Публикации формирование междисциплинарных компетенций через игровую деятельность в контексте празднования Дня космонавтики с использованием цифровых технологий.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: формирование междисциплинарных компетенций через игровую деятельность в контексте празднования Дня космонавтики с использованием цифровых технологий.
Автор: Новикова Валерия Вячеславовна

“Космическая экспедиция знаний”Цель: формирование междисциплинарных компетенций через игровую деятельность в контексте празднования Дня космонавтики.Оборудование:
  • Компьютер/ноутбук с проектором
  • Интерактивная доска
  • Программа для создания презентаций ( Нейросеть Gamma)
  • Онлайн-сервис для создания интерактивных тестов (MyQuiz)
  • Структура игры:
  • Вводная часть (10 минут):
  • Видео-приветствие с историческими фактами о космосе
  • Разделение на команды (3-4 человека)
  • Получение “космических паспортов” (рабочие листы для получения оценки каждого модуля)
  • Основная часть (65 минут):
  • Модуль 1: “Теоретический старт” (20 минут)
  • Интерактивный тест по космонавтики Критерии: правильность ответов, скорость выполнения
  • Модуль 2: “Практическая орбита” (45 минут)
  • Решение задач на расчёт траекторий полёта
  • Использование онлайн-калькуляторов и программ
  • Создание презентации миссии с помощью нейросети
  • Критерии: точность расчётов, креативность представления
  • Заключительная часть (15 минут):
  • Подведение итогов
  • Награждение команд
  • Рефлексия
  • Критерии оценивания:
  • Практическое использование ИКТ:
  • Применение различных цифровых инструментов
  • Создание собственных цифровых продуктов
  • Использование онлайн-сервисов для совместной работы
  • Интерактивность:
  • Командная работа
  • Взаимопроверка
  • Обмен опытом
  • Обратная связь
  • Образовательный потенциал:
  • Интеграция физики и математики
  • Развитие soft skills
  • Формирование исследовательских навыков
  • Погружение в профессиональную среду
  • Дополнительные возможности:
  • Онлайн-трансляция для других групп
  • Создание электронного архива работ
  • Публикация лучших проектов в социальных сетях
  • Организация виртуальной выставки
  • Перспективы использования:
  • Адаптация под другие тематические дни
  • Расширение до междисциплинарного проекта
  • Интеграция с дополнительными предметами
  • Создание постоянной образовательной площадки
  • Данная разработка способствует:
  • Повышению интереса к точным наукам
  • Развитию цифровых компетенций
  • Формированию командного духа
  • Погружению в профессиональную среду
  • Интеграции различных областей знаний
  • Игра может быть использована как в очном, так и в дистанционном формате с минимальными изменениями в организации.“Космическая экспедиция знаний” –сценарий 1этап.Дорогие друзья!Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы отправиться в удивительное космическое путешествие! Загадочный мир звёзд и планет с древних времён притягивал к себе внимание людей, а сегодня мы становимся настоящими космонавтами и покорителями космоса!Представьте себе: бескрайняя вселенная раскинулась перед нами, словно огромный океан звёзд. Мы готовы преодолеть силу земного притяжения и отправиться навстречу новым открытиям!А сейчас давайте вместе перенесёмся в удивительный мир космонавтики и посмотрим захватывающее видео о покорении космоса. Вы увидите, как величественны и прекрасны космические просторы, как отважны и целеустремлённы люди, покорившие космос, и как много ещё неизведанного ждёт нас впереди!Приготовились? Тогда… Поехали! Видео: 12 апреля-день космонавтики[После просмотра видео]Вот так, друзья! Видели, какие невероятные возможности открывает перед нами космос? Сегодня каждый из вас может стать частью этой великой истории покорения космического пространства.А теперь пришло время надеть наши космические шлемы, проверить скафандры и отправиться в увлекательное путешествие по галактикам! Помните: настоящий космонавт должен быть смелым, находчивым и всегда готовым к новым открытиям!Экипажи, к старту готовы? Начинаем обратный отсчёт:, 5, 4, 3, 2, 1… ПУСК![Звучит космическая музыка, начинается игра]2 этап.Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по просторам вселенной, и сейчас настало время проверить ваши знания о самых удивительных космических рекордах и фактах!Внимание! Включаем режим интеллектуального поединка!Правила космического квиза просты:Каждый правильный ответ приближает нас к новым звёздамЗа верные ответы вы получаете космические очкиЧем больше очков, тем ближе победа!Готовы блеснуть своей эрудицией? Тогда начинаем наш космический челлендж!Онлайн квиз( нажав по ссылке можно скопировать квиз себе и играть в него) - )(если нет доступа в интернет , то печатный тестсм.приложение)3этап. Внимание, экипажи!Пришло время разделить наши космические силы на четыре отважных экспедиции! Каждая группа получит своё уникальное задание по исследованию одной из самых загадочных планет Солнечной системы. Исследовав данные вопросы вам нужно создать презентацию вашей миссии черзе нейросеть Gamma ( )Представляем наши космические экипажи:🌑 Экспедиция “Луна-1”
  • Исследуют лунный рельеф
  • Изучают возможности лунной базы
  • Время полета до луны и обратно.
