Публикации Развитие технологии и эффективные методики, применяемые учителем истории в работе с семьёй при реализации работы, направленной на духовно-нравственное и социально-правовое воспитание детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие технологии и эффективные методики, применяемые учителем истории в работе с семьёй при реализации работы, направленной на духовно-нравственное и социально-правовое воспитание детей
Автор: Власова Лариса Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»Развитие технологии и эффективные методики, применяемые учителем истории в работе с семьёй при реализации работы, направленной на духовно-нравственное и социально-правовое воспитание детейСоциальный педагог МБОУ «СОШ №5 с УИОП г. Шебекино Белгородской области» Власова Лариса АлександровнаГ. Шебекино, 2025 г.Семья и образовательная организация являются двумя ведущими социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка. Дляполноценного качественного воспитания ребенка требуется консолидация усилий обоих этих институтов, а воспитательное влияние только одного из них является недостаточным.На необходимость выстраивания взаимодействия семьи и образовательной организации, в которой обучается и воспитывается ребенок, указывают научные исследования, с одной стороны, и нормативная правовая база Российской Федерации, с другой стороны.Нормативная правовая база для организации взаимодействия образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся включает официальные документы (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, распоряжения Правительства, законодательные акты и др.), в которых, с одной стороны, гарантируется обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, а с другой стороны, закрепляется приоритет семейного воспитания.Так, Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, декларирует равные права и обязанности родителей по воспитанию детей (ст. 7, п. 2, ст. 38, п.п. 1, 2).В Семейном кодексе Российской Федерации конкретизируется, чтородители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63, п. 1).В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», определенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, одним из целевых показателей является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года № 262-ФЗ) гласит, что:● родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44, п. 1);● органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей (ст. 44, п. 2);● родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своихдетей (ст. 44, п. 3.4);● родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (ст. 44, п. 3.7).Цель взаимодействия образовательной организации и семьи— это установление длительных, постоянных и плодотворных отношений, способствующих повышению качества и эффективности воспитания ребенка.Основные задачи взаимодействия образовательной организации и семьи:● обеспечение эффективного, всестороннего, гармоничного развития ребенка;● выработка единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизни ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;● интеграция целей и ценностей воспитания образовательной организации и родителей;● выработка общих методики и технологии необходимых воспитательных воздействий на ребенка, их координация и коррекция в зависимости от складывающихся условий воспитания;● формирование положительно окрашенных эмоциональных взаимоотношений между сотрудниками образовательной организации и родителями воспитанников.Современные родители сильно различаются по возрасту: от совсем юных до зрелых (от 30 до 40 лет и даже старше). Сотрудникам образовательных организаций приходится учитывать эти особенности в работе с семьей: с одной стороны, помогать молодым и неопытным родителям и даже формировать их взаимоотношения с детьми, с другой — учитывать уже сложившиеся стереотипы у более «возрастных»родителей.Современные родители более осведомленные, чем родители предыдущих поколений, в том числе и в сфере образования: они знают федеральные государственные образовательные стандарты, знают свои права и права ребенка, имеют свое представление о том, как должна функционировать образовательная организация. Большинство из них искренне заботятся и переживают о своих детях, желают им качественного образования и воспитания, хотят принимать посильное участие в данных процессах, готовы разделить с воспитателями все аспекты воспитания ребенка.Современные родители очень занятые люди, испытывающие острый дефицит времени, поэтому у них очень мало инструментов и актуальных форм взаимодействия с образовательной организацией.Родители видят роль образовательной организации в привитии детям следующих ценностей (приведены в порядке уменьшения значимости для родителей):
  • духовно-нравственные ценности (уважение друг к другу, уважение к старшим, взаимопомощь, эмпатия);
  • ценность дружбы;
  • ценность труда;
  • семейные и патриотические ценности.
