Публикации
Специфика работы концертмейстера в классе саксофона и блокфлейты. Роль концертмейстера в учебном процессе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика работы концертмейстера в классе саксофона и блокфлейты. Роль концертмейстера в учебном процессе.
Автор: Вергунова Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика работы концертмейстера в классе саксофона и блокфлейты. Роль концертмейстера в учебном процессе.
Автор: Вергунова Елена Анатольевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств 12 г. Челябинск» Методическая работа на тему:«Специфика работы концертмейстера в классе саксофона и блокфлейты. Роль концертмейстера в учебном процессе.» Выполнила:КонцермейстерМБУ ДО ДШИ 12г. ЧелябинскВергунова Елена Анатольевна 2025г. Работа концертмейстера в детской музыкальной школе или школе искусств занимает совершенно особенное место, она не должна ограничиваться простым аккомпанированием учащемуся. Концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками игры в ансамбле, развитии музыкальных способностей, умении концентрироваться на звучании других инструментов и общем звучании произведения. Немало важно, что концертмейстер синтезируя весь свой музыкальный опыт может помочь ученику расширить образное мышление, услышать в сложном простое, выделить важное, а иногда и наоборот разнообразить многогранную музыкальную палитру гармоническими изысками или динамической нюансировкой.Основной целью учебно -методического процесса является воспитание художественной личности и концертмейстер в тесном контакте с идеями педагога оказывает непосредственное влияние на становление ученика, как через музыку , так и через общение с ним.Содружество с концертмейстером начинается уже на этапе ознакомления с произведением. Концертмейстер может сыграть весь текст , включая сольную партию или саккомпанировать педагогу и тогда ученик получает полное впечатление о красочности итогового варианта, яснее видит стилистические, темповые и ритмические основы. Как показывает практика первое впечатление очень важно, оно влияет и на дальнейшую мотивацию к занятиям, нельзя упустить этот момент.Вместе с этим после первого проигрывания концертмейстер может помочь сделать первоначальный анализ произведения. Лучше начинать его с общего( формы произведения) и постепенно останавливаться на интересных деталях, интонационной основе, выявлении каденций. На плечи концертмейстера ложится задача гармонического анализа, выявления модуляционных сдвигов, анализ подголосков. Все это поможет дать верное представление ученику о предстоящих задачах. Развитие навыков логического музыкального мышления, музыкальной интуиции, исполнительского чутья способствует ускорению процесса эмоциональной привязки и желанию поскорее освоить данное произведение. Подготовительная информационная основа сделает время освоения произведения менее продолжительным и приятным.К успешному освоению любого музыкального инструмента приводит не только воля исполнителя, но и упорство и профессионализм педагога и концертмейстера. Особенно важна психологическая сторона вопроса на начальном этапе, когда недостаточный навык владения инструментом тормозит достижение желаемого результата. Именно поэтому так важно концертмейстеру , который часто оказывается один на один с ребенком ( во время разыгрываний перед выступлением или на уроке) найти правильный подход в общении с учеником. Нельзя «ломать» ученика, нужно вовремя похвалить, приободрить и в редких случаях проявить некоторую жёсткость и принципиальность в музыкальных вопросах.Концертмейстер на уроке может поделиться своим багажом знаний из истории музыки и музыкальной литературы. Знание биографических фактов, представление о том, в каких жизненных и исторических обстоятельствах жил композитор, что послужило причиной создания произведения бесспорно поможет учащемуся лучше понять, а главное почувствовать музыку. Все эти дополнительные сведения, по большей части информативного свойства вносят дополнительный интерес к занятиям. А вовремя приведенная к месту образная ассоциация поможет быстрее освоить сложное место.Посильную помощь педагогу концертмейстер может оказывать даже в подборе репертуара. Накопив обширный опыт в концертной практике, поработав со многими педагогами концертмейстер может предложить неожиданные варианты произведений или различные трактовки уже привычных. Это может внести необходимую новизну в учебный процесс. Только творческий союз между преподавателем, концертмейстером и учеником может дать нужный эффект в воспитании начинающего музыканта.Необходимым навыком концертмейстера , является навык чтения с листа.Хваткость, цепкость, непрерывность при исполнении произведения без предварительного проигрывания на инструменте, внимание при этом к фразировке солиста и ясное представление его партии, выявление характера и стиля, выполнение авторских указаний и темповых изменений- такова игра профессионального концертмейстера. Подробное мысленное прочтение материала и предугадывание нотного материала вперед на два такта при исполнении помогут в успешном прочтении с листа. Важно представить характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменение размера, тональности , темпа, на диномические градации как в партии фортепиано, так и в партии солиста.