Публикации
Логопедическая программа "за и против"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логопедическая программа "за и против"
Автор: Шаронова Галина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логопедическая программа "за и против"
Автор: Шаронова Галина Ивановна
Вот уже 25 лет я являюсь учителем-логопедом. Много детей училось у меня произносить правильно звуки в речи, справляться в письме с фонетико-фонематическим нарушением и другими логопедическими нарушениями. Но, что хочется заметить, основываясь на четверть вековом опыте (говорю без иронии). Программы, что рекомендуют составлять учителям-логопедам в школе, не могут полностью реализовать потребности детей с логопедическими нарушениями. Не может ученик начальной школы исправить стойкие для него нарушения в письменной речи за одно или два занятия. Чтобы учитель логопед исправил стойкие нарушения в письме у учащегося, нужны систематические занятия в течение 3-4 месяцев. И речь идёт не об индивидуальном плане, а работе в группе. Соматическая привычка вырабатывается у человека повторения двадцать один раз. Привычка контроля в письме вырабатывается и закрепляется дольше. Знания, умения и навыки-эти три термина широко использовались в педагогике. Что же поменялось? Нужно ли давать знания детям со стойкими нарушениями в письме логопеду? Или знания учащиеся должны получать только на уроке от учителя начальной школы? Учитель-логопед занимается коррекцией речевых нарушений. Но она строится на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературного чтения. Логопед использует знания учащегося или дополняет их своими методами и приёмами. Если знаний у ребёнка нет, то логопед даёт знания и одновременно корректирует речевые нарушения. Есть ли различия в методике учителя и логопеда? Конечно, учитель начальной школы обучает общеобразовательным предметам, а учитель-логопед занимается коррекцией речевых нарушений у детей, но при этом давая знания учащимся. Умения в логопедии – это способности выполнять определённые действия или процессы, связанные с речью, с уровнем мастерства и эффективности. Умение-это и знание, и способность применять это знание на практике. Например, ученик должен уметь различать написание ш-ж на письме в сильной и слабой позициях. Но первоначально у ребёнка формируется образ буквы соответствующий звуку. Образ (особенно письменной буквы) формируется у учащегося с ФФН на протяжении 2-3 лет. Чтобы сократить этот срок, учитель-логопед использует корректирующие примы и методы. Умение выбирать нужную букву соответствующему звуку несёт знание образа буквы и правильного её написания. Умение правильно писать буквы, слова и предложения. Навыком в письме является способность ребёнка грамотно и последовательно выражать свои мысли. Навык фонематического анализа, графический навык, технический навык, орфографический навык, стилевой навык, смысловой навык-это навык письма. Обратите внимание, что технический, графический и навык фонематического анализа формируется первоначально. А технический навык своё начало берёт в младенчестве с умения держать ложку и вилку. Последовательная систематичная работа логопеда на устранение одного логопедического нарушения должна вестись довольно длительный срок, так, чтобы знания перешли в умения, а умения в навыки. Поэтому логопедическая программа в школе для работы с группами и подгруппами не должна нести одиночную тему. В преподавании базовых предметов, в формировании мотивации к обучению это оправдано. В профилактике и коррекции речевых нарушений, в развитии неречевых психических функций в формировании эмоционально-волевой сферы программа должна углубляться в конкретные нарушения и календарное планирование нести от 10 до 15 занятий по одной теме. Индивидуальная логопедическая программа в школе направлена на устранение речевых нарушений у конкретного ребёнка. Она учитывает индивидуальные особенности и уровень развития речи учащегося, причины нарушений. Из своего опыта считаю, что и групповые программы «изжили» свой век. Они должны быть приближены к индивидуальным программам, так как с каждым годом встречаешь детей, которым всё труднее справляться с коррекцией нарушения письменной речи.