  • По мнению родителей, сильнее всего на формирование ценностей ребенка влияет семья, а вслед ней — окружение и друзья. Причем друзья влияют в основном в негативном ключе. Также в основном «неправильные ценности», по мнению большинства родителей, прививаются детям посредством интернета.Оценивая роль образовательной организации в формировании ценностей у детей, родители отмечают ее недостаточную активность и считают, что она не в полной мере выполняют воспитательную роль.Анализ научно-методической литературы, с одной стороны, и практической деятельности образовательных организаций — с другой, позволяет сделать вывод о существовании на сегодняшний день трех основных стратегий взаимодействия с родителями:1) стратегия развития открытого сообщества школы и семьи, которая предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций;2) стратегия быстрого реагирования, которая направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении; характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов образовательных организаций;3) стратегия смешанного типа, включающая элементы первой и второй и предполагающая реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося.Формы взаимодействия образовательной организации с родителями воспитанниковВзаимодействие образовательных организаций с родителями сегодня характеризуется широким диапазоном используемых форм, которые условно можно разделить на регламентированные и неформальные.Регламентированные формы взаимодействия — это такие формы взаимодействия, рамки и сущность которых определены в законодательных актах и в локальных нормативных документах образовательной организации. Они проявляются в совместном управлении педагогами и родителями воспитательным процессом, в совместной экспертизе данного процесса, в профессиональном консультировании друг друга.К регламентированным формам взаимодействия относятся:1.  Управляющий совет образовательной организации — это коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией. В его состав входят руководитель образовательной организации, представитель учредителя, педагоги, родители, обучающиеся и представители местного сообщества. Управляющий совет осуществляет стратегическое управление образовательной организацией.2.  Попечительский совет образовательной организации — это форма общественного управления, которая создается на добровольной основе, занимается обеспечением образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами и их распределением.3. Родительский комитет — это орган самоуправления родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие коллективу образовательной организации, на улучшение и гармонизацию сотрудничества образовательной организации и семьи.4. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений. Она рассматривает вопросы реализации права на образование, в том числе в случаях нарушения прав педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.5.  Родительское собрание — это основная и обязательная форма совместной работы классного руководителя с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детей в образовательной организации и дома.Неформальные формы взаимодействия — это такие формы взаимодействия, которые проявляются в ходе общения педагогов и родителей в воспитательном процессе, реализуются через создание и осуществление совместных проектов, мероприятий и акций, направленных на решение поставленных воспитательных задач.К неформальным формам взаимодействия относятся:● педагогические лектории — это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний родителей по различным вопросам воспитания детей;● родительские школы — формы сотрудничества педагогов, психологов и других специалистов образовательной организации с родителями, которые могут получить квалифицированную помощь и консультации по различным вопросам семейного воспитания в пространстве образовательной среды школы;● родительские конференции — это форма работы, предусматривающая изложение теоретических основ рассматриваемого вопроса, обмен мнениями и опытом между родителями, педагогами и руководителями образовательных организаций;● круглые столы — способ организации обсуждения с целью обобщения идей и мнений участников взаимодействия по обсуждаемой проблеме;● родительские клубы, клубы выходного дня — это дискуссионные собрания родителей, педагогов и психологов, формирующие атмосферу доверия и сотрудничества между сотрудниками образовательной организации и родителями, создающие уникальный,постоянный круг общения вокруг воспитательных проблем класса;● мастер-классы — это неформальное объединение родителей, детей и педагогов, в процессе которого от педагога-мастера происходит передача опыта и мастерства посредством прямой и комментированной демонстрации тех или иных действий.общий перечень значительно шире. Многие формы взаимодействия не имеют четко определяемых границ и могут сочетать в себе элементы нескольких форм, перетекать из одной формы в другую в процессе взаимодействия, поэтому мы не ставим перед собой цель обозначить все возможные их варианты. В рамках вышеперечисленных форм могут использоваться различные методы и приемы взаимодействия (в некоторых источниках их причисляют к формам взаимодействия), общее количество которых так велико, что назвать их все хотя бы в номинальном порядке не представляется возможным. Обозначим лишь те, которые встречаются в практике организации взаимодействия с родителями наиболее часто:● культурно-образовательные проекты;● мероприятия спортивной, туристической, краеведческой, экологической и иных направленностей;● различного рода акции (в том числе благотворительные), флешмобы; дни открытых дверей, марафоны;● выпуски семейных газет и плакатов;● совместные прогулки и экскурсии;● выставки совместных работ;● оформление папок-передвижек, информационных стендов;● онлайн-лектории или встречи со специалистами;● создание электронного журнала или газеты; размещение актуальной для родителей информации на сайте образовательной организации или на официальных страницах организации в социальных сетях;● создание видеоблогов (видеозанятия для детей, видеоконсультации для родителей, видеопрезентации компонентов развивающей среды и пр.).Разнообразие потенциальных форм обеспечивает вариативность взаимодействия образовательной организации и родителей.Эффективности и качества взаимодействия образовательной организации с родителями можно добиться с использованием различного инструментария.
    -