Ф.Брянская разделила сложную цепь действий пианиста при чтении с листа на три этапа. Первый включает действия предваряющие игру: определить характер, темп, беглый просмотр нотного текста. Подключаем внутренний слух и интуицию. Второй этап - непосредственно чтение, связанное с работой зрения и слуха. Здесь работает понятие зрительного охвата, то есть стараться смотреть в следующие два такта, а также горизонталь с сольной партией. В этот момент идёт мысленная дешифровка ритмической и звуковой графики. И только в третьем этапе происходит «озвучивание» нотного текста. Здесь включается сложная координационная деятельнрость всего двигательного аппарата. Все эти этапы необходимо ежедневно тренировать до совершенства . Вспомним слова Иосифа Гофмана : «Лучший способ научиться быстро читать -это как можно больше читать».Таким образом овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. И наконец музыкант, уже свободно читающий с листа, видит перед собой конечную цель - художественное исполнение.Успешная игра двух инструментов на сцене это конечно же отточенные до совершенства навыки игры в ансамбле. Важнао единство штрихов, динамических оттенков, динамический баланс между инструментами. Концертмейстер непременно должен перенимать дирижёрские навыки и выступать в качестве организатора музыкального процесса и времени. Это возможно сделать правильно расставив звуковые и смысловые акценты, выдержанные ауфтакты. Мастерство заключается в том, что концертмейстер должен уметь быть незаметным и чутко поддерживать намерение солиста, создавать единую концепцию , поддержать в кульминациях.При игре в ансамбле нужно исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одарённого, и для более слабого воспитанника.Специфика работы концертмейстера в классе духовых инструментов требует от него особого универсализма.Важным навыком для него является умение транспонировать произведения в другие тональности.Современные саксофонисты настраивают саксофон альтовый настраивается по звуку ля малой октавы( фа диез первой октавы у солиста) и по звуку ля первой октавы( фа диез второй октавы ). Сопрано саксофон настраивается по звуку ля первой октавы( си у солиста) и ля второй октавы.Необходимо знать, что настраивается саксофон путём выдвижения и задвижения мундштука.( понизить звук- выдвинуть, повысить -задвинуть).Соответственно, так как многие духовые инструменты являются транспонирующими, этот навык тоже имеет огромное значение для концертмейстера, тем более, что партия солиста в большинстве случаев написана в тональности солиста.В процессе игры с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на определённый интервал выше или ниже, поэтому так важно умение мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, характер тонального родства.Знание основ игры на каждом из духовых инструментах: особенности взятия дыхания, артикуляция, нюансировка совершенно необходимы каждому концертмейстеру.Саксофон - духовой музыкальный инструмент, по принципу звуко извлечения принадлежит к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. С середины 19 века саксофон используется в духовом оркестре, реже в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра(ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью. Концертмейстер при игре с солистом должен также ярко показывать свою партию, находя нужный баланс звучания. Особое внимание стоит уделить басовой линии как опоре в произведении. Также характер и тембр звучания подбирается к определённому виду саксофона ( саксофон - сопрано, альт, тенор, баритон и т.д)Блок флейта - разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. Звук в блок флейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся в торце инструмента. Она была популярна в Средние века в Европе, к 18 веку предпочтение отдавали уже другим духовым инструментам с более широким диапазоном. Партия фортепиано с блок флейтой должна быть чуткой, менее насыщенной.При всем разнообразии инструментов, включённых в работу, концертмейстер должен учитывать специфику каждого, а также представлять сложности в овладении игры на них для ученика. Даже на самом мощном саксофоне при неумелом использовании может пропадать звук. В этом случае концертмейстер должен найти способы дать почувствовать ученику себя солистом. В решении данной задачи помогает грамотно проделанная работа на занятиях.Роль концертмейстера детской музыкальной школы со временем разрослась. И помимо того, что музыканту необходимо всегда поддерживать уровень пианистической формы, необходимо всю творческую жизнь обогащать свой опыт изучением новых произведений композиторов различных стилей , школ и направлений.
