Публикации
Организация и обеспечение внеурочной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация и обеспечение внеурочной деятельности
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация и обеспечение внеурочной деятельности
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна
Организация и обеспечение внеурочной деятельностиВ современном обществе происходят перемены, которые требуютускоренного совершенствования образовательного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Особая роль отводится внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составляющей частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени.Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.План внеурочной деятельности образовательной организации являетсяОбязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активностьи самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповуюработы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектнуюи исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательнойпрограммы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускаетсяформирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.В организации внеурочной деятельности условно можно выделить триэтапа:1) проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений,потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе еерезультатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;2) организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание ифункционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;3) аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий.На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанного проекта. Их успешность во многом зависит от ресурсного обеспечения. Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации проекта. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя - предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно- аналитического характера. Предметом анализа и оценки могут стать следующие аспекты:- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;- соответствие содержания и способов организации внеурочнойдеятельности принципам системы;- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системывнеурочной деятельности учащихся.Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
