Публикации «Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска»
Автор: Горохова Анна Александровна

Горохова Анна Александровна,Воспитатель МАДОУ ДС № 6 «Ромашка» «Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА (РОДИТЕЛИ - ДЕТИ)НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ПОЗИТИВНОГО СЕМЕЙНОГО ДОСУГА И ОБЩИХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ, А ТАКЖЕ РАБОТУ С СЕМЬЕЙ «РИСКА»СодержаниеЦели и задачи……………………………………………………...............................3Пояснительная записка……………………………………………………...............4План организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска» ............................................................................................6Источники....................................................................................................................7Приложения…………………………………………………………………………..8 1. Цель, задачи.Цель: оптимизация детско-родительских отношений в семьях «группы риска» и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование культуры семейного досуга и отдыха; повышение образовательной компетентности родителей. Задачи:
  • раскрыть важность проведения досуга совместно с детьми;
  • способствовать формированию позитивного и конструктивного взаимодействие между членами семьи
  • сформировать активную позицию у родителей в отношении необходимости проведения и организации совместного досуга с детьми;
  • повысить информированность родителей о местах проведения досуга с детьми;
  • повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей группы риска и семей находящихся в трудной жизненной ситуации ;
  • показать роль родителей в формировании культурных традиций в общении взрослых и детей;
  • дать практические рекомендации родителям по организации досуга с детьми дома.
  • Используемые методы обучения: словесные (рассказ, беседа), практические (упражнения), наглядные (демонстрация), игровые. 2. Пояснительная записка Семья — важнейшее пространство развития и социализации дошкольника. Семья — это мир, в котором ребенок учится жить, любить, ненавидеть, действовать, радоваться и сопереживать.Альберт Лиханов писал: «Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя всё, что грамотно или безобразно написано родителями». Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни.Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании»: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка. Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существуют социальное неравенство, безработица, преступность, наркомания и алкоголизм, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.Одна из задач, на решение которой направлен федеральный государственный образовательный стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и детского сада. В её основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. А детский сад должен быть готов ответить на новые вызовы времени и социума. Однако семьи «группы риска» требуют иного подхода."У каждой семьи есть своя "живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями-глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью".(Л. Н. Толстой) В нашем детском саду есть традиция проведения совместных дел, когда семьи представляют свои семейные увлечения, организовывают творческие выставки. Основная цель таких мероприятий — создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям, формирование навыков их совместной деятельности и общения. Этой же цели способствуют мероприятия направленные на организацию взаимодействия семейных досугов, в том числе и для семей «группы риска». Чем же заполнить семейный досуг?Необходимо что бы досуговая деятельность была направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей ребенка, но и на укрепление семейных традиций и ценностей.3. План организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного семейного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска».Источники: 1.2. В.К. Лосева «Рисуем семью». Москва, 2010г.3. Г.В. Щербакова – Методическое пособие для воспитателя по работе с родителями «Играем вместе с детьми». Москва, 2014г.4. Г.К. Зайцев – «Уроки Мойдодыра»: Пособие для детей 5-8 лет / под ред. В.В. Колбанова. Санкт-Петербург, 2010г.5. Н.В. Федина, Е.Н. Герасимова - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех». Москва «Просвещение» 2010г.6. Н.М. Крылова – Примерная образовательная программа дошкольного возраста «Детский сад – дом радости. Издательство «Творческий Центр Сфера». Москва, 2014г.7. Л.А. Никитина – «Мама и детский сад» - пособие для воспитателей и родителей. Москва Просвещение, 2010г.8. .10. 11. Галкина И.А, Галеева Е.В. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. — АНИ: педагогика и психология. — 2016. — 14 с. 12. ;13.  ;14. . Приложения Приложение 1Для чего нужен семейный досуг и почему он так важен. Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени, которое расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т., общественно - политическую активность, творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т. д., но может содержать также и пассивный отдых (безделье) и даже антикультурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку. Каким должен быть досуг, устраивающий всех? Это зависит от возможностей и желания, от условий жизни и финансовой составляющей, даже от погоды. Досуг может быть как активным (совместные прогулки, подвижные игры), так и пассивным (настольно печатные игры, чтение художественной литературы и др.). Замечательно, если в семье имеются общие увлечения, хобби, которые станут общим любимым делом как для родителей, так и для детей. В особенно дружных семьях участие в совместных делах принимают и представители старшего поколения- бабушки и дедушки. В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Семейная атмосфера – своего рода «фильтр». В одних семьях этот «фильтр» работает безотказно, помогая супругам и детям восстанавливать душевное равновесие, создавать благоприятную психологическую основу для полноценного мироощущения, вхождения в социальное окружение. В иных же семьях этот «фильтр» бездействует или имеет существенные дефекты. Для сохранения гармонии и взаимопонимания с детьми, следует:Научиться рационально планировать своё время. Планировать, причем детально, нужно каждый свой день. Приложение 2«Досуг в семье - как его проводить?» Как же организовать семейный досуг? Необходимо, по возможности как можно больше времени проводить с детьми. Дети будут благодарны, если вы уделите им несколько часов, это очень важно выделять даже очень занятым родителям, время на общение с ребенком.? В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдыхСовместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей. Мозговой штурм «Досуг».-Что такое досуг?Ответы родителей.Досуг – синоним «свободное время»Досуг – средство всестороннего развития личности.- Как вы думаете, возможен ли семейный досуг? Нужен ли он? В чем необходимость семейного досуга?Ответы родителей.-Какие виды досуга предпочитаете вы?-Как развиваете интересы у детей?-Сплачивают ли семью общие увлечения, интересы?Ответы родителей.Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Однако даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей (во время совместного отдыха). Главный показатель семейного отдыха- общение родителей и детей.Давайте вместе подумаем, как организовать семейный досуг.Предлагаю внести в семейный уклад вечерний семейный совет в конце рабочей недели:
  • Согласование вида досуга (на первое место можно поставить активные виды досуга).
  • Распределение поручений, ответственных за определенное дело.
  • Выбор места проведения досуга.
  • В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет совместный отдых. Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. Совместных отдых играет важную роль в воспитании детей. Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.Виды совместного отдыха родителей и детей:1. Совместная интеллектуальная деятельность.2. Совместная творческая деятельность: рисование, лепка, оформление квартиры к празднику, оформление открытки для поздравления родственников, изготовление различных поделок.3. Совместная трудовая деятельность: посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, занятия на стадионе, лыжные семейные прогулки.5. Совместные подвижные и сюжетно-ролевые игры.От того, как мы, взрослые, проводим свой досуг, праздники, будет зависеть, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Приложение 3"Семейные традиции"Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.Как начать новую традицию? Всё очень просто – нужно быть рядом с детьми. Можно начать с самого простого – читать перед сном. Только надо серьезно подходить к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим. Дружная счастливая семья может придумать для себя «особое» приветственное слово, которое будет понятно только членам семьи; В выходные вся семья может собираться за семейным обедом или ужином. Будет весело, если малыш тоже будет участвовать в приготовлении какого-либо кулинарного шедевра, который также займет почетное место на праздничном столе; В качестве семейной традиции могут выступать и выезды или прогулки на природу; Традиция отпуска (ежегодный отдых вместе с детьми);Традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, но воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем;Традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда, и творчества, игр взрослых и детей; Коллекционирование.Помните, что именно с помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей. И по этой причине родители должны больше времени уделять досугу семейному, вместе с детьми проводить свое свободное время. Приложение 4Идеи для создания повседневных семейных традицийСемья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.Для чего нужны семейные традиции и обычаи?Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям, которые принято называть семейными ценностями.Традиции неотъемлемая часть процесса воспитания детей. Они развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.1. Завтракайте вместе.                                                                          Встаньте немного раньше, чтобы начать день с семейного завтрака. Заведите привычку обсуждать предстоящий день, когда все спокойные и отдохнувшие. Во время утренних хлопот предложите новую традицию – обмен позитивными мыслями, цитатами, анекдотами для создания хорошего настроения на весь день.  