Публикации
Специфика социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Дронь Юлия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Дронь Юлия Викторовна
Специфика социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОДронь Юлия Викторовна, воспитательМКОУ «Яндыковская СОШ» Структурное подразделение №1Проблема социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающем миром становится особенно актуально на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью дошкольную организацию особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитания, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.В рамках реализации Федерального государственного стандарта (ФГОС ДО) в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Задачами социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;- развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений социокультурных ценностей нашего народа, от отечественных традициях и праздниках;- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).Развитие собственной активности позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.Выделяются основные принципы дошкольного образования, направленных на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семь, общества и государства;- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;- учет этнокультурной ситуации развития детей.Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;- поддержка индивидуальности и инициативы детей;- установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;- организация сотрудничества с родителями воспитанников.2. Рекомендуемы инновационные формы работы с детьми по социально-коммуникативному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.В младшем дошкольном возрасте:- организация с детьми игр различной направленности;- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;- простейшие поисковые и проблемные ситуации;- чтение художественной литературы.В среднем дошкольном возрасте:- организация сюжетно-ролевых игр;- организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющих игр-экспериментирований, игр-путешествий, игр-этюдов;- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;- беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.В старшем дошкольном возрасте:- ситуационные задачи, их широкая вариативность;- использование метода проектов;- использования метода коллекционирования;- использование театрализованной деятельности;- использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов);- самостоятельная деятельность детей.3. Инновационные формы работы с родителями:- совместные образовательные проекты;-вечера вопрос и ответов;-родительские гостиные;-тренинги по запросам родителей;-клубы по интересам;-родительские конференции;-совместное творчество родителей, детей и педагогов;-творческие выставки и фотовыставки;-тематические вечера и викторины;-совместные досуги;-видеоитервью и мультимедийные презентации;-выпуск семейных газет и книжек-малышек;-совместное создание мини-музеев.4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно- педагогических условий:-создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;-обучение умению слушать и слышать другого;-развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос общения;-развитие у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях;-обучение умению использовать формулы речевого этикета;-воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;-формирование чувств симпатии между участниками общения;-обучение умению детей владеть собой;-развитие умения анализировать ситуацию;-целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.Таким образом, предлагаемая выше модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО представляется эффективной и будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы у дошкольников.Литература:1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.-М.,2012.2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2008.3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
