Публикации
Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Тимонина Юлия Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Тимонина Юлия Сергеевна
Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяТимонина Юлия СергеевнаСтарший методистГосударственного бюджетного учреждения дополнительного образованияЦентра дополнительного образования «ЭкоМир» Липецкой области(ГБУ ДО ЦДО «ЭкоМир» ЛО)«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наукОдна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на законодательном уровне закрепил новый этап развития образования. С 1 сентября 2016 г. планомерно вводится Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в котором законодательно утверждается возможность выбора разных форм обучения, включая инклюзию, а в структуре содержания образования впервые четко выделяются два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции».Что такое «функциональная грамотность» и почему мы о ней стали так часто говорить? Функциональная грамотность (ФГ) – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях, что позволяет человеку вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.Получается, что формируя ФГ у ребенка, мы заведомо обеспечиваем ему билет в светлое будущее. Потому что, он будет: - ориентироваться в мире и действовать в соответствии с общественными ценностями;– владеть устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми, а значит легко адаптироваться в любом социуме и уметь влиять на него;– самостоятелен в ситуации выбора и принятия решений, следовательно, должен будет отвечать за свои решения;- способен нести ответственность за себя и своих близких;- самостоятельно повышать уровень интеллектуального развития и пр.– владеть современными информационными технологиями Но в нашей работе есть дети с ограниченными возможностями здоровья… Как быть с ними? Зная ситуацию в обществе, об ежегодном увеличении числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можем ли мы говорить о формировании ФГ у детей с ОВЗ и детей – инвалидов?Обучить функциональной грамотности учащихся с ОВЗ — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом и\или интеллектуальном развитии. Она позволит:- эффективно взаимодействовать с миром и общаться с другими членами общества;- восполнять любые социальные и базовые потребности;- повышать уровень интеллектуального развития; - обладать навыками самооценки. Кроме того, развитие ФГ готовит детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, в которой им придётся решать множество повседневных вопросов разной степени сложности. Мы должны понимать, что этот перечень будет отличаться в зависимости от нозологической группы, от нарушения и степени нарушения каждого отдельно взятого ребенка.Перед педагогами возникают вопросы:В чем заключается суть понятия ФГ относительно лиц с ОВЗ? Какие компоненты ФГ могут успешно формироваться у обучающихся с ОВЗ? Как развивать навыки ФГ обучающихся с ОВЗ?Суть понятия ФГ, относительно лиц с ОВЗ и детей инвалидов, на первый взгляд такая же как и для детей не обладающих этим статусом. Но если вчитаться, то…Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях, что позволяет человеку вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность лиц с ОВЗ - основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально адаптироваться и функционировать в ней в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными возможностями.Во втором понятии ФГ – это основа жизненной компетенции. Если мы заглянем в письмо Министерства Просвещения РФ от 31 августа 2023 г. N АБ-3569/07«О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023\2024 уч.г.», то там мы найдем строчки «…Требования к личностным результатам дополняются специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ.Специальные результаты коррекционно-развивающей работы имеют дифференцированный характер, определяются индивидуально и включают достижение каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в обществе.»Еще раз повторюсь, жизненные компетенции носят вариативный характер для различных нозологических групп обучающихся.Следующий вопрос: «Какие компоненты ФГ могут успешно формироваться у обучающихся с ОВЗ?»Тут тоже будет разница, разница в компонентах, которые выходят на первый план для более «детального» формирования.Универсальные (предметные) компоненты ФГ, в большинстве своем, соответствуют предметам учебного плана школы и на формирование которых мы и уделяем львиную долю времени. Но есть еще: коммуникативный, социальный, информационный компоненты ФГ. Они – интегративные. Сущность этих компонентов проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент ФГ, т.е. они формируются на любом предметном содержании.Вот тут и отличие. Следует отметить, что у детей без отклонений в развитии в условиях нормальной социальной ситуации необходимые представления, умения и навыки естественным образом складываются в процессе семейного воспитания, но для ребенка с ОВЗ – даже слабо выраженной и при благоприятных семейных условиях – для формирования жизненных компетенций требуется систематическая психолого-педагогическая помощь. Поэтому работа в сфере жизненной компетенции должна включаться в содержание образования и осуществляться не только на специальных коррекционных занятиях психолога или социального педагога, но и пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, всю урочную и внеурочную деятельностьДля понимания проблемы формирования функциональной грамотности у нормотипичных учащихся и учащихся с ОВЗ (не всех категорий) важно учитывать, что нормотипичные учащиеся, благодаря отсутствию нарушений сенсорных систем, являющихся основными источниками получения информации, практически осознали языковую систему и овладели ею до начала школьного обучения. Это позволяет учащимся с нормативным типом развития иметь неограниченные возможности для дальнейшего развития практических умений в области использования своего родного языка, совершенствуя при этом устную и письменную речь, в том числе оттачивая читательскую и коммуникативную грамотность. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (Нарушение сенсорных систем, речи) имеют проявляющиеся в той или иной степени проблемы речевого развития и особенности познавательной деятельности. Такие обучающиеся испытывают прежде всего серьезные информационные, коммуникативные и социальные затруднения, что негативно влияет на формирование всех видов функциональной грамотности. Формирование функциональной грамотности у них следует осуществлять на основе развития речи как средства общения и познания.Интегративные компоненты нарушены вследствие первичного дефекта, соответственно развитие их позволит таким детям преодолевать вторичные, социальные нарушения. Главный критерий эффективности обучения таких учащихся — наличие самой словесной речи, уровень ее сформированности как средства общения, понимания, мыслительной деятельности, в том числе внутренней речи. Участие таких компонентов в деятельности обучающегося означает наличие способности получать знания, информацию в процессе учебы и жизнедеятельности, обучиться использовать эти знания и информацию для решения повседневных задач, полезно действовать и выполнять успешные функции в современной общественной жизни.Среда дополнительного образования является весьма эффективной для развития функциональной грамотности у детей с ОВЗ. Главное предназначение дополнительного образования – создавать условия для развития каждого ребенка и способствовать его адаптации к окружающему миру, в силу чего дополнительное образование по своей сути является практико-ориентированным.Важным является также такой фактор, как организованный особым образом процесс коммуникации при дополнительном образовании, которая всячески мотивирует детей к познанию и творчеству, создавая тем самым условия для личностной ориентации образования. Этому в бóльшей степени способствует следующее: практическая направленность обучения; вариативность форм и методов образования; разноуровневость и связанный с этим индивидуальный подход; мобильность и возможность получения образовательных услуг в свободное время; добровольность получения детьми данного вида образования. Эти все положения во всех отношениях создают хорошую базу для формирования и развития функциональной грамотности.
