Публикации "Использование исторических и культурных традиций в воспитании гражданина-патриота».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование исторических и культурных традиций в воспитании гражданина-патриота».
Автор: Москвичева Любовь Вениаминовна

Доклад на методическом объединении классных руководителей: «Использование исторических и культурных традиций в воспитании гражданина-патриота».О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство патриотизма — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, это ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и преумножать богатство своей страны. Важное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится со своей улицей, городом, а затем и со страной. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома (школы-интерната, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразнее рассказать и показать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности. Родной город – Иваново. Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети с интеллектуальными нарушениями? Работу следует начинать с района, где находится школа: название района, улицы. Затем диапазон знаний школьников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям нужно объяснить, в честь кого они воздвигнуты. Школьник должен знать название своего города, своей улицы (микрорайона), а также в честь кого они названы. Ребенку необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый школьник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами Ивановского края и народными умельцами: Ивановский текстиль, Палехская миниатюра, Шуйское мыло, Шуйская гармонь, Васильевский пряник, Кинешемские валенки и т.д. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, микрорайонов, площадей, в их честь воздвигнуты памятники: ул. Маршала Василевского, ул. Генерала Хлебникова, ул. Полка Нормандии Неман, ул. Летчика Лазарева и т.д. Мемориал героям фронта, вечный огонь (ул. Ф. Энгельса), памятник советскому солдату победителю (м. Балино), памятник полку Нормандии Неман (ул. Лежневская) и т.д. Наш город носит звание «Город трудовой доблести» за оснащение армии одеждой (шинели, гимнастерки). В наши непростые годы российская армия стоит на защите своего народа и территории на западе страны. Люди всей страны вносят посильный вклад для победы. Непосредственно и педагоги, и дети нашей школы принимают в этом участие: пишем письма на фронт, участвуем в сборе гуманитарной помощи, вязали нашлемники.Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: -  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших его от врагов; -   повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; -   люди берегут и охраняют природу; -    есть общие профессиональные и общественные праздники. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. К концу школьного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы: -  «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); -   непрерывность и преемственность педагогического процесса; -   дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; -   рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; -  деятельностный подход; -  развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Одна из форм ознакомления с родным краем, воспитания любви к нему — работа по организации в школах краеведческих комнат (этнографических комнат, мини-музеев). Краеведческая комната — специально оборудованное помещение или часть его, где дети, педагоги школы, родители имеют возможность группой, подгруппой или индивидуально ознакомиться с выставочными экспонатами. Кроме этого, организация и работа в краеведческой комнате школы способствует объединению детей и взрослых, позволяет расширить межличностные контакты, получить детям новый социальный опыт. В краеведческой комнате могут быть использованы такие формы работы:- беседы; - экскурсии для детей (групповые, индивидуальные), приемы: рассматривание предмета, рассказ экскурсовода, беседа-диалог, обращение к личному, коллективному опыту детей; - интегрированные занятия по разделам реализуемой программы (краеведение, ознакомление с окружающим и развитие речи, изобразительная деятельность); - досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепитие, проведение «сладкого вечера»; - встречи с интересными людьми (писатели, поэты, художники, композиторы); - организация выставок работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду; - экскурсии для детей соседних учащихся школ; - проведение экскурсий старшеклассниками, проведение конкурса «Юный экскурсовод»; - игры-драматизации по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты — предметов быта и одежды. Для родителей можно проводить консультации, беседы, собрания, лектории, экскурсии, занятия, праздники и развлечения, выставки. Во время экскурсий и на занятиях в краеведческой комнате у детей появляется возможность узнать как можно больше о родном крае, например о том, в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, о театре старинных кукол, народных промыслах. Краеведческая комната при правильной организации работы может оказать неоценимую помощь педагогам по приобщению детей к культурно-историческому наследию своей страны. Занятия по краеведению могут оказать большую помощь в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка с ОВЗ, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
-