Публикации Приобщение детей к культуре народов Поволжья через народные подвижные игры.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей к культуре народов Поволжья через народные подвижные игры.
Автор: Клокова Наталья Николаевна

Приобщение детей к культуре народов Поволжья через народные подвижные игры.Одной из целей образовательной программы является воспитание уважительного отношения к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию.Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут: русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д. Дети должны иметь представление о культуре, быте и жизни другого народа, доступное их возрасту. Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа.На сегодняшний день ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.  В традиционной культуре любого народа следует выделить компоненты, наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения.В работе по приобщению детей к культуре народов Поволжья, важно отмечать не только характерные особенности данных народов и давать элементарные представления об образе жизни, одежде, быте, фольклоре, но и показать, что им свойственно чувство симпатии друг к другу. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народов Поволжья, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.Мы систематически работаем в этом направлении: совместно с родителями и детьми в рамках проектной деятельности по традициям народов Поволжья была изготовлена поваренная книга русской народной кухни, также для детей и родителей проводим мастер-классы, посвященные изготовлению народных игрушек,«посиделки» с родителями, где знакомим родителей и детей с народными традициями, праздниками, играми народов ПоволжьяВ традиции нашего сада входят ежегодные целевые прогулки с родителями , в ходе которых педагоги знакомят детей и родителей играми народов Поволжья. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, традициями, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, хотим представить вашему вниманию подвижные игры народов Поволжья, которые больше всего понравились нашим детям.Предлагаю вам познакомиться с казахской народной игрой АЛАРМАЖАлармаж - веселая казахская игра для детей, играть в которую можно как совсем небольшой группой около 5 человек, так и большой - до 20 человек. Согласно условий игры, определяется водящий, который встает лицом к группе. Все игроки тем временем становятся в ряд друг за другом и держат друг друга за пояс. По сигналу или на счет "раз, два, три" игра начинается и водящий забегая то с одной , то с другой стороны группы пытается догнать игрока, стоящего последнего в цепи. Если ему это удается то водящий становится первым в цепи, а пойманный игрок - водящим.Также дети полюбили татарскую народную игу «Продаём горшки»Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:— «Эй, дружок, продай горшок!»— Покупай!— Сколько дать тебе рублей?— Три отдай.Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинаютбег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.· бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;· бегущие не имеют права задевать других игроков;· водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.Мы считаем, что приобщение детей к культуре народов Поволжья через игры, помогает детям лучше узнать особенности нашего региона, традиции людей, его населяющих.
-