Публикации
"Особенности нравственного воспитания дошкольников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности нравственного воспитания дошкольников"
Автор: Бабченко Надежда Валерияновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности нравственного воспитания дошкольников"
Автор: Бабченко Надежда Валерияновна
Особенности нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующее в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.Формирование этих нравственных качеств- длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений. Подражательная способность детей помогает педагогу учить их нравственному поведению. В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «так нужно», «так нельзя».Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятие ан втором году жизни определяет привязанность действий к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно- образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей). Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогике: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В Давыдов и д.р.). Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал. В дошкольный период развитие ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разными видами деятельности. Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий: Гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку; Четкой постановки задач нравственного воспитания; Создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения. Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника. Петрова В.И., Стульник Т.Д.Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.- 80с.