  • Разрабатывают план добычи лунных ресурсов
  • Дано:
  • Расстояние до Луны: примерно 384 400 км
  • Средняя скорость космического корабля: 2 000 м/с
  • Время на разгон и торможение: 3 часа
  • 🎪 Экспедиция “Венера-1”
  • Исследуют венерианскую атмосферу
  • Разрабатывают защитные системы для спускаемых аппаратов
  • Время полета до Венеры и обратно
  • Изучают возможности терраформирования
  • Дано:• Расстояние: 38 млн км (в зависимости от положения планет)• Средняя скорость космического корабля: 2000 м/с• Время на разгон и торможение: 3 часа🏔️ Экспедиция “Марс-1”
  • Планируют маршрут по поверхности Марса
  • Разрабатывают план поиска воды
  • Время полета до Марса и обратно
  • Создают проект марсианской колонии
  • • Расстояние: 55 млн км (в зависимости от положения планет)• Средняя скорость космического корабля: 2 000 м/с• Время на разгон и торможение: 3 часа🌓 Экспедиция “Юпитер-1”
  • Исследуют атмосферу гиганта
  • Планируют полёт к спутникам Юпитера
  • Время полета до Юпитера и обратно
  • Разрабатывают системы защиты от радиации
  •  Расстояние: 590 млн км• Средняя скорость космического корабля: 2 000 м/с• Время на разгон и торможение: 3 часа
  • Примерное решение : Рассчитать время полёта до Луны
  • Подготовить краткий отчёт о миссии
  • Дано:
  • Расстояние до Луны: примерно 384 400 км
  • Средняя скорость космического корабля: 2 000 м/с
  • Время на разгон и торможение: 3 часа
  • Необходимо:
  • Вычислить время полёта (без учёта времени на разгон)
  • Определить полный путь корабля (туда и обратно)
  • Нарисовать схему полёта
  • Учесть время на разгон и торможение
  • Шаги решения:
  • Формула для расчёта времени полёта: t = S/Vгде S - расстояние, V - скорость
  • Построение схемы:
  • Начертить прямую линию от Земли до Луны
  • Отметить точки старта, апогея и финиша
  • Добавить краткие пояснения
  • Подготовка отчёта:
  • Время полёта туда
  • Время полёта обратно
  • Общее время миссии
  • Необходимое топливо (примерно 10% от пути)
  • Решение задания “Космическое путешествие”
  • Расчет времени полёта:
  • Расстояние до Луны: 384 400 км = 384 400 000 м
  • Скорость корабля: 2 000 м/с
  • Время полёта = 384 400 000 / 2 000 = 192 200 секунд
  • Переводим в часы: 192 200 / 3600 = 53.4 часа
  • Полный путь корабля:
  • Туда и обратно: 384 400 × 2 = 768 800 км
  • Схема полёта:
  • Земля -------------------> Луна <----------------
  • Итоговый отчёт:
  • Время полёта до Луны: 53.4 часа
  • Время полёта обратно: 53.4 часа
  • Время на разгон и торможение: 3 часа × 2 = 6 часов
  • Общее время миссии: 53.4 + 53.4 + 6 = 112.8 часов
  • Примерное необходимое топливо: 768 800 × 0.1 = 76 880 кг
  • Дополнительные расчёты:
  • Если изменить скорость на 2 500 м/с:
  • Время полёта = 384 400 000 / 2 500 = 153 760 секунд = 42.7 часа
  • Общее время миссии = 42.7 × 2 + 6 = 91.4 часа
  • Расчет топлива:
  • Базовый расход: 768 800 км / 1000 = 769 кг
  • С учетом резерва (10%): 769 + 76.9 = 845.9 кг
  • Примерное название миссии:“Луна-101: Первый учебный полет”
  • 4 этапВнимание, космическая станция!Объявляется возвращение всех экспедиций на Землю!Звучит торжественная космическая музыкаНа экране показываются фотографии планет, которые исследовали командыДорогие исследователи!Сегодня мы собрались, чтобы услышать отчеты о ваших невероятных открытиях и достижениях в освоении космоса. Каждая экспедиция проделала огромную работу и столкнулась с уникальными вызовами.Порядок представления результатов:
  • Экспедиция “Луна-1”
  • Представляет схему лунной базы
  • Рассказывает о планах добычи ресурсов
  • Демонстрирует проект первой лунной колонии
  • Экспедиция “Венера-1”
  • Показывает модель защитного костюма
  • Рассказывает о способах исследования атмосферы
