Публикации
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Автор: Тесник Юлия Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Автор: Тесник Юлия Валерьевна
Тесник Ю. В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИАннотация: в данной статье рассмотрены вопросы развития личности школьника средствами проектной деятельности (социального проектирования). Представлен актуальный социальный проект «Вторичное использование пластиковых крышечек». На его примере рассмотрены направления формирования личности школьника, цели проекта, задачи, основные этапы и достигнутые результаты. Подробно раскрыты задачи каждого этапа проекта и достигаемые стороны развития личности. Главное достоинство предлагаемого проекта – всестороннее развитие личности учащегося с помощью технологии социального проектирования.Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нём.ГегельВ нашем школе метод проектов — довольно популярная технология воспитания и обучения школьников. Особенно часто мы применяем данную технологию во внеурочной работе с учениками, в том числе и в работе школьного научного общества. Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации [1, с. 3]. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых [2].Представим вашему вниманию наш социальный проект «Вторичное использование крышечек». «Вторичное использование пластиковых крышечек» является комплексным социально-экологическим проектом, направленным на раздельным сбор отходов и одновременное вторичное использование собранного и разделённого вторсырья в виде инновационного тренажёра. Цель проекта: изготовить развивающий тренажёр для спортсменов из вторичного сырья: пластиковых крышечек. Задачи проекта:1)изучить методы, способы и приёмы сбора и переработки пластиковых крышечек;2)проанализировать направления вторичного использования пластиковых крышечек;3)провести социально-экологическую акцию по сбору пластиковых крышечек;4)разработать и изготовить тренажёр для спортсменов на основе пластиковых крышечек;5)рециклировать остатки пластиковых крышечек.Гипотеза: из пластиковых крышечек, возможно, изготовить развивающий тренажёр для спортсменов. Объект: пластиковые крышечки. Предмет: вторичное использование пластиковых крышечек. Новизна проекта заключается в новом массовом направлении вторичного использования пластиковых крышечек. Практическая значимость заключается эффективном использовании развивающего тренажёра в спортивных центрах, а также использовании в индивидуальных целях, а также в привлечении внимания учеников Центра и других школ к бережному отношению к окружающей среде. Проект имеет реальную возможность расширения и тиражирования. Продукт проекта также может быть использован в инклюзивном образовании и инклюзивных спортсекциях. Для реализации данного проекта мы собрали команду социально-активных учеников, неравнодушных, личностно заинтересованных в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в нашем микрорайоне, регионе и стране.Основные этапы нашего проекта были реализованы в течение сентября 2021 г. - марта 2022 г. За это время мы организовали комплексную массовую акцию по сбору макулатуры и пластиковых крышечек с последующим вторичным использованием денежных средств, вырученных от сбора макулатуры, и вторсырья (пластиковых крышечек). Мы собрали 1 тонну макулатуры. Все денежные средства были потрачены на изготовление «Тренажёра для спортсменов» и «Набора для игровых занятий», остатки средств оставлены для изготовления новых комплектов тренажёра и массового изготовления «Наборов для игровых занятий» с целью передачи их дошкольные учреждения микрорайона Анненки. Мы собрали 9 кг пластиковых крышечек, из которых 3 кг пошли на инновационную продукцию, а 6 кг для участия в акции «Добрые крышечки». Мы предполагаем, что наш тренажёр успешно пройдёт этап массовой апробации и будет внедрён в спортивно-тренировочный процесс секций спортивных школ города. Данный проект был представлен на Региональном этапе Всероссийского конкурса «Юные техники и изобретатели» и получил высокую оценку членов экспертного совета.Мы считаем, что наш проект, удачно сочетает две важные задачи:1)эколого-просветительскую задачу (помогает вовлечь в массовое эколого-волонтёрское движение школьников и их семьи) и реализует эту задачу на практике (раздельный сбор вторсырья);2)социально-инновационная задача – разработка новых методов развития личности школьников (спортсменов) с применением вторичного сырья.Продукт данного проекта соответствует критериям, предъявляемым к продуктам социального проектирования: продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства (реальный социальный эффект). В нашем проекте продукт – это спортивный тренажёр, изготовленный на основе пластиковых крышечек, а также набора крышечек, для использования на уроках в школе, в ходе которых предполагается разделение учеников на команды или группы. Тем самым, подчеркнём, что наш продукт действительно может быть использован в жизни различных групп населения. С другой стороны, продукт нашего проекта реален и имеет для учеников, выполняющих проект, качественно новое в их личном опыте практическое значение. В ходе реализации каждого этапа данного проекта команда учеников вступила во взаимодействие с социумом (эколого-просветительская деятельность, практические экологические акции, изготовление и апробация тренажёра). Именно эта деятельность способствует формированию социальных навыков моих воспитанников, продолжается развитие личности школьников. Очень эффектной стороной технологии социального проектирования является возможность сочетания различных видов деятельности, в том числе и межличностного общения. По-моему мнению, также высока мотивационная компонента социального проектирования. В каких направлениях происходило формирование личности участников проекта: социальное проектирования способствовало развитию всех структур личности (целевого, содержательного, деятельностного, оценочно-результативного компонентов). Во время работы над проектом всё больше укреплялось осознание учениками общечеловеческих ориентиров и социального поведения в соответствии с ними (в том числе и целесообразная экологическая культура); происходило овладение «азбукой» нравственности и воспитания школьников; формировалась активная творческая и патриотическая позиция; продолжилось формирование навыков диагностики, самодиагностики и коррекции личности. На мой взгляд, умело организованное и проведённое социальное проектирование имеет большие возможности: оно позволяет осознать себя, внешний мир и место в нём. А это и есть личность, по словам великого Гегеля!