Публикации Комплексный подход в развитии общей моторной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплексный подход в развитии общей моторной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Баляева Надежда Александровна

Комплексный подход в развитии общей моторной сферы детей младшего дошкольного возраста. «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга».И.П. Павлов     Общая моторная сфера — это совокупность движений, в которых участвуют мышцы рук, ног и всего тела. К таким движениям относятся, например, ползание, бег или прыжки.  Развитие общей моторики детей является основой формирования всех двигательных навыков, также оказывает огромное влияние на формирование всех психофизических процессов малыша. Она также формирует основу для мелкой моторики, помогающей делать движения кистями, стопами, пальцами рук и ног. На страницах различных книг, посвященных развитию малышей, мы достаточно часто встречаем термин «моторика», и даже получаем общее представление, что это такое. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную и мелкую. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Начиная работать с детьми, наблюдая за ними в   ходе образовательного процесса, в самостоятельной деятельности, я обратила внимание на то, что у большинства детей слабо развита моторика рук (плохо разминают пластилин, некоторые неправильно держат карандаш, нажим во время рисования слабый и др.). Ориентируясь на то, что одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является овладение речью и развитие мелкой и крупной моторики рук, я решила акцентировать внимание на комплексном подходе в развитии моторной сферы.Согласна с тем, что проблема развития моторики не нова, но остается по-прежнему актуальной. Как писал В.А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что, в зависимости от возраста, он рисует, либо уже пишет. А малыш тем временем привыкает действовать именно так, а не иначе. Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении.        Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание.Мелкая моторика и точное произношение звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. С самыми маленькими своими воспитанниками мы массируем пальчики: катаем шишки в ладонях, разноцветные шестигранные карандаши, различные шарики и мячики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Все пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, для большей заинтересованности малыша, и не забываем о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, надевать самостоятельно одежу, пытаться завязывать шнурки и застегивать липучки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Детки очень любят различные сортеры: собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.Вот поэтому, большой упор в своей работе с детьми я уделяю развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п.Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Так же, в своей работе хочу отметить , что детей очень увлекают так называемые игры в «прятки». В моей практике эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Сопровождала   начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»). Также малыши могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие.Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации.Так же, говоря про комплексный подход , хочу отметить несколько игр: «Волшебный мешочек». Ребенок развивает зрительное внимание и память , а так же свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек помещаю в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку.«Деревянные матрёшки» — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Такие игры дарят малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь. В продолжении темы хочу отметить крупную моторику. Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.       Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша. Здесь в своей работе я использую физкультминутки, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).         Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. У дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием и интеллектуальным. В дошкольные года дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). Очень хорошо с этими задачами справляются разнообразные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, эстафетные с соревновательным духом. Во время занятий большое внимание я уделяла : перешагиванию и перепрыгиванию низких препятствий, все это направлено на развитие равновесия и контроля тела в пространстве. Так же хочу отметить упражнения на развитие координации с шариками или крупными бусинками. Например, попасть шариком в цель (обруч, домик). Или прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать бусинку одним согнутым пальцем.  Предлагала ребенку помочь собрать бусинки: он брал бусинки, опускал их в коробочку с маленьким отверстием, потом учились нанизывать бусы на нитку. Со временем усложняю задания:   нанизывать бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине. По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности.         Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).       У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения. Но неверно думать, что ребенок только в детском саду или самостоятельно научится всему. В своей работе я стараюсь как можно больше просвещать и привлекать родителей к данным темам (консультации, индивидуальные беседы). Я считаю, что только при совместном труде педагога и родителя можно достичь хороших результатов, так как данная тема касается не только укрепления опорно-двигательного аппарата, развития моторики и координации, но и обеспечения непрерывного синтеза белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту наших детей.     В завершении я хотела бы подвести итоги и выводы:Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, нитки и другое не стандартное оборудование повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии моторики можно добиться быстрее. Моя работа строится, опираясь на планирование, направленное на усвоение детьми определенных знаний и умений, и педагогическую импровизацию, посредством которой варьируются содержание, формы и методы работы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с детьми. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов:  По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.Дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов. В дальнейшем я планирую продолжать искать новые приемы методы и формы работы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.Список литературы.1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.2. Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.3.  Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.4. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. – М., 2009.5. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. – М., 1973.         7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –  Екатеринбург, 2006.8. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001..10. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста . Санкт-Петербург, детство-пресс,2013    
-