  • Представляет план выживания на Венере
  • Экспедиция “Марс-1”
  • Демонстрирует маршрут по поверхности Марса
  • Показывает проект марсианского поселения
  • Рассказывает о планах поиска воды
  • Экспедиция “Юпитер-1”
  • Представляет модель исследовательского зонда
  • Рассказывает о планах исследования спутников
  • Демонстрирует систему защиты от радиации
  • После каждого выступления:
  • Вопросы от других команд
  • Обсуждение представленных решений
  • Оценка креативности и практичности проекта
  • Критерии оценки проектов:
  • Реалистичность плана
  • Оригинальность решений
  • Командная работа
  • Качество презентации
  • Ответы на вопросы
  • После всех презентаций:
  • Голосование за лучший проект
  • Подведение общих итогов
  • Награждение участников
  • Церемония награждения:
  • Каждому участнику - памятный значок исследователя
  • Лучшей команде - специальный кубок “За выдающийся вклад в освоение космоса”
  • Специальные номинации:• “Самое инновационное решение”• “Лучшая командная работа”• “Самый реалистичный проект”• “Самое креативное решение”
  • Финальное слово:“Сегодня вы показали, что способны решать самые сложные космические задачи. Ваши проекты - это первые шаги к реальному освоению планет Солнечной системы. Мы гордимся вашими достижениями и верим, что некоторые из вас станут настоящими космонавтами и исследователями космоса!”Звучит торжественная музыкаНаграждение участниковФотосессия на фоне космической экспозицииКонец космического квестаПримечание: В перерывах между выступлениями команд можно показывать короткие видео о реальных космических исследованиях, проводить интерактивные опросы и давать интересные факты о космосе для поддержания атмосферы и интереса участников.ПриложениеРекорды космоса: интересные вопросы с пояснениямиЗа каждый вопрос (1балл) Побеждает команда с наибольшим кол-вом баллов1. Какой космический аппарат установил рекорд по дальности полёта от Земли?а) Вояджер-1 б) Новые горизонтыв) Пионер-10г) Хаябуса-2Пояснение: Вояджер-1 на данный момент находится на расстоянии более 23 миллиардов километров от Земли и является самым удалённым от нашей планеты искусственным объектом.2. Кто провёл наибольшее количество времени в космосе за один полёт?а) Валерий Поляковб) Геннадий Падалкав) Олег Кононенког) Сергей Прокопьев Пояснение: Сергей Прокопьев установил рекорд продолжительности космического полёта - 371 сутки в 2023 году.3. Какая космическая миссия совершила самое быстрое путешествие вокруг Солнца?а) Паркер Солар Пробб) Гелиос-2 в) Улиссг) SOHOПояснение: Зонд Гелиос-2 достиг скорости 250 000 км/ч, что делает его самым быстрым искусственным объектом, облетевшим Солнце.4. Какой космический корабль установил рекорд по количеству полётов?а) Индеворб) Атлантисв) Дискавери г) КолумбияПояснение: Шаттл Дискавери совершил 39 полётов - больше, чем любой другой космический корабль.5. Кто является рекордсменкой по количеству женщин-космонавтов, совершивших выход в открытый космос одновременно?а) США (2 женщины)б) СССР (1 женщина)в) Россия (2 женщины) г) Китай (2 женщины)Пояснение: В 2021 году российские космонавтки Оксана Кононенко и Анна Кикина установили рекорд, совершив совместный выход в открытый космос.6. Какая миссия установила рекорд по количеству доставленных на МКС грузов?а) SpaceX Crew Dragonб) SpaceX Cargo Dragon в) Прогресс МСг) HTV (Которо)Пояснение: Грузовые корабли SpaceX Dragon установили несколько рекордов по количеству доставленных на МКС грузов благодаря многократным полётам.7. Какой космический телескоп обнаружил наибольшее количество экзопланет?а) Хабблб) Кеплер в) Джеймс Уэббг) ТессПояснение: Телескоп Кеплер обнаружил более 2600 подтверждённых экзопланет, что является абсолютным рекордом.8. Какая страна запустила самый тяжёлый спутник?