Публикации
«Инновационные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС»
Автор: Мерзлякова Анна Станиславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС»
Автор: Мерзлякова Анна Станиславовна
«Инновационные технологии вработе учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС»Учитель – логопед: Мерзлякова А.СМБДОУ «Детский сад № 314 г. Ростов – на - Дону»В данной статье значительное внимание уделяется навыкам владения инновационными технологиями в работе современного учителя – логопеда. Дается описание инновационных технологий, используемых в современной логопедической практике. В тексте статьи учитель – логопед делится опытом работы по данной теме.Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации современного педагога. В деятельности учителя-логопеда современные инновационные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитию интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности, а набирают всюбольшую динамику. Переходом Российского образования на позиции личностно- ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление внедрять в свою педагогическую деятельность инновации.Инновационные технологии на логопедических занятиях основываются на базе основных дидактических принципов:1. Системный подход к коррекции речевых нарушений (исправление всехструктурных компонентов языка).2. Принцип последовательности обучения (от простого варианта — к сложному).3. Принцип индивидуального подхода в обучении (учёт индивидуальныхобразовательных потребностей и возможностей детей).Инновационные технологии, используемые в современнойлогопедической практике: Информационно-коммуникативные (сотрудничество логопеда с родителями и педагогами). Цель - повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы. Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обученияЗдоровьесберегающие:-пальчиковая гимнастика;-двигательная гимнастика;-артикуляционная гимнастика;-дыхательная гимнастика.Цель - способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать координацию движений, вырабатывать правильное дыхание. Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения.Телесноориентированные техники:- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата сдвижениями кисти руки;- упражнения для релаксации – способствуют расслаблению,самонаблюдению.Цель - способствовать развитию и совершенствованию произвольныхдвижений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи. Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.Логопедический массаж:- классический ручной;- точечный;- аппаратный.Цель - укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляция мышечных ощущений. Данная технология направлена на коррекцию речевых нарушений, нормализацию мышечного тонуса.Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).Цель - способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. СУ-ДЖОК терапия:- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;- прищепочный массаж;- массаж орехами, каштанами;- массаж шестигранными карандашами;- массаж чётками.Цель - активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус. Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.Игровая технология:- дидактические игры;- игровые ситуации;- настольно – печатные;- сюжетно – ролевые игры;- физминутки;- разминки и т.д.Цель - способствовать успешной социализации, формированию социальноактивной личности, самореализации. Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.В своей работе с детьми с общим недоразвитием речи я использую все вышеперечисленные технологии, и называю это инновационным комплексом. Частью этого комплекса являются особые упражнения, которые помогают детям снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.Тренировка расслабления мышц достигается во многих видах физической активности (плавании, танцах, беге и т.д.), что мы рекомендуем нашим родителям. Однако необходимо использовать и специальные методы, известные в повседневной и медицинской практике под названием «аутогенная тренировка». Термин «аутогенная» приближено можно перевести, как «саморегулирующая». Все разновидности такой тренировки уходят корнями в глубокое прошлое индусской йоги и других восточных учений. Главная её цель – достижение состояния глубокой релаксации (расслабления) мышц всего тела или выбранной группы мышц и органов тела, с направленным внушением определенного режима их деятельности. Таким образом, тренировка включает в себя упражнения на расслабления мышц и упражнения по обучению направленному самовнушению. Так как у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются нарушения просодической стороны речи, я добавила к этой тренировке игровые упражнения на развитие дыхания и голоса.Итого получился целый комплекс:упражнения на мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, голосовыеупражнения и аутотренинг.С педагогами группы я в начале года рассмотрела распорядок дня и выбрала наиболее удобное время для проведения этих тренировок (между собой мы называем эти тренировки – «релакс»). У нас получилось три временных отрезка: после проведения утренних занятий, после утренней прогулки и в вечернее время, на усмотрение воспитателя. Причем, родителям я рекомендовала проводить подобную тренировку дома вечером перед сном. Итого получилось четыре раза в день полноценного, полезного, тренировочного отдыха, так необходимого для детей с ТНР.Для тренировок мною был выбран музыкальный диск со спокойной приятной музыкой, закуплены индивидуальные резиновые коврики (предварительно на родительском собрании провели беседу с родителями соответствующего характера) и начали работу. Вот примерный сценарий проведения такого тренировочногокомплекса.Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям отдохнуть, лечь на индивидуальные коврики (первые тренировки проводит логопед, как образец, далее дает только инструкцию по проведению). Мягким спокойным голосом «как бы нараспев», предлагает детям закрыть глаза и «вводит их в состояние покоя», произнося примерно такой текст: «Успокаиваемся, отдыхаем, дыхание спокойное, ровное, ритмичное. Отдыхают ручки, отдыхают ножки, отдыхает всё тело. Мы получаем удовольствие. И становится понятно: расслабление приятно».Следующий этап - это дыхательные упражнения. Вот одно из них. Упражнение «Шарик». Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар, плечи поднимать нельзя! Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем. (Делается вдох.) Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем! Дышится легко… ровно…глубоко… (Повторить три раза.)Далее идут голосовые упражнения, для разнообразия их можно провести сидя. Для начала учим детей тянуть гласные звуки на одном дыхании, как можно дольше («Играем на дудочке»), затем добавляем согласные и т.д.И заканчивается комплекс аутотренингом: «Я спокоен. Я говорю медленно и плавно. Мне помогают речевые правила. Мне приятно разговаривать. Завтра я буду говорить еще лучше!»При коррекции речевых нарушений необходимо чтобы семья и логопед создали содружество, основанное на глубоком взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии. Задача логопеда в процессе занятий с ребенком – учить родителей терпению, доброжелательности, умению видеть в малыше ум, сметливость, старательность, то есть показывать его с положительной стороны. Необходимо объяснять родителям, что «чему научим, то и получим», что только от нас зависит, каким вырастит малыш. Логопед должен научить родителей уважать своего малыша.На логопедических занятиях логопед должен научить родителей переносить «речевые правила» на бытовую речь, т.е. сформировать понятие о постоянной речевой и общепсихоразвивающей домашней работе.Речевые правила1. Успокойся.2. Подумай, что хочешь сказать.3. Набери воздух ртом, и сразу же начинай говорить - медленно и плавно,растягивая слова (речь на выдохе).4. Если нужно, помогай себе рукой, говори медленно и плавно.5. Если воздух закончился, набирай его вновь.6. Смотри в глаза тому, кому говоришь.Ребёнку с речевой патологией, надо научиться расслабляться, этого можно добиться выполняя каждый день упражнения на релаксацию и аутотренинг.Релаксация и аутотренинг (проводятся лёжа в кровати или на ковре, перед сном или утром после сна, или когда нужно просто расслабиться и снять напряжение, желательно под спокойную музыку). Вначале занятия проводятся индивидуально, только малыш и его семья, включая бабушек, дедушек и т.д.Вся семья должна принять активное участие в процессе коррекции, преодолении речевого дефекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить единство требований.Таким образом, только взаимопонимание между семьей и логопедом, взаимодоверие, осознанность выполнения указаний специалиста, грамотное, систематическое, длительное лечение позволит вывести ребенка из сформировавшегося речевого дефекта.Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.Список литературы1.Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». – Ростов н/Д: Феникс,2010.2. Выготская И.Г. «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».-Москва: Просвещение, 1993.3. Ежова М. А., Гусаковская И.В. «Инновационная мастерская логопеда».-Оzon.ru4. Козырева О.А. «Логопедические технологии». - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
