Публикации Методическая разработка азработка урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка азработка урока
Автор: Крячко Нина Николаевна

«Метапредметный подход в современном учебно-воспитательном процессе»  «Не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области. Поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее способность самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. Ведь именно этим придется заниматься всю сознательную жизнь»Джон ГриллосИнтеллект и творческий потенциал человека становится ведущим фактором экономического роста и национальной безопасности государства.Чтобы вырастить интеллектуальную и творческую личность, учитель должен понимать, каким инструментарием он должен владеть для реализации идеи социального заказа в образовании. В чём будет заключаться деятельность ученика и учителя, с точки зрения требований нового Государственного образовательного стандарта, в основе которого заложена деятельностная парадигма компетентностного подхода. Для этого вспомним, что такое компетентностный подход.Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматриваются не сумма полученной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.Компетентностный подход в образовательном стандарте нашёл своё отображение в требованиях к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования: предметным, личностным и метапредметным. Сегодня мы поговорим о метапредметности.Что же такое «метапредметность»?«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.С какой целью были разработаны метапредметные образовательные технологии?Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга сначала различных научных дисциплин, а затем и учебных предметов. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени: на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, убрать то, что напоминало прежние порядки. В 1932 году метод проектов осудили.В современной дидактике идеи метапредметного подхода разрабатывают ряд ученных, среди них А. Г.Асмолов (завафедрой развития личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова, доктор психологических  наук), А.В. Хуторской (доктор педагогических наук), Ю.В.  Громыко (сов. и рос.  , проф. Британской школы социально-экономических исследований).Существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В.Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная дидактика. По мнению А.В.Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты.Сегодня под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД) – так, как это сформулировано в Государственном образовательном стандарте, поскольку он приобрел силу закона и педагоги в повседневной практике ориентируются на его терминологию, а именно:Метапредметный подход – это организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знаниями. Метапредметный подход подразумевает: 1. промысливание, продумывание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета; 2.наличие образовательной деятельности; 3.формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей; 4.использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе); 5.наличие рефлексивной деятельности.Метапредметная деятельность – это деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.Метаумения  - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:-теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);-навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);-критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);-творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);-регулятивные умения (формулирование вопросов, гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция всей деятельности);-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, усвоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех предметов (по Кузнецову А.А.). Напомню, что выделяют: регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты.
  • Метапредметность на уроке состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это: составление ментальных карт,
  • дерева понятий,
  • кластеров,
  • вопрсы Блума,
  • написание синквейна
  • схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»).
  • приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
  • Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатовОсновным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий (далее - УУД).Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестированиеФормы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный.Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».Что следует понимать под метапредметным уроком?Метапредметный урок – это урок  по  учебному  предмету, направленный  на  формирование   у  школьников  соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса,так  и  в  реальных    жизненных  ситуациях.Каким должен быть метапредметный урок?-урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы;-тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися;- урок, содержащий разные виды деятельности, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;-урок должен быть развивающим;-учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;-времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;-учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей);-урок с использованием техники (компьютер,  мульти-медиа установки, интерактивная доска);рок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;урок, с применением рефлексии (перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов). Метапредметный урок – это создание учителем  ситуации успеха через деятельность ученика. Образовательные технологии для достижения метапредметных результатов на уроке.
  • Технология коллективной мыслительной деятельности.
  • Технология развития критического мышления.
  • Технология инновационной оценки «портфолио».
  • Технология проведения дискуссий.
  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология проектного обучения.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология развивающего обучения.
  • Модульно-блочные технологии.
  • Технологии разноуровневого обучения.
  • Технологии использования игровых методов.
  • Перечисленные образовательные технологии применяются в педагогике с целью формирования универсальных учебных действий.Таким образом, можно утверждать, что: 1) метапредметность это средство реализации компетентностного подхода в образовании;2) метапредметные результаты в образовании достигаются через деятельностный подход в построении учебно-воспитательного процесса;3) метапредметность обеспечивается использованием широкого спектра образовательных технологий; 4)метапредметные результаты свидетельствуют об уровне профессиональности учителя. Литература-Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. -Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. // fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. -Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. – 175 с. -Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний/
    -