Публикации
Проектная деятельность как средство достижения предметных образовательных результатов на уроках физики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как средство достижения предметных образовательных результатов на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность как средство достижения предметных образовательных результатов на уроках физики
Автор: Клемешов Виктор Петрович
Проектная деятельность как средство достижения предметных образовательных результатов на уроках физикиКлемешов В.П., учитель физики МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской областиСовременному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия.В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.Для достижения этих целей в преподавании учебного предмета «Физика» эффективной технологией является проектная деятельность. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Физика является одним из предметов, где успешно можно использовать проектную деятельность, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет развивать такие качества как: креативность, критическое мышление, ответственность и самостоятельность.Проект – это временная деятельность, направленная на создание уникального результата (продукта, услуги, мероприятия) в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов. Проекты отличаются по:продолжительности подготовки по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой), методу (творческий, исследовательский, информационный или ознакомительно-ориентированный). Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки работы, пробудить интерес к исследовательской работе. Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении физики позволяет повысить интерес к науке «физика», сделать её увлекательной, занимательной, практико-ориентированной и мотивировать обучающихся на дальнейшее её изучение. Для учителя физики важным является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются основы системного мышления, навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов, развитие творческих способностей, воображение, фантазия, целеустремленность, организованность, способность ориентироваться в ситуации неопределенности. Проектная деятельность учащихся многогранна. При изучении учебного предмета «Физика», есть возможность организовывать её на любом этапе обучения физике:- При изучении физической теории (Пример. После изучения темы «Магнитное поле тока» выдвигаю проблему: с помощью тока можно получить магнитное поле, а нельзя ли с помощью магнитного поля или магнита получить электрический ток? Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, делают выводы.);- При решении задач (Пример. Исследуйте, изменяется ли сопротивление волоска спирали электрической лампы при изменении яркости свечения.);Проекты по физике можно разделить на следующие виды: прикладные, когда в результате получается четко обозначенный с самого начала результат деятельности. исследовательские, под которыми подразумевается деятельность учащихся направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. информационные направлены на работу с информацией о каком-либо физическом объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. - ролевые (игровые), в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы. творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату. При выполнении проекта, научно-исследовательской работы, ученического исследования школьники знакомятся с различными способами научного познания, учатся применять перспективные методы исследования в практической природоохранной деятельности.Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.
