип «Здесь и сейчас» позволяет объективно оценивать знания обучающихся, а тот факт, что ученики работают в комфортном для себя темпе, учитывая дифференцированные задания рабочего листа, обеспечивает формирование «индивидуальной образовательной траектории».Значительную помощь в разработке темы использования рабочих листов на уроках истории мне оказала статья Уманец С.А. «Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности учащихся с трудностями в обучении», учителя истории и обществознания МБУ «Школа № 89» г.Тольятти.Ученики с низкой учебной мотивацией очень тяжело воспринимают большие объёмы печатного текста, что ведёт к апатии и заранее формирует позицию «не хочу и не буду».В рабочих листах основой заданий является метод наглядно-образного мышления, благодаря чему задания вызывают интерес, а небольшой объём работы внушает уверенность в своих силах.На базе этого принципа изложения материала строится дальнейшая работа по формированию у учащихся метапредметных универсальных учебных действий.Таким образом, применение рабочих листов на уроках истории способствует развитию у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.Понятие самоорганизации подразумевает способность личности мобилизовать себя, целенаправленно и активно использовать все имеющиеся возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально распоряжаясь временем, собственными усилиями и ресурсами.Среди умений самоорганизации учебной деятельности школьника выделяют:- умение ставить цель учебного задания;- умение планировать выполнение учебного задания;- умение эффективно осуществлять учебное задание;- умение контролировать процесс и достижения в рамках учебного задания;- умение критически оценивать ход и результаты учебной деятельности и практической работы.В процессе формирования самоорганизации у детей принято выделять определённые этапы.Как правило, дети с образовательными трудностями находятся на начальных ступенях развития самоорганизационных способностей:- на первом этапе (этап подражания) учащиеся действуют по образцу, предоставленному взрослыми или старшими, копируя их действия, например, следуют жёсткому алгоритму, в котором предлагаемые действия фиксированы и обязателен порядок их выполнения;- на втором этапе (частичная самоорганизация) обучающиеся, освоившие работу по алгоритму, способны самостоятельно выполнить часть заданий, а также найти некоторые методы их реализации.Рабочие листы позволяют формировать у обучающихся конкретные способы учебной деятельности, способствуют созданию условий для индивидуального развития учащихся и помогают реализовать способности каждого ребёнка.Учитель создаёт рабочий лист с учётом возраста и интересов учащихся.Преимущество рабочего листа также заключается в том, что его можно применять на разных этапах урока.Он помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную работу на этапе осмысления и обобщения, а также является эффективным средством получения обратной связи.С помощью рабочего листа можно решать разнообразные задачи:- формировать навыки самоорганизации учебной деятельности учащихся;- развивать умения использования различных способов обработки информации;- формировать логические умения;- повышать интенсивность урока и обеспечивать дифференцированный подход в учебном процессе.В заключение работы с рабочим листом, учащиеся проводят самооценку своей деятельности на этапе рефлексии.Например, возможные вопросы для самооценки:«Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):- Я достиг поставленной цели урока ___- Я без труда заполнил таблицу 1____- Я успешно справился с таблицей 2 _____ (мои затруднения____________________________)»В зависимости от конкретных целей учитель выбирает форму рабочего листа и методы работы с ним.
-