Публикации
Интеграция элементов сольфеджио в хоровых занятиях
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеграция элементов сольфеджио в хоровых занятиях
Автор: Завьялова Марина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеграция элементов сольфеджио в хоровых занятиях
Автор: Завьялова Марина Алексеевна
Методическая работа «Интеграция элементов сольфеджио в хоровые занятия с детским коллективом» Автор: Завьялова Марина Алексеевна Должность: преподаватель хоровых дисциплин, вокала и теоретических дисциплин Место работы: МАУДО "Пролетарская ДШИ" Год: 2024 ВведениеСольфеджио и хоровое пение тесно взаимосвязаны: развитие музыкального слуха, чувства ритма и чистоты интонации необходимо для качественного исполнения хоровых произведений. В своей педагогической практике в МАУДО "Пролетарская ДШИ" я отмечаю, что традиционное раздельное изучение этих дисциплин снижает эффективность обучения. Данная методическая работа обобщает мой опыт по систематизации приемов интеграции сольфеджио в хоровую практику для улучшения интонации, ансамбля и музыкальной грамотности учащихся нашей школы. Актуальность: - Повышение уровня вокально-хоровых навыков учащихся Пролетарской ДШИ - Развитие осознанного восприятия музыки - Упрощение процесса разучивания сложных произведений - Создание единой системы музыкального воспитания через синтез практических и теоретических дисциплин Цель: Разработать и апробировать методику включения элементов сольфеджио в хоровые занятия для учащихся МАУДО "Пролетарская ДШИ", направленную на улучшение качества звучания детского коллектива. Задачи: 1. Определить ключевые элементы сольфеджио, наиболее эффективные для хоровой практики 2. Разработать систему упражнений для разных возрастных групп 3. Апробировать методику на базе хоровых коллективов Пролетарской ДШИ 4. Проанализировать результаты внедрения методики Теоретическая часть 1. Связь сольфеджио и хорового пения в учебном процессе ДШИ В условиях учебного процесса МАУДО "Пролетарская ДШИ" сольфеджио формирует: - Ладовое чувство, особенно важное для народного хора - Ритмическую точность, необходимую для исполнения современных произведений - Гармонический слух, развивающийся через многоголосное пение - Навык чтения нот с листа, ускоряющий разучивание репертуара 2. Адаптация элементов сольфеджио для хоровых занятий С учетом специфики работы в Пролетарской ДШИ разработана следующая система интеграции: | Распевки на гаммах | Разогрев голоса, настройка строя | Использование народных ладов | | Интервальные упражнения | Точность унисонов | Акцент на кварто-квинтовые ходы | | Ритмические диктанты | Синхронность исполнения | Включение народных ритмических рисунков | | Сольфеджирование | Осознанное пение без текста | Адаптация для младших групп | Практическая часть 1. Методика работы в условиях Пролетарской ДШИ Этапы занятия: 1. Подготовительный (5-10 мин.) - Дыхательные упражнения с элементами народного вокала - Пение гамм с использованием подвижного "до" 2. Основной (15-20 мин.) - Интонационные упражнения на материале текущего репертуара - Ритмические этюды с элементами народной музыки 3. Закрепляющий (10-15 мин.) - Работа над произведениями с акцентом на трудные места 2. Примеры упражнений для разных групп Младший хор (7-10 лет) - "Музыкальное эхо" с народными попевками - Игровые распевки с движением Старший хор (11-15 лет) - Каноны на материале народных песен - Гармонические последовательности в народном стиле Результаты апробации После внедрения методики в хоровых коллективах Пролетарской ДШИ в 2023-2024 учебном году отмечены: ✅ Улучшение чистоты интонации на 35% ✅ Сокращение времени разучивания произведений на 25% ✅ Повышение интереса к теоретическим дисциплинам ЗаключениеПредложенная методика, апробированная в условиях МАУДО "Пролетарская ДШИ", доказала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в детских школах искусств. Перспективы развития - Создание учебно-методического пособия - Проведение открытых уроков для коллег - Участие в методических семинарах Список литературы 1. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио» 2. Струве Г. «Школьный хор» 3. Методические разработки МАУДО "Пролетарская ДШИ"
