Публикации Методические рекомендации по организации проектной деятельности в дополнительном образовании на примере объединения «Гончарная мастерская»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации проектной деятельности в дополнительном образовании на примере объединения «Гончарная мастерская»
Автор: Божан Анна Вячеславовна

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в дополнительном образовании на примере объединения «Гончарная мастерская»Принимая во внимание психофизиологические особенности обучающихся среднего школьного возраста (11-15 лет), методы проблемного обучения используются педагогом не только при изучении новой темы, но и во время закрепления ее в условиях новой ситуации. Переход к собственно проектной деятельности предваряется частично-поисковыми заданиями. Эти задания, в свою очередь, призваны помочь учащемуся постепенно перестроиться, осознать значимость собственных решений, настроиться на самостоятельную практическую деятельность, чувствовать себя комфортно.Чтобы научить добывать знания, надо вооружить детей техникой исследовательского поиска, именно поэтому метод проектов вводится постепенно, проходя «красной нитью» через все разделы модуля. По мере работы в течение года обучающимся ставятся все более сложные проблемные задачи, предоставляется все большая свобода в принятии решений о том, каким станет их итоговый авторский проект. Проектная деятельность как вид проблемного обучения в полной мере представлен в завершающем разделе модуля «Создание авторской керамической игрушки». Ребятам предоставляется возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы и приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Творческая деятельность обучающихся, направленная на решение интересной проблемы (сформулированной зачастую ими самими), носит практический характер и имеет важное прикладное значение. И сама деятельность, и ее результат – найденный способ решения проблемы - интересен и значим для самих открывателей.Рекомендации по организации проектной деятельности обучающихсяОрганизация проектной деятельности должна быть нацелена, прежде всего, на раскрытие творческого потенциала обучающихся и развитие навыков самостоятельного поиска решений поставленной задачи. Педагог выступает как помощник и консультант, дающий право выбора техники и тематики авторского проекта ребенка.В помощь учащимся разработана «Инструкция по созданию и защите авторского проекта («Керамическая посуда») (Приложение 1) а также методические рекомендации.Приступая к изучению раздела 1 «Техники создания керамической посуды», педагогу следует учитывать объективные трудности по усвоению такого обширного теоретического материала и на начальном этапе не создавать, а номинально обозначать проблемные ситуации с целью поддержания интереса у учащихся.В данном разделе педагогом используется диалогический метод проблемного обучения: ребята активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно доказать гипотезы. Функции педагога сводятся к контролю процесса, обозначению проблемной задачи и стимулировании самостоятельных выводов. Цель – не столько помочь ребятам найти ответы, сколько способствовать самостоятельной их констатации. На организационно-подготовительном этапе работы над творческим проектом обучающиеся под руководством педагога выбирают для себя наиболее понравившийся способ декорирования изделия, предварительно изучив информацию по каждому способу, чтобы обосновать свой выбор. На данном этапе необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — найти мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Педагог поэтапно раскрывает структуру проекта в целом, предварительно поделив обучающихся на насколько групп; каждую теоретическую часть обучающимся необходимо проиграть и проработать в мини-группе. Когда процесс будет завершен, каждая команда презентует свой проект в любой удобной для них форме. Как правило, темой для первого пробного проекта служит полученная обучающимися информация по техникам создания посуды. На следующем этапе (раздел 2 «Керамическая посуда народов мира») обучающимся сообщается общая тематика предстоящего проекта (индивидуального) («Первобытная керамика», «Чернофигурная и краснофигурная керамика Древней Греции» и т.д.). Учащиеся получают методические рекомендации от педагога в виде инструкции (конструктора проектов); основная задача данных рекомендаций напоминать обучающимся этапы создания собственного творческого проекта. Далее обучающиеся получают доступ к интернету, время для сбора информации, определения цели и задач своего проекта, выбор техники и материалов. Второй (самый продолжительный по времени) этап работы, собственно, над проектом включает в себя:- проработку вполне конкретного изделия на бумаге (создание эскиза в цвете, - создание керамического изделия выбранной техникой, - подготовка изделия к обжигу, - декорирование изделия. Разнообразие тем раздела 2 предоставляет обучающимся больше свободы в выборе конкретных тематик для использования в их проекте. Сбор информации, определение цели и задач, выбор техники и материалов проходит не только на занятиях, но и в дистанционном формате общения (с использованием ИКТ). Педагог обсуждает с обучающимся недостатки прошлого проекта и пути их преодоления в будущем. Третий этап проекта – презентация – является наиболее важным, т.к. именно он дает возможность педагогу, ученику и одногруппникам увидеть и оценить масштаб работы, индивидуальность каждого выступающего, дать возможность почувствовать себя «главным звеном общей цепи», оказаться в ситуации успеха, ведь при оценке успешности обучающегося в проекте самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.Приложение 1ИНСТРУКЦИЯ для обучающихся по созданию и защите авторского проекта «Керамическая посуда»Организационно-подготовительный этап
  • Тщательно продумай план своей работы. Он должен включать выбор темы, постановку задач и выбор изделия. Напиши 5-6 вопросов себе самому об исследуемой теме. Создай эскиз.
  • Используй все доступные источники поиска информации, рекомендуемые сайты, общение с экспертами, книги, периодическую литературу (журналы, газеты, статьи)
  • Создай эскиз.
  • Определи методы работы, материал, техники.
  • Основной этап (создание изделия)
  • Используя свой эскиз и знания о выбранной технике, подготовь рабочее место и переоденься, либо одень фартук.
  • Подготовь набор инструментов для работы.
  • Думай об изделии в процессе его создания.
  • Обработай изделие перед обжигом.
  • Распиши изделие согласно эскизу и выбранным материалам.
  • Презентационный этап
  • Составь свое выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помни, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
  • Используй яркие формы подачи материала.
  • Не забывай о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Употребляй только понятные вам термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Подумай и составь возможные вопросы.
  • -