Публикации ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Автор: Беденко Александра Владимировна

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬБеденко Александра Владимировна,Преподаватель общепрофессиональной и профессиональной подготовки Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Антрацитовский колледж информационных технологий и экономики»Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты информационно-психологической безопасности, являющейся одной из основных составляющих системы информационной безопасности. Ключевые слова: информационная безопасность, информационно- психологическая безопасность, информационно-психологическое воздействие, психика.Введение. В связи с широкой информатизацией основных сторон жизнедеятельности информационная сфера стала важной частью общественной жизни, во многом определяющей направления социально-политического и экономического развития страны. Подинформационно-психологической безопасностью будем понимать защищенность граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения страны в целом от негативных информационно-психологических воздействий. В основе поиска конструктивных решений в области защиты от негативных информационно-психологических воздействий должно лежать соответствующее концептуальное и научно-методическое обеспечение.Информация и ее восприятие человеком. Наш век называют веком информатики. Этим подчеркивается, что не только организация всей жизни в наши дни, но и сама жизнеспособность современного общества зависит от его информационного обеспечения. Вмешиваясь в регулирование информационных потоков, воздействуя на ход обработки и потребления информации, можно влиять на те или иные события и процессы, происходящие в общественной жизни. Информационно- психологическую безопасность можно рассматривать с позиций воздействия информационной сферы на индивидуальное, массовое и общественное сознание, отражающих отношение граждан и общества к прошедшему, настоящему и будущему. При этом под воздействием информационной сферы будем понимать самый широкий круг процессов, начиная от формирования или разрушения тех или иных нравственных, идеологических и политических ценностей, включая информационную политику государства, систему образования и просвещения, деятельность средств массовой информации, события культурной жизни, массовые явления и т.д. С позиций обеспечения информационно-психологической безопасности под информацией (от лат. informatio – сведение, разъяснение, изложение) будем понимать: во- первых, специфический атрибут объективного мира (в т.ч. жизнедеятельности личности, общества, государства), создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы; во-вторых, универсальную субстанцию, пронизывающую все сферы человеческой деятельности, служащую проводником сведений и знаний, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения; в-третьих, сведения (данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, которые могут быть переданы от одного объекта или субъекта к другому в виде сообщений, независимо от формы их представления (социальной, машинной, биологической и др.); в-четвертых, передаваемые от организма к организму признаки и их смысловое разнообразие. Именно так понимается информация с точки зрения восприятия ее человеком, а также воздействия на психику, сознание и подсознание человека, на массы людей. Причем это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным[2].Воздействия на психику и сознание человека. Одно из базовых понятий информационно-психологической безопасности – информационно-психологическое воздействие может быть определено как информационное или энергоинформационное по своей природе воздействие на психику человека, оказывающее влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также в некоторых случаях на функционирование органов и систем человеческого организма.Информационно-психологическое воздействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию различных структур общества. Любой человек как личность, активный социальный субъект, носитель определенного мировоззрения, обладающий определенным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками, может быть подвергнут непосредственному информационно- психологическомувоздействию,которое трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывает влияние на социальные объекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Таким образом, с помощью информационно-психологического воздействия можно, очевидно, влиять не только на индивидуальное сознание, но и на групповое, массовое и общественное сознание. Причем это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер[4].Информационно-психологическое воздействие с помощью средств массовой информации (коммуникации). Сегодня средства массовой информации (СМИ) занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми. Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально. Это влияние может быть как положительным, так и негативным, учитывая их публичность и неоднозначный, противоречивый характер[3].В последние годы произошел резкий скачок в сфере информационных процессов страны и мирового сообщества: зримо развернула свою работу глобальная сеть Интернет. В сети Интернет налаживается обмен по всему миру политической, экономической, социальной, научной, технологической, экологической, развлекательной и другой информацией. Интернет как информационный источник в юридическом аспекте отличается от традиционных средств массовой информации, что существенно сказывается на решении проблем защиты от негативныхинформационно-психологических воздействий. В Интернете существует огромное количество ресурсов, содержащих информацию, которая может вредно воздействовать на психику человека[5]. Практика размещения на Web-сайтах материалов, противоречащих общественной морали, нарушает сложившиеся в обществе представления о приличиях и пристойности. Поскольку Интернет в целом никому конкретно не принадлежит, а потому никем конкретно не регулируется, то нет и не может быть отвечающей за Интернет административной инстанции, которая могла бы в глобальном масштабе, централизованно запретить эту практику. Рекомендации же местных администраторов и/или провайдеров сетевых услуг, как и прямые обращения официальных, моральных или религиозных авторитетов не возымели на сегодняшний день какого-то заметного эффекта.К общим профилактическим мероприятиям можно отнести формирование современного мировоззрения общества, а также психологическую подготовку населения и органов государственного управления.Заключение. Осознание грозной реальности существования информационно-психологических воздействий вызываетнеобходимость внимательного рассмотрения проблем обеспечения защиты сознания от подобных воздействий, имеющих негативный (деструктивный) характер.Современные технологии, с одной стороны, принесли в нашу жизнь много прекрасного, облегчив общение, обучения, работу. С другой стороны, общение в сети принесло с собой новые вызовы и риски. Онлайн-пространство давно перестало быть просто складом информации, и многие люди сегодня пытаются воспользоваться наивностью человека, особенно ребенка в своих целях и ни один участник коммуникации не застрахован от столкновения с негативной реакцией на просторах глобальной сети [1]. Поэтому тема психологической безопасности в интернет-пространстве, является несомненно важной и актуальной для современного мира.Угрозы информационно-психологической безопасности непосредственно воздействуют или на состояние защищенности личности (кибербуллинг, «опасные» материалы, группы девиантного поведения в сети) или подрывают целостное личностное образование (Интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие нарушения).Литература1. Безопасность личности в информационном обществе // Психология безопасности : учебное пособие / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. - Москва, 2015. - С. 65-77.2. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты- Москва: Изд-во РАГС, 2008.3. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - Санкт-Петербург: Скифия, 2008. 403 с4Науменко Т.В. Массовая коммуникация и методы ее воздействия на аудиторию // Философия и общество. 2004. №1(34).С. 101-119.5Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в контексте информационно-психологической безопасности личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012.
-