Публикации Особенности развития креативности у детей младшего школьного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития креативности у детей младшего школьного возраста
Автор: Яковлева Марина Юрьевна

Особенности развития креативности у детей младшего школьного возрастаПериод начальной школы представляет собой важный этап в становлении личности ребенка, характеризующийся усвоением общечеловеческих ценностей и расширением социальных контактов. Вместе с тем, этот возраст отличается повышенной восприимчивостью и эмоциональной чувствительностью.Вопросы развития креативных способностей у младших школьников рассматривались в трудах таких ученых, как Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, B.C. Юркевич, П. Торренс, Дж. Гилфорд, Ф. Баррон и А. Маслоу. Современные исследования в этой области представлены в работах Г.В. Ковалевой, Н.Ф. Вишняковой, Л. Дорфман, Н.А. Терентьевой и Л. Футлик.В рамках данного исследования креативность понимается как интеграция интеллектуальных и личностных качеств. Предполагается, что креативный потенциал присутствует у каждого ребенка с рождения.Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Познавательная деятельность младшего школьника характеризуется проявлениями креативности, однако ее нельзя в полной мере назвать творческой деятельностью.Возраст от 7 до 11 лет связан с изменениями в системе взаимоотношений с окружающим миром, сменой ведущего вида деятельности и интенсивным интеллектуальным развитием. Активизация креативного потенциала младшего школьника способствует повышению эффективности его деятельности и успешности обучения.Условия развития и саморазвития личности ребенка младшего школьного возраста показаны в приложении 2.Рассмотрим психологические и возрастные особенности учащихся начальной школы в контексте данного исследования.В возрасте 7-11 лет учебная деятельность становится ведущей, сменяя игровую. Большинство исследователей отмечают взаимосвязь между учебной деятельностью и психическими процессами младших школьников.В процессе обучения и воспитания происходит развитие способностей, навыков и умений, а также социализация младшего школьника.К моменту поступления в первый класс в психическом развитии детей происходят следующие изменения: формируется произвольное поведение, осваиваются средства и эталоны познавательной деятельности, осуществляется переход от эгоцентризма к децентрации.В психолого-педагогических исследованиях период с 7 до 11 лет рассматривается как сензитивный, то есть наиболее благоприятный для развития воссоздающего воображения. В младшем школьном возрасте деятельность характеризуется осознанностью и целенаправленностью, что становится возможным благодаря участию воображения в планировании действий [31, c. 104].Реальность, окружающая ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, служит источником его замыслов: это многообразие природного и предметного мира, социальные явления, образы из литературы, различные виды деятельности, включая игры, общение и творческие занятия. Однако восприятие обучающихся изначально характеризуется поверхностностью, когда ученик фиксирует внешние аспекты предметов и явлений, а затем воспроизводит их в практической деятельности. В связи с этим, задача взрослых (родителей и педагогов) заключается в создании условий, способствующих глубокому освоению окружающей действительности и формированию умений отражать характерные особенности увиденного во взаимосвязи с практической деятельностью.У младших школьников формируется способность к созданию новых и оригинальных образов в процессе обогащения их деятельности новым содержанием, способами и приемами. Это оказывает положительное влияние на формирование творческого мышления, воображения, деятельности и учебного процесса.Для изучения особенностей развития креативности в младшем школьном возрасте целесообразно проанализировать основные подходы к этой проблеме: генетический подход, придающий основную роль наследственности; средовой, сторонники которого считают внешние условия решающим фактором развития; и генотип-средового взаимодействия, представители которого выделяют различные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Рассмотрим эти подходы более подробно.Исследователи отечественной школы дифференцированной психофизиологии, придерживающиеся генетического подхода, стремились раскрыть наследственные детерминанты креативности. Они утверждали, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы, то есть задатки. "Пластичность" считалась гипотетическим свойством нервной системы, которое могло бы детерминировать креативность в ходе индивидуального развития. [3, c. 50]Противоположностью пластичности является ригидность, проявляющаяся в малой вариативности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, неадекватности переноса старых способов действия на новые условия, затруднении переключаемости и стереотипности мышления. Однако вопрос о связи пластичности с креативностью остается открытым.В.П. Эфроимсон, работая в рамках этого подхода, обнаружил биологический признак высоколобия у креативных людей, а также высокий уровень уратов в крови. Л.И. Полтавцева также отметила взаимосвязь творческих способностей и темперамента: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (темп и пластичность) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость – от социальной эмоциональной восприимчивости и индекса общей активности.Роль бессознательных процессов в творческой деятельности, изучаемая в контексте функциональной асимметрии головного мозга (работы В.С. Ротенберга, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановского и других ученых), также заслуживает внимания. Согласно этой точке зрения, индивид, склонный к левополушарному типу мышления, может проявлять меньшую креативность, чем тот, у кого доминирует правополушарная стратегия. Примеры из истории, такие как семьи Бернулли в математике, Бахов в музыке или Соловьевых в русской литературе и философии, кажутся аргументом в пользу значительного влияния наследственности на формирование творческой личности.Тем не менее, генетический подход не лишен критики, и противники указывают на упрощенность интерпретации подобных примеров. Существуют альтернативные объяснения: во-первых, благоприятная для творчества среда, создаваемая старшими членами семьи, служит примером для подражания и стимулирует развитие творческих способностей у младших поколений (средовой подход). Во-вторых, сходство способностей у родителей и детей может поддерживаться самоорганизующейся творческой средой, соответствующей генотипу (гипотеза генотип-средового взаимодействия), что подчеркивает важность близнецового метода в исследованиях. Низкие корреляции, полученные в этих исследованиях, позволяют предположить, что вклад наследственности в определение индивидуальных различий в дивергентном мышлении относительно невелик.Таким образом, вероятность наследования индивидуальных различий в креативности оценивается как незначительная.Следующим важным направлением в изучении развития креативности является средовой подход. Исследователи подчеркивают решающую роль микросреды, в которой растет и развивается ребенок, в первую очередь, влияние семейных отношений. При анализе семейных отношений выделяют следующие ключевые параметры: гармоничность или негармоничность отношений между родителями и детьми, наличие или отсутствие творческой личности родителя как образца для подражания и субъекта идентификации, общность или отсутствие интеллектуальных интересов членов семьи, а также ожидания родителей в отношении ребенка (стремление к независимости или достижениям) [11, c. 104].Исследования Манфилда Д., Альберта Р. и Рунко М. выявили корреляцию между дисгармоничными семейными отношениями, психопатическими чертами родителей и повышенным уровнем креативности у детей младшего школьного возраста. Тем не менее, другие ученые подчеркивают важность благоприятного семейного климата для стимулирования креативного потенциала у детей [5, c. 17].
-