Привлекайте детей к приготовлению завтрака. Даже незначительная ежедневная обязанность, такая, как намазывание маслом бутерброда, может повысить самооценку ребенка и дать ему понять, что он — важный член семьи.2. Превратите повседневные домашние заботы в командное соревнованиеДети любят обычаи, и еще они любят домашние дела. Кормление питомца, вынос мусора, вытирание пыли, заправка салата соусом – эти задания по плечу вашему ребенку. То, что для вас – рутина, для детей может быть увлекательным занятием. И не бойтесь слишком рано начинать вовлекать ребенка! Дети любят помогать. Простая работа, такая, как протирание пыли с телевизора или загрузка стиральной машины, показывает важность сотрудничества в семье, развивает прочную этику труда и, вместе с тем, чувство благодарности. Для подростков, более искушенных в житейских делах, подойдут такие занятия, как изучение приготовления блюд, покупка продуктов, глажка одежды. Это привьет детям важные жизненные навыки. Справляясь с домашними хлопотами непринужденно, весело и в духе командного сотрудничества, все получают пользу: увеличивается совместно проведенное время и уменьшается  потребность детей во внимании.3. Создайте приятный ритуал отхода ко сну. Установите семейный обычай, который завершает каждый день, и дети будут ждать вечера с приятным предвкушением. Выполните все гигиенические процедуры, забудьте о всех заботах и полежите вместе немного, почитайте небольшой рассказ или просто обнимите ребенка со словами “Спокойной ночи!”. Помните, как только вы пожелали спокойного сна, общение прекращается. Не поддавайтесь на  требования “почитай еще немного” и “хочу еще пить”. Придерживайтесь установленного распорядка дня, и ваши дети проснутся утром отдохнувшими и веселыми. Спокойный ритуал отхода ко сну также дает и вам возможность отдохнуть (это важно как для детей, так и для вас лично) и провести приятные моменты наедине с мужем, когда дети вас не беспокоят.4. Устройте семейный вечер.Освободите один вечер в неделю для совместного времяпровождения всей семьей, заведите такую традицию. Поужинайте вместе, поиграйте в парке, сходите в кафе-мороженое или посмотрите кинофильм, удобно расположившись дома на диване. Обычно лучше всего для этого подходят вечера пятницы, когда не мешают домашние дела  и еще не наступило время планов выходного дня. Цель такого мероприятия – собрать всех воедино и устроить общее развлечение. Семьи, в которых приняты совместные игры, наиболее крепкие.   Приложение 5Развлечение «Занимательное путешествие по играм».Задачи: Образовательные: обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений; побуждение детей к познавательно – исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; Развивающие: развитие интереса родителей к образованию и самообразованию расширение кругозора участников; Воспитательные: установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; создание положительных эмоциональных переживаний ребенка и родителей от совместного мероприятия. Действующие лица: Участники-2 команды, состоящие из ребенка и взрослого (родителя); Зрители-дети и родители; Ведущий-воспитатель. Методы и приемы организации развлечения : игровой (сюрпризный момент), словесно-логический (диалогическое взаимодействие: вопросы к детям, художественное слово, указания, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, педагогическая оценка), поисково-исследовательский, психолого-педагогический метод (развитие анализа и синтеза сенсорной информации, осуществляемой на основе действия сенсорного и моторных механизмов высших психических функций: мышление, речь, память, внимание); наглядный метод (ИКТ, обогащение сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти). Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные технологии; Здоровьесберегающие технологии; Личностно ориентированная технология; Игровые технологии. Словарная работа: Карта, фрагмент, пазл, шторм, клад, матрос, пират, шхуна, остров. Оборудование и материал: 4 банки с крупами, 4 тарелки, 4 шнурка, макароны с крупными отверстиями. 2 губки для мытья посуды, крашенная яичная скорлупа, 2 картины на листах А4 с графическим изображением,2 подноса с манной крупой,2 скакалки, 10 шариков из фольги, 2 ведёрка, 2 корзины с 10 разными мелкими предметами, карта для игры в «Весёлый квест», коробки с угощением, шоколадные медальки для всех участников, музыкальная композиция «Если весело тебе , то делай так». Этапы организации квест-игры: Организационный этап: знакомство, приветствие, актуализация знаний детей. Основной этап: сюрпризный момент, выполнение заданий. Подведение итогов, обобщение игры, оценка деятельности детей и родителей. Место проведения: групповое помещение.Развлечение «Занимательное путешествие по играм».    