Публикации "Интеграция опытно - экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интеграция опытно - экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду"
Автор: Песковацкова Вера Валентиновна

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ. Опытно-экспериментальная деятельность это один из факторов  познавательного развития детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы ДОУ.  Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.  Экспериментирование тесно связано,  со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но, само по себе, наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.Тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того,  дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (звезда), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (твердый - мягкий), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта. По этому поводу Р.К. Аралбаева и  Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.  Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим  Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь».  Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность, регистрировать увиденное.Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает,  математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.  Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности может продолжиться наблюдениями на прогулке, чтением, игрой.  И  позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как снег, причинами его возникновения можно использовать следующие методические приемы:· Наблюдение на прогулке,  за ветром; эксперимент «Какая сила у ветра?»;· Для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция -  это  системное образование.     Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
-