Публикации
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор: Пен Анна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор: Пен Анна Николаевна
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАПен Анна Николаевна, воспитательМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 415»Аннотация. В статье рассматривается роль игровых технологий в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста, направленных на формирование и закрепление гигиенических навыков. Описаны различные виды игр, способствующие развитию у детей осознания важности соблюдения личной гигиены. Приведены примеры использования игровых методов и приемов для привития детям правильных гигиенических привычек, таких как мытье рук, чистка зубов и поддержание порядка в своем окружении. Уделено внимание инновационным подходам, которые позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным для детей.Ключевые слова: гигиенические навыки, дети раннего возраста, игровые технологии, личная гигиена, воспитание, игры, методические приемы, раннее детство, воспитатель, инновационные подходы, личная гигиена в дошкольном возрасте.Формирование гигиенических навыков у детей раннего возраста – важнейший этап их социализации и становления как самостоятельных личностей. В этот период дети активно познают мир, перенимают опыт взрослых и осваивают первые повседневные действия, среди которых особую значимость имеют навыки личной гигиены. Для воспитателей группы раннего возраста актуальной задачей становится не только обучение детей необходимым действиям, но и привитие устойчивой привычки их регулярного выполнения.Игровые технологии – эффективный инструмент, позволяющий сделать процесс освоения гигиенических навыков увлекательным и доступным для малышей. В раннем возрасте дети обладают повышенной потребностью в движении, активном взаимодействии с окружающими, подражании взрослым. Именно поэтому игровые методы становятся незаменимыми в обучении. Например, для формирования навыка мытья рук можно использовать сюжетно-ролевую игру "В гости к капельке воды", где дети представляют себя капельками, путешествующими по ручейку, проходящими через мыльные пузырьки и попадающими в чистый поток.Песня и рифмовки также играют большую роль в освоении навыков. Простые стихотворные строки о мытье рук или умывании помогают детям запоминать последовательность действий и получать удовольствие от выполнения привычных процедур. Например, можно использовать стишок: "Кап-кап, водичка, умой наши личики! Носик, щёчки, лоб помоем – и красиво заживём!" – сопровождая его соответствующими движениями.Важным аспектом формирования гигиенических привычек является мотивация. Если ребенок понимает, зачем необходимо соблюдать чистоту, он легче принимает новые правила. Для этого можно применять игровые ситуации и дидактические пособия, например, интерактивные настольные игры или "волшебные" карточки, которые открывают секреты гигиены. Одна из таких игр – "Чистюля" – предлагает детям помочь игрушечному зайчику или мишке навести порядок в доме, вымыть лапки, причесаться и почистить зубы.Кукольный театр – ещё одна эффективная технология формирования гигиенических навыков. Куклы или мягкие игрушки могут "рассказывать" детям истории о том, почему важно быть чистым, делиться своими "проблемами" и искать решения вместе с малышами. Например, можно инсценировать ситуацию, когда медвежонок не хотел чистить зубы, и у него заболел зуб, но после визита к зубному врачу он научился ухаживать за полостью рта.Использование сенсорных игр также способствует закреплению гигиенических навыков. Дети с удовольствием играют с водой, мыльной пеной, различными фактурными поверхностями, что делает процесс обучения тактильно приятным и познавательным. Вода, как природный элемент, вызывает у детей интерес, поэтому любые занятия, связанные с умыванием и мытьем рук, могут быть поданы через игру с водой, пластмассовыми игрушками и предметами личной гигиены.Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми помогает детям усваивать гигиенические навыки быстрее, так как процесс обучения становится увлекательным, а социальное взаимодействие мотивирует малышей повторять правильные действия. Групповые игры, соревнования, поощрения за успехи создают положительное эмоциональное подкрепление, благодаря которому дети не только быстрее запоминают правила гигиены, но и начинают воспринимать их как естественную часть повседневной жизни. Например, игра "Кто быстрее почистит зубы?" превращает рутинную процедуру в захватывающее соревнование: сначала дети тренируются чистить зубки игрушечному крокодилу, отрабатывая правильные движения, а затем повторяют их на себе, подражая взрослым и сверстникам. Такое игровое обучение снижает страх перед новыми навыками и повышает уверенность в своих силах. После игры можно вручать наклейки или жетоны "Маленького чистюли", создавая систему поощрений, которая способствует формированию устойчивой привычки заботиться о своей гигиене. Подобные методики особенно эффективны в детских садах, где коллективное участие и игровые элементы значительно повышают заинтересованность детей.Родители играют важную роль в формировании у детей навыков личной гигиены. Воспитатель может проводить мастер-классы, консультации, родительские собрания, на которых демонстрирует игровые методики, используемые в детском саду, и дает рекомендации по их применению дома. Например, дома можно продолжать игру "Утренний ритуал", в которой ребенок помогает любимой игрушке умываться и чистить зубы, а затем делает это сам.Таким образом, игровые технологии являются эффективным средством формирования гигиенических навыков у детей раннего возраста. Они делают процесс обучения увлекательным, легким и доступным, создают положительный эмоциональный настрой и способствуют закреплению новых умений. Использование ролевых игр, кукольного театра, сенсорных упражнений, стихов, песен и взаимодействие с родителями позволяет воспитателям детского сада успешно формировать у детей привычку заботиться о своей чистоте и здоровье. Закрепление этих навыков в игровой форме не только облегчает их усвоение, но и делает процесс воспитания радостным и творческим.Список литературыАндреева Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4 (44). Васильева К. М. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Проблемы педагогики. 2021. №3 (54). Кунц Г. И. Использование игровых приемов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста: сборник трудов конференции. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – С. 101-103. Мисюткина О. Г. Формирование культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте: сборник трудов конференции. // Стратегические ориентиры развития науки и образования : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2023 г.) / редкол.: В. И. Кожанов [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 91-92.