Литература1. Луков Вал. А. Социальное проектирование. М.: Флинта: Социум. – 2003с.2. Мишарина В. Г. Социальные проекты учащихся URL: rok.1sept.ru/articles/618220 (дата обращения: 5.11.2020)В современных условиях, когда происходит активное реформирование общеобразовательного и дополнительного образования, педагогов насущно интересует вопрос реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. В стандартах второго поколения предусмотрены не только показатели качества освоения учебных предметов, основной акцент делается на сформированности у обучающихся межпредметных универсальных учебных действий и личностных качеств. На первый план выходит личность самого ребенка и то, что с ней происходит в процессе обучения и воспитания. Поэтому одним из основных направлений педагогической деятельности становится социализация – экспериментальное, деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума, формирование социальных компетенций обучающихся, умений и навыков мобилизации полученных знаний. Новые образовательные стандарты особое место отводят практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности и применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.Наиболее эффективным средством стимулирования социальной активности и формой социального управления, формирования необходимых для этого компетенций и самоопределения обучающихся является использование проектного метода. На сегодняшний день проектирование − самая совершенная технология управления изменениями. Получая положительный опыт воздействия на общественно значимую проблему, решая ее, дети и подростки представляют свою локальную юношескую микромодель гражданского общества. Попутно учащиеся овладевают инструментарием изучения проблемы, методами ее анализа, осваивают процесс целеполагания, получают опыт принятия решений, анализа большого потока информации, узнают способы оценки полученных результатов и мн. др.В процессе разработки и реализации проекта дети и подростки проявляют свои лучшие социальные качества: активность, организаторские способности, коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность, нравственность и гуманность. Учащиеся демонстрируют креативность, проявляют склонность к исследовательской и проектировочной деятельности.Пропагандируя технологию социального проектирования, хотелось бы отойти от стереотипного восприятия соцпроекта как некого общественно значимого дела, трудовой операции. Ведь при разработке и реализации социальных проектов необходимо не только искать место применения своих сил, а проводить анализ проблем школы, прилегающего микрорайона, проживающих социальных групп, нуждающихся в поддержке и участии, и даже пытаться решить (или привлечь общественное внимание) более глобальные проблемы, характерные для многих граждан нашей страны.При этом очень важно научить детей и подростков правильно определять предстоящую цель, выделять необходимые действия, которые помогут достигнуть ожидаемого результата, помочь им понять взаимосвязь целеполагания и событий, которые послужат индикаторами полного выполнения намеченного плана и удовлетворенности полученным результатом.Как методист и педагог дополнительного образования, активно использующий технологию социального проектирования (методика «Гражданин»), могу заметить, что задача обучения целеполаганию решается посредством практики соблюдения всех шагов данной технологии. Главное, чтобы педагог не осуществлял этот процесс только самостоятельно, выдавая уже готовый результат учащимся. Необходимо проходить этот путь совместно с ними, объясняя все этапы на доступном языке, обсуждая необходимые действия. В своей практике использую схему взаимосвязи цели и результата, разработанную автором коллективно-творческой деятельности И.П. Ивановым.Чтобы определить цель предстоящей деятельности, необходимо исследовать проблему, выдвинуть версии ее решения (после опроса всех заинтересованных групп), понять, что именно мы хотим добиться, после этого ответить на главный вопрос: «Зачем?». Ответ облачить в форму глагола с пояснениями. Таким образом, мы определим смыслообразующую составляющую процесса целеполагания.Чтобы решить, какие действия необходимо предпринять, чтобы достигнуть результата, необходимо ответить на вопросы: «Что? Что необходимо сделать?». Все действия можно представить в виде шагов по направлению к результату, ответы на вопрос записать, начиная формулировку с глагола совершенного вида (изучить, проанализировать, привлечь, организовать, оформить и т.д.). При этом И.П. Иванов призывает задуматься о мотивах участников процесса, как организаторов, так и целевой группы, на которую направлены действия. Например, если участники соцпроекта только начинают свою деятельность по освоению данной технологии, необходимо поставить задачу повышения компетентности участников проекта в области социального проектирования. Если целевая аудитория проекта – подростки, то необходимо предусмотреть мотивы этой возрастной категории – возможность общения со сверстниками, демонстрация своих способностей и т.д. Так мы определим содержательную составляющую целеполагания.