а) СШАб) Россия в) Китайг) ЕвропаПояснение: Россия запустила спутник “Ямал-601” массой более 6 тонн, что является текущим рекордом по массе коммерческого спутника.9. Какой космический аппарат провёл наибольшее время на поверхности Марса?а) Кьюриосити б) Оппортьюнитив) Персеверансг) СоджорнерПояснение: Марсоход Кьюриосити работает на поверхности Марса более 3500 солов (марсианских дней).10. Какая страна первой осуществила мягкую посадку на Венере?а) СШАб) СССР в) Европаг) ЯпонияПояснение: Советский аппарат Венера-7 в 1970 году впервые совершил мягкую посадку на поверхность Венеры, передав данные о температуре и давлении.Интересные вопросы про космос с выбором ответа и пояснениями1. Сколько времени потребуется свету от Солнца, чтобы достичь Земли?а) 8 минут и 20 секунд б) 1 часв) 12 часовг) 1 деньПояснение: Свет распространяется со скоростью примерно 299 792 км/с. Расстояние от Солнца до Земли около 150 миллионов километров. Деление этого расстояния на скорость света даёт примерно 8 минут и 20 секунд.2. Какая планета Солнечной системы вращается “лёжа на боку”?а) Меркурийб) Уран в) Марсг) НептунПояснение: Уран уникален тем, что его ось вращения наклонена примерно на 98 градусов относительно орбитальной оси, что приводит к “лежачему” вращению. Это может быть связано с гигантским столкновением в прошлом.3. Что происходит с предметом массой 1 кг в невесомости?а) Он становится невесомымб) Его масса становится равной нулюв) Его масса остаётся 1 кг, но вес отсутствует г) Он начинает левитироватьПояснение: Масса - это количество материи в объекте, она не меняется. Вес - это сила, с которой тело действует на опору, поэтому в невесомости вес отсутствует, но масса остаётся прежней.4. Почему на Марсе небо выглядит розовым?а) Из-за марсианской пыли б) Из-за особого состава атмосферыв) Из-за оптической иллюзииг) Из-за наличия марсианских бактерийПояснение: Красная пыль Марса содержит железо, которое рассеивает свет, делая небо розовым. На закате небо становится голубым, что противоположно Земле.5. Что такое “космическая погода”?а) Прогноз погоды на МКСб) Состояние солнечной активности и её влияние на Землю в) Прогноз выпадения метеоритовг) Прогноз появления новых звёздПояснение: Космическая погода включает солнечные вспышки, корональные выбросы массы и их влияние на Землю, включая северное сияние и помехи в радиосвязи.6. Как часто МКС облетает Землю?а) Один раз в суткиб) Каждые 90 минут в) Раз в часг) Каждые 24 часаПояснение: МКС движется со скоростью около 28 000 км/ч на высоте примерно 400 км, совершая полный оборот вокруг Земли каждые 90 минут.7. Что случится, если чихнуть в космосе?а) Ничего особенногоб) Вы улетите в противоположную сторону в) Слёзы останутся в виде шариковг) Это невозможноПояснение: В невесомости любой толчок, даже от чихания, может заставить вас двигаться в противоположном направлении, так как нет силы трения от земли.8. Почему космонавты не могут плакать в космосе как на Земле?а) Из-за отсутствия слёзб) Из-за невесомости слёзы не стекают в) От счастьяг) Из-за отсутствия эмоцийПояснение: В невесомости слёзы не стекают по щекам, а собираются в маленькие шарики на глазах, что делает плач на МКС весьма необычным процессом.9. Сколько времени нужно, чтобы долететь до Марса?а) 3 месяцаб) 6-9 месяцев в) 1 годг) 3 дняПояснение: Время полёта до Марса зависит от взаимного расположения планет и может составлять от 150 до 300 дней при оптимальных условиях.10. Что такое “космическая радиация”?а) Солнечное излучениеб) Излучение от звёздв) Потоки заряженных частиц в космосе г) Излучение от космических аппаратовПояснение: Космическая радиация включает солнечные протонные события, галактические космические лучи и частицы от солнечных вспышек, представляя серьёзную опасность для космонавтов.
    -