Публикации
Факультативный курс «Влияние пищевого субстрата на клеточный состав гемолимфы шеститочечного таракана (Еublaberus distanti Кirby»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факультативный курс «Влияние пищевого субстрата на клеточный состав гемолимфы шеститочечного таракана (Еublaberus distanti Кirby»
Автор: Никифорова Кристина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факультативный курс «Влияние пищевого субстрата на клеточный состав гемолимфы шеститочечного таракана (Еublaberus distanti Кirby»
Автор: Никифорова Кристина Николаевна
Факультативный курс «Влияние пищевого субстрата на клеточный состав гемолимфы шеститочечного таракана (Еublaberus distanti Кirby»Биологический эксперимент наравне с другими методами познания, такими как опыт и наблюдение, является важной частью биологического образования. Он способствует познанию биологических объектов и явлений, а также развивает умения и навыки исследовательской деятельности, помогает поддерживать познавательный интерес к предмету, который может перерасти в интерес к науке. Помимо этого у учащихся развивается аккуратность и внимательность, умение работать в группе, они учатся самостоятельности и самоконтролю при проведении исследования. Основываясь на этом знании, методике и результатах исследования, мною был разработан факультативный курс «Влияние пищевого субстрата на клеточный состав гемолимфы шеститочечного таракана (Еublaberus distanti Кirby» для учащихся 8-х классов.Пояснительная записка. 1 сентября 2022 года вступил в силу ФГОС третьего поколения, по сравнению предыдущими стандартами в нем в конкретизированы требования к обучающимся. В новом ФГОС конкретно прописано, в каком классе какие темы изучаются, содержание тем менять местами не допускается. Помимо этого расписан формат работ в для каждого предмета. Например, для биологии указаны темы всех лабораторных работ и экскурсий. Также имеется подробный перечень метапредметных предметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. В ФГОС третьего поколения делается акцент на внеучебную деятельность, она признается обязательной, для каждой ступени образования указаны часы, которые на неё выделяются. Обучающимся рекомендуется участие в различных форматах внеучебной деятельности – факультативы, краткосрочные курсы и др..В рамках данного факультатива ученики более подробно познакомятся с классом Насекомые, углубят знания об особенностях внешнего и внутреннего строения представителей данного класса, а также их образа жизни, условий обитания и способах приспособления к среде обитания. Изучение сущности явлений живой природы способствует развитию познавательного интереса к биологии как к предмету, так и науке. Данный факультатив способствует развитию у учащихся ценностного отношения к объектам живой природы, формированию личностных компетенций. У учащихся формируются предметные и метапредметные навыки, они учатся формулировать гипотезы, проводить эксперименты в соответствии со всеми нормами, оценивать и анализировать полученные результаты, применять их в жизни.Цель: формирование у обучающихся интереса к объектам живой природы, желания заниматься исследовательской деятельностью и изучать предмет биологии на углубленном уровне.Задачи:Сформировать дополнительные знания у обучающихся по темам класс Насекомые, Тараканы, строение функционирование их кровеносной системы;Развивать навыки работы с живыми биологическими объектами, а также навыки исследовательской деятельности;Формировать навыки индивидуальной и групповой работы при проведении исследования; прививать чувство ответственности за выполненную работу.Данный факультатив предназначен для обучающихся 8-х классов.Программа рассчитала на 8 часов, по 1 часу в неделю.В таблице 1 представлены темы всех занятий, количество часов, выделенное на каждую тему, формы методы работы на каждом занятии, а также предполагаемые результаты по каждому занятию.Таблица 1Учебно-тематический план курсаСодержание программы курса.