Публикации Лекция: «Современные игровые приёмы на уроках литературы в 6 классе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Современные игровые приёмы на уроках литературы в 6 классе».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Лекция: «Современные игровые приёмы на уроках литературы». класс.Игра – одно из важнейших средств интеллектуального и нравственного воспитания детей. Большое значение игре как учебному действию придавал А.С. Макаренко: «Что такое ребенок в игре, так это то, что во многих отношениях он будет работать, когда вырастет. Поэтому образование будущего лидера, прежде всего, в игре»1 . Очевидно, что содержание игры – это всегда целый ряд обучающих заданий. В игре ученики попадают в ситуацию, которая позволяет им критически оценивать свои знания, вносить эти знания в систему. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся принадлежат к числу наиболее актуальных проблем современного педагогического образования. От качества учения как деятельности зависит не только результат обучения, но и развития и воспитания учащихся, поэтому осуществление принципа активности имеет конкретное значение. Ключевой задачей в повышении эффективности учебного процесса является активизация обучения учащихся. Ее особенность состоит в том, что сам процесс обучения ориентирован не только на восприятие школьного материала, но и на развитие отношения учащегося к познавательной деятельности. Главная цель активизации – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Игровые методы и приемы в системе образовательных технологий.Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью образовательных игр является одним из путей совершенствования процесса обучения всем школьным предметам, в том числе и литературы. Обратимся к учебно-методическому пособию под названием «Энциклопедия образовательных технологий»2 . Эта книга была написана профессором Германом Константиновичем Селевко. Данная работа включает в себя классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения, а также рассматривает воспитательные и социальновоспитательные технологии, выделяет педагогические технологии на основе применения современных информационных средств. Профессор Селевко отводит отдельную главу изучению игровых технологий. В данной главе рассматривается:Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте – Организационно-деятельностные игры – Школа-театр Интерактивные игры: – Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» –Технология проведения дискуссий –Технология «Дебаты»В среднем звене наблюдается потребность ученика в создании своего собственного мира, бурное развитие воображения и фантазии, в стремлении к взрослости. В настоящее время наиболее известными считаются деловые игры, которые способствуют развитию творческих умений школьника. Деловые игры дают возможность понять и изучить учебный материал с разных позиций. Г. К. Селевко выделяет три вида деловых игр: имитационные, операционные, ролевые.Имитационные игры. На уроках пародируется работа той или иной компании, предприятия или его отделения, к примеру, профсоюзного комитета, совета наставников, отделения, цеха, места и т.д. Имитироваться могут события, определенная работа людей (деловая встреча, рассмотрение проекта, осуществление собеседования и т.д.) и атмосфера, требование, в каковых совершается событие либо исполняется деятельность (офис руководителя цеха, зал заседаний и т.д.). План моделирующей игры, помимо сюжета действия, включает описание текстуры и направления моделируемых действий и предметов. Операционные игры. Данные игры могут помочь лучше осваивать осуществление определенных специфических действий, к примеру, технологии написания сочинения, решения вопросов, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх имитируется реальный рабочий процесс.Ролевые игры, или, как их называет Г.К. Селевко, «исполнение ролей». На этом этапе перед школьниками ставится задача: освоить тактику поведения, выполнений функций, действий и обязанностей конкретного лица. Между учащимися распределяются роли с определенным содержанием, и разрабатывается мини-спектакль ситуации.Викторина как способ активизации познавательной деятельности учащихся.Понятие «игровые приемы» включает большую группу способов организации учебного процесса в форме игры. Викторина является одним из универсальных приемов игровой деятельности. Проведение викторин как способа активизации познавательной деятельности учащихся способствует повышению учебной мотивации, использованию возможностей межличностной коммуникации обучающихся, формированию умений сотрудничать. Она дает возможность проявлять смекалку, эрудицию, сравнивать собственные действия с действиями одноклассников.Присутствие элемента игры-состязания в викторине соответствует потребностям учащихся в установлении положительных взаимоотношений и в приобретении личностно-значимых знаний. Викторина способна быть также формой контролирования знаний учащихся, повторения изученного материала, углубления знаний по проблеме. Цель проведения такой формы игры заключается в том, чтобы зафиксировать изученный материал, и автоматизировать его использование в новейших ситуациях, а также побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в книге или учебнике. При проведении викторины учитель должен стараться:1) привлекать знания учащихся по другим дисциплинам; 2) применять их умения самостоятельно взаимодействовать с учебником, книгой, печатным изданием справочником; 3) принимать во внимание характерные черты любого учащегося (его речевую подготовку, ритм деятельности, круг интересов). Различные по содержанию и форме викторины раскрывают горизонт для творчества, как учащихся, так и самого учителя. Успешно проведенные и специализированные викторины становятся праздником для их участников. Ученые-методисты (М.А. Давыдова, В.П. Лебедева, Л.Ф. Тихомирова и др.) выделяют несколько видов викторин, которые применяются на уроках в школе:- Тематические викторины, которые формируются и применяются в рамках одной проблемы или темы. Подобные викторины дают возможность обнаружить разносторонние знания и круг интересов обучающихся.- Межтематические викторины дают возможность ученикам использовать приобретенные знания не только лишь на занятиях в школе, но и в иных сферах человеческих познаний. Этот вид викторины позволяет участникам гораздо лучше изучить друг друга, чтить вклад каждого члена команды, повысить уверенность в себе и свою самооценку.- Лингвистические викторины позволяют ученикам привлечь на практике языковые навыки и мастерство, развивают наиболее чуткий подход к разным языковым действиям.- Развлекательно-развивающие викторины способствую формированию сообразительности, находчивости, догадливости, гибкости мышления, логическому рассуждению. Зачастую сюда относят – кроссворды, ребусы и разнообразные развивающие задания. Этот вид викторины может помочь улучшить мыслительный процесс, увеличивает мотивацию к исследованию объекта.Синквейн как один из приемов системно-деятельностного подхода на уроках литературы.Синквейн (от французских cinquains, английский cinquain) – это поэтическая форма из пяти строк, возникшая в Соединенных Штатах в начале 20-го века под влиянием японской поэзии. Позже его стали использовать (недавно, с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.Написание синквейна - это форма свободного творчества, которая требует от ученика найти наиболее важные элементы в информационном материале, сделать выводы и кратко сформулировать их. Такого рода тип деятельности предполагает вовлечение абсолютно всех мыслительных процессов обучающихся – умозаключительных, синтезирующих и креативных, так как следует обосновать свою точку зрения, а кроме того выдумать собственный уникальный вид решения.Таким образом, процесс составления синквейна, являясь результативным инноваторским способом, дает возможность гармонично совмещать части абсолютно всех трех ключевых просветительских концепций: информативной, деятельностной и личностно-ориентированной.Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в учебный процесс дает положительные результаты. Дети заинтересованы в изучении даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и ролевых игр ученики демонстрируют свои способности одноклассникам, тем самым, поднимаясь в глазах.
-