Публикации Становление школы народно-сценического танца

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Становление школы народно-сценического танца
Автор: Абоимова Мария Андреевна

СТАНОВЛЕНИЕ ШКОЛЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых - людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они завлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.Формирование школы народно-сценического танца проходило в обстановке глубоких противоречий, характерных для советской эпохи. В первые годы советской власти в стране развернулась настоящая культурная революция. Архивные документы, книги, газетные и журнальные статьи, относящиеся к тем годам, изобилуют настойчивыми призывами о необходимости «переделки быта», «художественного воспитания масс», «строительства новой культуры». Большое внимание придается «массовому культурному движению», развитию «зрелищ охватывающих громадные массы трудящихся».Сегодня уже ни для кого не секрет, что судьба русского крестьянства, его творчества в XX веке оказалась драматичной. Причины - подогреваемая «классовая борьба» в деревне, «раскулачивание». До конца 20-х годов развитие русского народного творчества, как и в прошлые века, проходило в рамках народной бытовой обрядности. Однако вскоре произошел резкий перелом. Бытовую обрядность, крестьянское художественное творчество вдруг стали считать олицетворением враждебного «кулацкого искусства». В стране развернулась кампания по борьбе с «кулацкими пережитками» в быту и культуре. Результатом явилось резкое падение престижа традиционного песенного и танцевального фольклора, вековых обычаев и традиций в среде сельской интеллигенции (учителей, культармейцев, представителей соввласти, партийных, комсомольских, профсоюзных функционеров), а также у молодежи.Но с другой стороны, наблюдалась прямо противоположная тенденция - небывалый расцвет сценического танцевального искусства. В 1936 году в Москве состоялся Первый фестиваль народного танца СССР. Со всех концов огромной страны в столицу прибыли представители различных наций и народностей. В танцах они рассказали о своем народе, его прошлом и настоящем, его мечтах и свершениях. После проведения фестиваля возникла идея о создании государственного профессионального ансамбля танца, который мог бы собирать и пропагандировать народное танцевальное искусство. И такой ансамбль был создан. Его организатором и художественным руководителем стал Игорь Александрович Моисеев.«Задача ансамбля, - писал в 1937 году И.А. Моисеев, - создавать классические образы народного танца, отсеять все наносное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высокий художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев» Чудновский М. А. Ансамбль Игоря Моисеева.- М.: Знание, 1959, с. 8-9..В 1954 году был издан труд Тамары Степановны Ткаченко Ткаченко Т. С. Народный танец.- М., 1954., который как бы подытоживал процесс создания школы народно-сценического танца. В ее книге впервые были широко представлены и систематизированы элементы народных танцев всех союзных республик, даны упражнения для занятий у станка, разработана методика преподавания.Появления школы народно-сценического танца было вызвано необходимостью. Широкое распространение балетного искусства, открытие новых театров и концертных залов, стремительный рост разного рода хореографических школ, студий, училищ, бурное развитие профессиональных ансамблей народного танца, самодеятельных танцевальных коллективов - все это ставило перед хореографией и ее деятелями большие и сложные организационные и творческие задачи Выполнение их требовало глубокой профессиональной оснащенности. Чтобы создавать новые произведения, нужно изучить опыт прошлого, знать образцы танцев разных народов, уметь обращаться с их основными формами, элементами, ритмами, манерой исполнения. В искусстве танца назрела острая необходимость в серьезной учебе, в подготовке кадров не только исполнителей, но и балетмейстеров, педагогов, широко мыслящих специалистов-хореографов. В стране создается система среднего и высшего хореографического образования, где изучению народно-сценического танца придается большое значение. Русский танец отныне входит в предмет народно-сценического танца в качестве одного из разделов, наряду с танцами других народов нашей страны и зарубежья.Школа народно-сценического танца безусловно сыграла положительную роль в повышении творческого, исполнительского мастерства как любительских, так и профессиональных танцевальных ансамблей, которых особенно много стало после Великой Отечественной войны. В 50-е годы, например, каждый регион Российской Федерации (область, край, республика) кроме десятков (а то и сотен) тысяч любительских танцевальных кружков имел свой (иногда и не один) филармонический профессиональный коллектив-либо русский народный хор или ансамбль песни и пляски, либо ансамбль народного танца Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца.Народный танец как предмет обучения возник в конце 19 века в петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы: испанские, венгерские, польские. Среди исполнителей «характерных танцев» были свои знаменитости: Кшесинская, Гельцер, Ширяев. В 90-х гг. 19 века Ширяев сделал первую попытку создания характерного тренажа. Позднее эти уроки ввели в двух старших классах петербургской балетной школы. Поначалу на характерный танец смотрели как на второстепенный предмет, но с течением времени отношение к нему изменилось: появились сторонники нововведения. Постепенно народный танец сформировался в учебную дисциплину, его стали включать в учебные программы других хореографических училищ.Начиная с 20-х гг. 20 века в нашей стране создается большое количество любительских танцевальных кружков, студий и балетных театров. Проводятся смотры и конкурсы художественного творчества.После Великой Отечественной войны создается большая сеть средних специальных учебных заведений, в которых стали готовить руководителей самодеятельных творческих коллективов (в том числе хореографических). Достаточно большое место в учебном процессе отводится «народному танцу». За основу предмета берется система преподавания «характерного танца». Выпускники хореографических отделений училищ культуры возглавили сотни любительских коллективов страны, сохраняя и развивая традиции народной хореографии. В 60-х годах открываются хореографические отделения в институтах культуры, которые стали готовить кадры балетмейстеров и педагогов. И здесь народно-сценическому танцу отводится значительное место среди других профессиональных дисциплин. Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы воспитания исполнителей народно-сценического танца, в подготовку педагогов внесла профессор Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне РАТИ) Т. С. Ткаченко. В 1954 году вышла ее книга «Народный танец» (в 1967 году книга была издана во второй раз). В разделе «Станок» Т. С. Ткаченко значительно расширила и систематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия, что значительно укрепило позиции предмета. Возникшая на основе классического танца с французской терминологией система упражнений народного танца окончательно выделилась в самостоятельную дисциплину. К этому времени предмет «народно-сценический танец» получил широкое распространение и вошел в образовательные программы различных учебных заведений. Сотни педагогов утверждали и развивали на практике систему подготовки кадров исполнителей и преподавателей народно-сценического танца. Появилась специальная обучающая литература. Так, в 1966 году опубликовано учебно-методическое пособие по народно-характерному танцу, подготовленное А. Н. Блатовой, преподавателем Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой. Выпущенное небольшим тиражом, оно длительное время пользовалось успехом у педагогов народного танца, перепечатывалось, переписывалось от руки. В 1972 году выпущена книга замечательной танцовщицы и педагога Н. Стуколкиной «Четыре экзерсиса», в которой автор делится опытом преподавания предмета «характерный танец». В 1976 году опубликована 1-я часть учебнометодического пособия для средних и высших учебных заведений искусств и культуры «Народно-сценический танец», которую подготовили преподаватели Московского хореографического училища К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Ф. Фарманянц. В 1983 и 1984 гг. изданы две части книги А. А. Борзова «Танцы народов СССР» — учебное пособие по курсу «Народный танец» для студентов балетмейстерских факультетов театральных вузов (1-я часть посвящена методике разучивания русских народных танцев, 2-я часть – методике разучивания украинских и молдавских народных танцев). Кроме вышеперечисленных книг по методике преподавания народно-сценического танца, выпущено достаточно много пособий с описанием народных танцев (как традиционных, так и авторских постановок). Это книги таких авторов, как Г. Богданов, Г. Власенко, Н. Заикин, Р. Каримова, А. Климов, О. Князева, М. 11 Мурашко, Н. Надеждина, Г. Настюков, Ю. Ощурко, Г. Тагиров, Т. Ткаченко, В. Уральская, Т. Устинова, Ю. Чурко и многих других. Ведущими педагогами страны разработаны учебные планы, программы, пособия по народно-сценическому танцу с учетом задач, стоящих перед учебными заведениями. В течение века накоплен богатый опыт в теории и практике предмета. Развитие народно-сценической хореографии неразрывно связано с традициями народного танцевального искусства. Народный танец – это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Танцевальный фольклор разных народов отличается по средствам пластической выразительности, что связано с различными условиями жизни и, особенно с влиянием традиций хореографии окружающего населения. Народный танец обогащает знанием о хореографическом искусстве, обучает танцовщика манере, характеру исполнения, развивает музыкальность, танцевальность и эмоциональность. Знать культуру своего народа мало, помимо этого существует множество народностей со своей неповторимой, национальной культурой. Нет похожих друг на друга танцев. У каждого народа свои танцевальные традиции, свой пластический язык, своеобразный музыкальный материал и координация движений. Танцы имеют определенный стиль и манеру исполнения. Передаваясь из поколения в поколение, народный танец обогащается, достигает художественного уровня, приобретает виртуозную технику исполнения. Народное и профессиональное искусства неотделимы друг от друга и это видно на примере ансамбля Игоря Моисеева. Игорь Александрович Моисеев ввел понятие «народно-сценический танец». Государственный ансамбль народного танца СССР, созданный под руководством И.