Воспитатель:- Уважаемые родители, проводя время с ребенком, не бойтесь проявить фантазию, используйте для игры любые предметы обихода, рассказывайте об окружающем мире, позвольте ребёнку примерять на себя разные роли, танцевать, прыгать, пачкать руки в краске или намочить одежду водой. Так он познает мир, развивается и растет. Помните, что ваше участие в игровом процессе важно, но только в качестве партнера, меньше – как наставника. Отвлекитесь от повседневных дел, потратьте больше времени на приготовление печенья или уборку, но сделайте это вместе с ребенком, играя. Мудрая польская пословица гласит: «У вас есть целая жизнь, чтобы работать, а дети будут маленькими всего один раз». Используйте это время максимально, и полезная привычка видеть в родителе друга останется навсегда. Надеемся, наши игры, которые мы сегодня для вас приготовили пригодятся вам в организации досуга, и вы всегда найдете, чем увлечь ребенка в домашних условиях. Приглашаем вас поиграть в игры, мы сегодня посетим 2 станции, на которых, мы надеемся вам не будет скучно.    Родители и дети делятся на 2 команды.Воспитатель:- Скажите, как нужно вести себя в команде?(Мы выслушиваем друг друга, советуемся друг с другом, считаемся с мнением друг друга, помогаем друг другу, выручаем друг друга и т. д.)- Правильно, эти качества нужны всем членам команды.- Команды, поприветствуйте друг друга!  (Приветствие команд)- Итак, 1-2-3 игру начни! Станция 1. «Игры на кухне».Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне.1.Играем с крупами.2 ёмкости, в одной крупы больше в другой меньше, необходимо пересыпать крупу, чтобы в обеих было поровну.2. «Золушка». 2 тарелки и банка с фасолью и горохом, отделить фасоль от гороха.3. Кухонный художник.На подносе манная крупа, нарисовать пальцем несложную картину.  4. Бусы из макарон.2 шнурка и макароны (желательно с крупными отверстиями). 5. Подбери крышку к кастрюле.Несколько кастрюль, крышки от кастрюль, по количеству больше, чем самих кастрюль.   6.   Волшебная скорлупа.Окрашенная яичная скорлупа, пластилин, несложный сюжет на картинке, задача с помощью скорлупы выполнить картину.   7. Перелей воду с одной тарелки в другую.  Две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. 8. «Угощаю»Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.  Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» взрослому на ладошку фасолину, затем взрослый, и так до тех пор, пока не иссякнут слова.   Станция 2. Активные игры. 1.Удержи шарик.Задача: перенести шарик от одного ориентира до другого, не касаясь руками и не давая ему упасть; на шар можно дуть, подталкивать носом, подбородком, коленями. 2. Перейди речку. Роль берегов могут выполнить скакалки, ленты, разложенные на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Круги из бумаги (камешки). Необходимо «перебраться» с одного берега на другой, переступая по камням, не «замочив» ножки. Игра простая, но отлично развивает координацию движений 3. «Блестящий» баскетбол. Небольшие шариками из фольги, корзина из детского ведерка или обрезанной пятилитровой бутыли. Соревнование: бросать по очереди левой и правой рукой, сосчитать, у кого будет больше попаданий за минуту, варьировать расстояние от игрока до корзины. 4. Ножкой, ножкой! Вы когда-нибудь танцевали шеей? А носом или пальцем? Что ж, есть прекрасная возможность попробовать! Под музыку начинаем с простых движений. Сначала танцуем только ручкой или только ножкой. Затем переходите к заданиям посложнее: потанцуйте только локтем или пальчиком.  5. Угадай, что это. Мы исследуем окружающий мир с помощью органов чувств, и осязание играет в этом немаловажную роль. В корзине или коробке несколько предметов, каждый участник команды должен угадать, предварительно завязав глаза (как вариант, их можно просто закрыть) по одному предмету. 6. Веселый квест. Спрятаны 2 коробки с угощениями, по пошаговой инструкции играющие приступают к поиску, находя записки с подсказками в самых необычных местах, каждая предыдущая была ключом к поиску следующей и вела в итоге к главному «сокровищу». Воспитатель: все прекрасно справились с финальным заданием! Молодцы! Давайте поаплодируем друг другу.Приглашаем всех на общий танец!Музыкально- ритмическая композицияВоспитатель: А теперь настает торжественный момент вручения наград нашим победителям. Уважаемые зрители, какую команду вы считаете самой лучшей?Все команды проявили смекалку, удивительные знания в решении сложнейших задач и заслуживают высшей оценки и награждения призами!Победные медали вручаются сегодня всем командам.Воспитатель: уважаемые родители нам ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаём им самое вкусное, одеваем во всё самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот своё личное время мы отдаём им неохотнее всего остального, мы больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени детей, то окажется, что наши дети испытывают значительный дефицит родительского общения. Хочется вам пожелать:• Больше внимания уделяйте общению с детьми;• Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительном;• Вместе с детьми отдыхайте на природе;• Устраивайте семейные чтения, обсуждения прочитанных книг, творческие вечера; личным примером приучайте детей к чтению художественной и научно-популярной литературы;• Организовывайте семейные выезды в город, с целью посещения театров, музеев, выставок и др.Уважаемые родители! Ваша дружба с детьми – признак благополучной семьи.
    -