Тема 1. Класс Насекомые - как представители царства Животные (1 час)Цель занятия - актуализация ранее полученных знаний и их углубление по данной теме. На данном занятии учащиеся будут работать в четырёх группах. Метод обучения на данном занятии - частично-поисковый. Обучающиеся в группах будут работать с различными источниками (дополнительная литература, интернет, раздаточный материал и др) для поиска необходимой информации по своему вопросу, а после обмениваться полученными данными путём устных рассказов в других группах. Одна группа даёт характеристику насекомым, как представителям царства Животные, вторая группа - как представителям типа Членистоногие, третья группа сравнивает Насекомых с классом Пауки, четвертая группа - с классом Ракообразные. Данный формат работы способствует развитию не только интереса к классу Насекомые, но и коммуникативных навыков. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается составить сравнительную таблицу по отрядам насекомых.Тема 2. Шеститочечный таракан - как объект исследования, условия его содержания в лабораторных условиях (1 час)Цель данного занятия - углублённое изучение объекта будущего исследования – таракана. Учитель знакомит обучающихся с особенностями внешнего и внутреннего строения щеститочечного таракана, спецификой его обитания в природных и лабораторных условиях. В конце занятия учащиеся закрепят полученные знания, выполняя задания в парах на платформе LearningApps. Пример задания приведен на рисунке 1. Дома, для закрепления материала, обучающиеся пройдут викторину на платформе Online Test Pad, где они проверят свои индивидуальные результаты усвоения материала. На рисунке 2 приведен фрагмент данного занятия.Рис. 1Пример задания на платформе LearningApps для закрепления материалаРис. 2 Учащиеся изучают внешнее строение шеститочечного тараканаТема 3. Виды инсектариев и их изготовление (1 час)Цель данного занятия - изготовление инсектариев. В начале занятия учитель расскажет о видах инсектариев, материалах необходимых для их изготовления. После этого, выполнят практическую работу, изготовят по 2 инсектария для каждой группы будущего исследования. Пример готового инсектария представлен на рисунке 3. Домашним заданием будет создать плакат об изготовленном инсектарии и описать оптимальные условия содержания таракана в лабораторных условиях в нем. Данное задание способствует развитию творческих навыков.Рис. 3 Готовый инсектарий для проведения исследованияТема 4. Кровеносная система тараканов (1 час)Так как ученики уже знакомы со строением и функциями кровеносной системы насекомых, целью данного занятия является обобщение и повторение изученного, а также изучение особенностей кровеносной системы у объекта исследования – шеститочечного таракана. Формат работы - фронтальная беседа с элементами рассказа учителя. Учитель расскажет о составе гемолимфы, видах гемоцитов, особенностях их строения и выполняемых ими функциях. Средством наглядности на этом занятии служит мультимедийная презентация. Дома обучающиеся закрепят материал, составляя схему "Кровеносная система таракана" и выполняя задания на платформе LearningApps. Пример задания приведен на рисунке 4.Рис. 4 Пример задания на платформе LearningApps для закрепления материалаТема 5. Изготовление корма для проведения исследования. Закладка опыта (1 час)Цель занятия - изготовить корм и заложить опыт. До занятия обсудили состав корма и подготовили необходимые продукты. Соблюдая методические рекомендации, во время занятия изготавливается четыре вида корма: первый для контрольной группы - включал в себя: морковь, картофель, куриную грудку и банан с кожурой. Соотношение овощей и мяса 2:1. Второй содержащий в 2 раза больше белка. Третий без куриной грудки. Четвертый- включал в себя все ингредиенты + 32 грамма механических частиц (силикатный песок) . В конце занятия учащиеся расселяют тараканов по инсектариям и осуществляют первую кормежку. В дневнике исследования учащиеся фиксируют проведённую работу во время опыта и методические рекомендации.