А. Моисеева, был единственным профессиональным коллективом не только в нашей стране, но и в мире. Он создал новый жанр сценической хореографии – яркий, самобытный 13 Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом. Моисеев является пропагандистом интернациональных достижений в развитии хореографического искусства и первооткрывателем в искусстве танца. Пешком и верхом он объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. В 1936 году он становится заведующим хореографической частью Театра народного творчества и вскоре осуществляет постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний подготовил почву для создания в 1937 году первого в стране профессионального ансамбля народного танца. И. А. Моисеев принимал непосредственное участие в организации профессиональных национальных ансамблей, как в нашей стране, так и за рубежом. За что он представлен к почетным наградам этих стран. Молодой вид сценической хореографии в советский период выдвинул из своей среды немало талантливых хореографов. Павел Вирский – великий балетмейстер украинской танцевальной культуры, Нино Рамишвили и Илико Сухишвили – талантливые творцы грузинских танцевальных поэм. Владимир Курбет – самобытный молдавский умелец, литовский балетмейстер Юозас Лингис. Узбецкие балетмейстеры Тамара Ханум и Мукаррам Тургунбаева. Удивительный знаток башкирских танцев, создатель национального ансамбля Файзи Гаскаров. Яркий татарский хореограф Гай Тагиров. Тонкий знаток карельских плясок Василий Кононов. Все эти великие мастера являются исследователями фольклора, который и есть опора и основа для создания сценической хореографии, своего рода палитрой, откуда черпаются краски, дополняются и организовываются деталями вольной мысли художника. И разобщенность этих искусств может привести к отрицательным последствиям. Выход один – активная помощь профессиональных хореографов самодеятельному народному танцевальному движению, глубокое совместное изучение, собирание, систематизация, сохранение и популяризация богатств подлинных образцов народной хореографии. «Народно-сценический танец», как предмет обучения, является одной из профилирующих дисциплин специального цикла в учебных заведениях культуры и искусств. Студент вуза, будущий педагог-хореограф, должен за время учебы освоить большой комплекс теоретических и практических знаний по методике преподавания народно-сценического танца, а именно: знать лексику и терминологию хореографического материала; уметь грамотно сочинять учебные и танцевальные комбинации у станка и на середине зала, разучивать их с исполнителями; овладеть практически многими народными танцами, изучаемыми по программе дисциплины, и уметь сочинять и составлять этюды на их основе. При этом необходимо проявлять выдумку и находить свое композиционное решение, сохраняя национальный колорит, характер и манеру исполнения, все то, что отличает один народный танец от другого. Воспитание исполнителя народно-сценического танца – процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Вот почему урок народного танца должен быть всегда целенаправлен и методически выстроен. Надо сказать, что процесс подготовки исполнителя и тем более преподавателя народно-сценического танца является сложным по той причине, что передача хореографического материала от учителя к ученику происходит «с ноги». Система литературной записи танца не дает возможности передать все нюансы техники, манеру исполнения. И здесь особенно важны помощь и профессиональные знания преподавателя, педагога-наставника, его теоретический и практический опыт. Возможность просмотра видеозаписей различных народных танцев значительно расширяет рамки изучаемого предмета. Это позволяет точнее передать особенности национального колорита при сочинении и исполнении танцевальных этюдов. Информационный материал, содержащийся в методической литературе по народному танцу, помогает расширить кругозор студентов, позволит им узнать больше о культуре и быте различных народов, о многообразии народных танцев и различных особенностях их исполнения. От уровня знания дисциплины «Народно-сценический танец и методика его преподавания» зависит статус будущего специалиста – выпускника вуза.Использованные источники:
  • -