Публикации
Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы
Автор: Кузнецова Надежда Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы
Автор: Кузнецова Надежда Николаевна
Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературыВ условиях трансформации образования появляются и проблемы в преподавании русского языка и литературы в школе.Одна из самых важных и сложных проблем в современном образовании – это проблема изучения русского языка и литературы, снижение интереса к предмету и понижение уровня грамотности, а также неумение учащихся полно выражать свои мысли и выстраивать свои суждения. Отчасти это обусловлено тягой к иностранным словам (их знание считается престижным), а также ошибочное мнение о том, что русский язык необходим лишь при сдаче экзаменов и при поступлении в ВУЗы.Изучение русского языка, освоение образцовых форм русской речи играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к культуре, в продолжении национальных традиций и в сохранении исторической преемственности поколений.Однако в современной школе существует ряд проблем, возникающих при изучении русского языка и литературы.Как уже было сказано выше, основной проблемой является снижение интереса к изучению языка. Поэтому учителю необходимо использовать на своих уроках методы и приемы эффективных педагогических технологий. Что же такое технология?Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:Информационно – коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества. Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии. Конечно, говорить обо всех технологиях мы сегодня не будем. На уроках учитель чаще всего использует отдельные приемы и методы технологии.Как я сказала выше, одной из проблем обучения русскому языку и литературы является потеря интереса у учащихся, значит учителю необходимо заинтересовывать ребят. Создать интригу в начале урока. Например, предложить загадку или ребус, связанный с темой урока. Можно рассказать удивительный факт о русском языке, например, что буква «ё» была введена в алфавит всего 250 лет назад.Задать вопрос, на который ребята не могут дать ответ сразу, но к концу урока они найдут на него ответ. Например, при изучении корней с чередованием спросить: почему у однокоренных слов разные гласные пишутся«Рассыпанные карточки». Например, при изучении простого предложения учитель предлагает учащимся собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение. Или при изучении темы сложного предложения из рассыпавшихся карточек собрать сочинительное или подчинительное предложение, в зависимости от выбранного союза и объяснить разницу в смысле предложений.Очень важен на занятиях положительный эмоциональный фон, который может помочь создать игра «Театр одного актера». Суть приема заключается в том, что создается настрой на правильное восприятие текста. Например, при изучении поэтического текста можно предложить прочитать пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так, будто 1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете миниатюру; 3) создаете плакат; 4) боитесь, что вас перебьют; 5) диктуете текст; 6) плохо выучили текст; 7) хвалите автора. Далее происходит анализ: кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную окраску строки? Какой вывод помогла нам сделать эта игра? В ходе обсуждения ребята приходят к выводу: чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый текст и понимать авторский замысел.В 5-х классах в начале урока или в финале изучения произведения можно провести небольшую игру-разминку «Заверши фразу». Например, учитель произносит начало фразы из пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Золушка»: “Очень вредно не ехать на бал...” Ученики продолжают: “Когда ты этого заслуживаешь”. Есть возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Это эпизод весёлый или грустный, почему? Какова роль этого эпизода в произведении? Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты: Люди, как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… (Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Ч. 1, гл. 12. «Чёрная магия и её разоблачение».)Также важной и острой проблемой при изучении русского языка является низкий интерес к чтению. Современный школьник, как это не печально звучит, предпочитает проводить время в телефоне или за компьютером. Поэтому важно прививать любовь и интерес к книге и чтению. Для этого необходимо на уроках использовать приемы комментированного чтения, обсуждая прочитанное и, возможно, проецировать на свой жизненный опыт. Как бы сам читающий поступил бы на месте героя в книге? Также можно попросить ученика придумать окончание истории, рассказанной в книге, чтобы ребенок смог создать свой идеальный вариант происходящего. «Чтение в кружок»Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Задача читающего – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу».Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.Следующей проблемой при изучении русского языка является недостаток навыков правильности устной и письменной речи, снижение грамотности у учащихся. Образованность и грамотная речь (устная и письменная) – это залог успешной, уверенной в себе личности. «Орфографическая зоркость». Ребятам дается карточка с неверно записанным текстом или текстом с пропусками. Ученикам необходимо исправить орфографические ошибки и верно записать текст. Данный прием ориентирован на закрепление правописания и повторение орфографии (такой же прием можно использовать и при расстановке знаков препинания, повторение пунктуации).Еще одной проблемой изучения русского языка в современной школе является засорение заимствованными словами, неологизмами, жаргонизмами, просторечиями, сленгом и ненормативной лексикой.В наше время очень развиты компьютерные технологии, интернет и его широкие возможности. В связи с этим появляется много жаргонных слов (инэт, глючит, лагает, донат и т.п.) Вместо слов, выражающих какие-либо чувства сейчас появились смайлы и стикеры. Ими удобнее и проще общаться, но от этого беднеет словарный запас.«Прием противоположностей». Данный метод работы с текстом нацелен на закрепление знаний по разделу «Лексика. Антонимы в русском языке». Учащиеся получают текст и за 2 минуты должны исправить выделенные слова на противоположные по смыслу (антонимы). Активизируется поисковая деятельность, закрепляются уже полученные знания по теме (можно также работать с синонимами, заменяя слова на одинаковые по смыслу, но разные по написанию).«Реклама». Учащимся предлагается прорекламировать какой-либо знак препинания. Например, знак восклицания. Нужно указать все плюсы этого знака, чтобы остальных участников урока это заинтересовало. Следует указать, что восклицательный знак служит для более эмоционального выражения мысли и экспрессивности высказывания, привести яркие примеры предложений с восклицанием и, возможно, разыграть сценку (например, диалог двух друзей, посмотревших новый фильм). Это метод позволит закрепить знания по вопросу, а также поможет запомнить уместность знаков препинания в предложении. Работа организуется в группах.Подводя итог, следует сказать, что существует еще огромное количество эффективных приемов и методов, которые способствуют успешному усвоению предмета, поэтому экспериментируйте. К.Д. Ушинский говорил: Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться- вот единственный курс учительской жизни …