Тема 6. Обработка промежуточных результатов исследования (1 час)В течение недели обучающиеся ежедневно кормят тараканов определенным видом корма. Перед занятием учитель изготавливает препараты гемолимфы шеститочечного таракана. Перед преступлением к работе, учащиеся изучают методику проведения исследования. На занятии учащиеся работают с микроскопами, получившиеся препараты смотрят под 100-кратным увеличением с иммерсионным маслом и производят подсчет различных клеток и форменных элементов готового препарата. На рисунке 5 приведен пример 1 поля препарата под микроскопом. Кроме того, при отсутствиисоответствующего оборудования, подсчет клеток можно производить на снимках препаратов изготовленных преподавателем заренее. Работа производится под руководством учителя. После выполнения работы учащиеся обсуждают с учителем полученные данные фиксируют их в дневнике исследователя. Рис.5 препарат гемолимфы под увеличением 100X с иммерсиейТема 7. Обработка полученных результатов исследования (1 час)Цель данного занятия - закончить исследование, провести статистические расчеты. В течение недели обучающиеся вновь ежедневно кормят тараканов определенным видом корма и после, во время занятия, производят итоговый подсчет клеток гемолимфы, соблюдая методику с прошлого занятия. Для визуализации полученных данных, их анализа и написания выводов используется программа Microsoft Exсel. Учитель объясняет, как провести статистическую обработку, помогает провести расчеты. Дома учащиеся подготавливают мультимедийную презентацию и выступление о проведённом исследовании и полученных результатах.Тема 8. Итоговая конференция по результатам исследований (1 час)Цель - демонстрация результатов исследования. Данное занятие будет в формате конференции, где будут присутствовать другие учителя биологии, классные руководители обучающихся и их родители. Каждый обучающийся расскажет и продемонстрирует результаты своего исследования и работы за весь курс. По итогам встречи каждый ученик получит сертификат о прохождении факультатива. Самым заинтересованные ученики (1-2 школьникам) оформят данную работу в виде исследовательской и выступят с ней на научно-практической конференции.Планируемые результаты курса.При прохождении данного факультатива обучающиеся достигнут следующих результатов:Личностные:Будут понимать ценность биологических знаний, как одного из наиболее важного компонента научной картины мира: Будет развиваться понимание причин своего успеха или неудачи: научаться самоанализу и самоконтролю при проведении сравнения результатов своей деятельности требованиям конкретной задачи; Научаться оценивать себя на основе критериев успешности; Метапредметные:Регулятивные: Научаться организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты своей работы. Научаться осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сравнении результатов с заданным эталоном. Научаться давать оценку результатам своей работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;Коммуникативные: Будут учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Научаться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;Познавательные: будут уметь определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;Предметные:Будут знать особенности внешнего и внутреннего строения насекомых, особенности строения шеститочечного таракана, состав его гемолимфы, функции гемоцитов;Научаться работать с живыми биологическими объектами и вести исследовательскую деятельность; Научаться работать со световым микроскопом.Список литературы.Анохин, В.Ю. Физиология насекомых / В.Ю. Анохин. – М.: Академия, 2012. – 384 с.Бей-Биенко, Г.Я. Общая энтомология / Г.Я. Бей-Биенко. – М.: Высшая школа, 1980. – 416 с.Гилберт, Л.И. Физиология насекомых / Л.И. Гилберт, С.С. Вилс. – М.: Мир, 1993. – 656 с.Жукова, Т.И. Гемолимфа насекомых: состав, функции, регуляция / Т.И. Жукова. – СПб.: Наука, 2002. – 200 с.Захваткин, Ю.А. Курс общей энтомологии / Ю.А. Захваткин. – М.: КМК, 2001. – 368 с.Иванов, В.П. Практикум по физиологии насекомых / В.П. Иванов. – М.: МГУ, 1986. – 144 с.Росс, Г. Энтомология / Г. Росс, Ч. Росс, Д. Росс. – М.: Мир, 1985. – 576 с.Ушатинская, Р.С. Физиология насекомых / Р.С. Ушатинская. – М.: Высшая школа, 1966. – 491 с.Chapman, R.F. The Insects: Structure and Function / R.F. Chapman. – Cambridge: Cambridge University Press, 1998. – 770 p.Nation, J.L. Insect Physiology and Biochemistry / J.L. Nation. – Boca Raton: CRC Press, 2015. – 528 p.
