Публикации ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Автор: Демурадзе Мариами Зазаевна

Во втором классе объем текстовой работы увеличивается как в плане формирования собственно текстовых понятий (текст, тема текста и пр.), так и текстовых умений. Начиная со второго класса, активно изучается грамматика русского языка. Это, безусловно, отражается и в содержании помещенной в учебниках языковой теории, и в содержании самих упражнений. Большая часть упражнений содержат текстовый материал: 1) собственно текстовые упражнения, направленные на решение коммуникативно-речевых задач, 2) упражнения, в которых текст используется в качестве дидактического материала для решения языковых задач, 3) упражнения, организующие наблюдения за языковыми закономерностями на текстовой основе. Достаточно и упражнений, сочетающих языковые и речевые задачи (см. рис. 3–4). Рис. 3 Упражнение, сочетающее языковые и речевые задачи. Русский язык. 2 класс. Ч. 1 [Канакина 2023 : 74] Рис. 4 Упражнение, сочетающее языковые и речевые задачи. Русский язык. 3 класс. Ч. 2 [Канакина 2023 : 56] Подобных упражнений больше всего оказалось в учебниках третьего и четвертого классов. В третьем и четвертом классах углубляется и закрепляется речеведческая теория, отрабатываются ранее сформированные текстовые умения, уделяется внимание стилям теста и т.д. Школьники учатся писать изложения и сочинения разных видов. Этому способствуют упражнения учебников. Кроме того, 45 предлагаются более сложные задания, направленные на развитие самостоятельности, творческого воображения. На протяжении всего обучения учащиеся знакомятся и с разными жанрами письменной речи: рассказ, письмо, объявление и пр. Школьники анализируют готовые письменные высказывания различных видов, затем пытаются самостоятельно их составить (составление диалога, писем и др.). В третьем классе появляются упражнения, организующие наблюдения за ролью языковых единиц в речи (морфем, грамматических форм) (см. рис. 5–6)
-