Публикации СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДЕОКОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДЕОКОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор: Джанджигитова Анжелла Анваровна

А.А.Джанджигитова,педагог дополнительного образования,МБУДО «Центр внешкольной работы»Московского района г. Казани, РФ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДЕОКОНТЕНТА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИАннотацияВ статье раскрыты принципы эффективного обучения учащихся с помощью видеоконтента и рекомендации к его созданию. Педагог может контролировать процесс создания визуального контента самостоятельно, используя доступные на сегодня ресурсы (программы и мобильные приложения). Ключевые словаДистанционное обучение, дополнительное образование, учащиеся.Пандемия изменила многие привычные процессы и заставила трансформироваться для решения новых задач во время кризиса. Все образовательные организации России, в том числе и организации дополнительного образования столкнулись с необходимостью осуществлять процесс обучения в дистанционной форме, что вызвало как положительные, так и отрицательные аспекты проблемы. Педагогам приходится продумывать другие сценарии работы и пробовать разные инструменты, чтобы ребенок был включен в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития. Дистанционное и электронное обучение и сегодня являются предметом бурных обсуждений. Несмотря на достоинства, данные формы работы пока не имеют совершенного методического и технического сопровождения. Смешанное обучение как сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения сегодня является трендом образования, считается наиболее эффективной формой. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. [1].Важно научиться адаптироваться к постоянным изменениям, создавать качественный продукт в условиях сложной экономической ситуации. При планировании занятий лучше всего сделать его простым для онлайн-обучения, предоставляя содержательный практичный контент вместо больших объемов работы. Для младших школьников важно использовать повторяющиеся форматы, при необходимости предоставлять видеоуроки. Многочисленные исследования показали, что видео, в частности, может быть высокоэффективным образовательным инструментом. Учащиеся запоминают визуальную информацию чаще. Видео-инструкция запоминается лучше, чем традиционная текстовая. Филип Дж. Го и Юхо Ким (Корейский передовой институт науки и техники, 2014 г.) измерили вовлеченность по тому, как долго студенты смотрят каждое видео и пытаются ли они решить проблемы после оценки видео. Были сделаны выводы, что более продуктивны короткие видео, что неформальные видео с говорящей головой более привлекательны, и что студенты по-разному взаимодействуют с лекционными и учебными видео. Видео, снятые в неформальной обстановке; могут стать более увлекательными, чем высококачественные студийные записи [2].Опытным путем мы определили основные принципы создания эффективного образовательного видеоконтента.
  • При подготовке видеоролика необходимо тщательно структурировать информацию, можно разместить пояснительный текст.
  • Не использовать музыку, либо использовать ее в самом начале для привлечения внимания, чтобы снизить постороннюю нагрузку.
  • Не использовать сложный фон.
  • Важную информацию выделять цветом (символами, контрастом...)
  • Видеоролики должны быть короткими (5-6 минут), если информации много, можно разбить видео на части.
  • Видеозапись лектора («говорящая голова»). Это наименее продуктивная и дидактически неэффективная форма дистанционного обучения. Она быстро утомляет. Лучше разработать интерактивную мини-лекцию с использованием синхронных слайдов.
  • Использовать весь арсенал, все инструменты визуализации: видео, анимация, изображение, таблицы, диаграммы и т.п.
  • Чтобы повысить вовлеченность учащихся, использовать разговорный, увлеченный стиль. Создается чувство социального партнерства между педагогом и учащимися.
  • Педагог может контролировать процесс создания визуального контента самостоятельно, без оператора и специалиста по монтажу, снимая даже на мобильный телефон. Есть возможность использования различных мобильных приложений на андроид или iPhone.
  • ProCamX – отличное условно бесплатное приложение для качественной видеосъемки Можно не только снять видео, но и обработать его с помощью встроенных редакторов.
  • InShot - простое, понятное, удобное, функциональное приложение для создания видео. Профессиональный видеоредактор с тонкими настройками. Эффект перехода, музыка и стикеры Регулировка скорости и громкости каждого кадра.
  • Lapse It – приложение для создания таймлапс. Таймлапс (Time-Lapse) — одна из самых интересных техник фотосъемки длительно текущих процессов для быстрого просмотра на экране. Она позволяет «ускорить» достаточно длительную по времени съемку до одной минуты. В дополнительном образовании можно применять как пошаговое руководство как изготовить то или иное изделие, как нарисовать что-то. Таймлапс позволяет передать профессиональный опыт педагога, его последовательные выверенные действия непосредственно учащимся, ведущий к заранее обозначенному результату. Данную технику можно использовать как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе закрепления пройденного. Кроме того, дети даже дошкольного возраста могут снимать таймлапс сами.
  • Stop Motion Studio – еще одно бесплатное приложение для создания пошагового руководства изготовления различных изделий, даже в форме анимации.
  • Эффективное использование визуального контента в качестве обучающего инструмента улучшается, если педагоги учитывают следующее: как организовать познавательную нагрузку и активное обучение (наводящие вопросы, интерактивные элементы) Просмотр видео может быть таким же пассивным занятием, как и чтение. Чтобы извлечь максимальную пользу из образовательных видео, нам нужно помочь учащимся провести обработку информации и повысить свою самооценку. Если учащиеся не смотрят видео, то и не могут чему-нибудь научиться с его помощью, следовательно, важно максимально увеличить вовлеченность учащихся [3]. Список используемой литературы
  • Российский учебник. Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа. (14.12.2020)
  • Guo, Philip & Kim, Juho & Rubin, Rob. (2014). How video production affects student engagement: An empirical study of MOOC videos. 41-50. 10.1145/2556325.2566239.
  • Брэйм, Синтия Дж. «Эффективные образовательные видео: принципы и рекомендации для максимального обучения студентов с помощью видеоконтента». CBE Life Sciences Education vol. 15,4 (2016): es6. DOI: 10.1187 / cbe.16-03-0125
  • © Джанджигитова А.А., 2025
    -