Публикации Использование метода «погружения» при изучении русского языка в начальной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода «погружения» при изучении русского языка в начальной школе.
Автор: Богомолова Ульяна Сергеевна

Использование метода «погружения» при изучении русского языка в начальной школе.Добрый день, уважаемые коллеги и дорогие студенты. Каждому учителю хочется идти в ногу со временем и создавать современные уроки. Что же такое современный урок? Это результат совместной деятельности учителя и учащихся. Урок рождается именно в момент его проведения. Учителю нужно быть готовым применить любой прием из арсенала учителей - новаторов, чтобы направить мысли и деятельность учеников в нужное русло. Для рождения такого урока нужны соответствующие цели, задачи и мотивация учения. Конечно же, когда мы только начинаем свою профессиональную деятельность, нам, молодым специалистам, приходится столкнуться с рядом проблем, которые мы обязаны решить. Свое выступление я хотела бы начать с истории из моей педагогической практики. Начиная свой путь, я видела, как дети тянутся к познанию чего-то нового. На уроке русского языка мы приступили к выполнению синтаксического разбора предложений. Я предложила ребятам следующие: Определить часть речи и еë синтаксическую роль можно лишь в предложенииТакие существительные называются по-научному субстантиватами.А само явление перехода слов из других частей речи в разряд существительных — субстантивацией. У меня возникла проблема. Как объяснить детям такое явление. Если в учебники данной информации нет.В поисках новых форм и методов в изучении данной темы меня заинтересовал метод погружения. Хотелось бы поподробнее описать метод интегративного погружения, который я используем на своих уроках. Очень много проблемных вопросов можно решить в полном объеме, лишь прикоснувшись к ним с разных сторон.Метод погружения при изучении русского языка в начальной школе предполагает серию уроков, посвящённых одной значимой теме. В основе обучения лежит схема «Всеобщее — общее — единичное» с постепенным погружением в детали.Сначала учащиеся получают общие знания по теме в виде предусмотренной схемы – это всеобщее. Далее рассматриваются отдельные тематические блоки, включенные в общую схему- это общее. Затем происходит перевод этих знаний в единичное, которое проявляется в отработке практических навыков на разного уровня упражнениях и творческих заданиях – это единичное. Такое построение учебного процесса позволяет увеличить интенсивность занятий, перевести знания в долговременную память и поднять мотивацию.Урок, с использованием методом погружения — не новый, но зато проверенный годами педагогический прием. Это метод, позволяющий школьникам усвоить большие объемы новой информации по определенному предмету без увеличения сроков на изучение. Данную методику можно сравнить со сбором пазла🧩, когда ребенку в школе дают много кусочков, и из них он пытается составить полную картину, но зачастую безрезультатно. Сегодня, я предлагаю вам рассмотреть, как реализуется данный метод на уроке русского языка, при изучении темы «Имя существительное». Русский язык настолько богат, что его можно бесконечно изучать как вширь, так и вглубь.Вместе с вами мы сейчас погрузимся в тему «Имя существительное», узнаем больше, чем написано в учебнике, упорядочим свои знания и как пазл соберём полученные знания воедино.Я нашла эту сказкуПоэтому я делюсь с вами этой изюминкой. В 3 классе – общая тема. В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ полный порядок.В каждом городе живут словечки-человечки, у которых есть что-то общее. В первом городе (первом склонении) живут мальчишки и девчонки с окончанием а/яТам только и слышно:«А я?», «А я!»Очень уж они хотят похвастаться своим певучим окончанием.Кто живëт во втором городе во втором склонении склонении?Мальчики с нулевым окончанием Они постоянно ищут своë окончание.Смотрятся то в зеркалО, то в окнО — вдруг увидят?Ныряют то в озерО, то в морЕ — вдруг найдут?Но ничего они, конечно, не находят.Словечки среднего рода на о/е. Они утешают ребят без окончаний Третье склонение или третий город — царство девчонок .Хотя у них и нулевое окончание, все они украшают себя Ь на конце. И ничуть не грустят.Существительные ведут разумную, мирную жизнь в своей стране.Некоторые из них любят путешествия. Бывает, захочет словечко из Первого склонения попасть в гости к Третьему.«Милости просим! — говорят ему обитатели Третьего.— Не забудь только хвостик поменять, чтобы стать одним из нас».И вот существительное «лошадка» превращается в «лошадь», а «дочка» – в «дочь».Так происходит и с существительными других склонений.лошадка лошадь1-е скл. 3-е скл.Петя Пëтр1-е скл. 2-е скл.💚В 4-м городе живут несклоняемые имена существительные.💚В 5-ом — разносклоняемые.💚А в 6-м городе живут эмигранты.Да-да, не удивляйтесь! Они переселились сюда из других стран.Такие существительные называются по-научному субстантиватами.А само явление перехода слов из других частей речи в разряд существительных — субстантивацией.Примеры существительных-эмигрантов:передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная, больной, дежурный, вошедший, каждый, трое, ничья, вчера и т. д.Как вы увидели из таблицы, выявить эмигранта несложно.Достаточно задать к слову вопрос.Другие вопросы — другие части речи.Врач дал (кому?) больному лекарство — сущ.Девочка помогает (какому?) больному дедушке — прил.Определить часть речи и еë синтаксическую роль можно лишь в предложении!Легко?Давайте попробуем сами выявить эмигранта. Мясо (какое?) мороженое — отглагольное прилагательное.Купил (что?) мороженое — существительное.Как вы заметили, при существительном-перебежчике нет другого существительного.А вот при других частях речи (склоняемых прил., причастии, местоимении, числительном) существительное естьЧтобы назвать «родину» субстантивата, применяют термин «субстантивированный» (перешедший в разряд существительных).ПримерыНа предприятии есть хорошая столовая.Столовая — субстантивированное прилагательное.Бегущие остановились возле нас.Бегущие — субстантивированное причастие.В нашем коллективе любой готов помочь.Любой — субстантивированное местоимение.Двое вышли из леса.Двое — субстантивированное числительноСубстантивация прилагательных может быть как полной, так и частичной.🔹Одни прилагательные (в основном относительные) полностью перешли в класс имён существительных, утратив способность изменяться по родам.Такая субстантивация называется полной.🔸Примеры:запятая, приданое, городничий, подноготная, вселенная, набережная, портной, мостовая, горничная, родословная.🔹Другие прилагательные могут употребляться и в роли существительных, и в роли прилагательных.Такая субстантивация называется частичной.🔸Примеры:новая кондитерская (сущ.) – кондитерская (прил.) фабрика,бывший военный (сущ.) – военный (прил.) врач,хороший знакомый (сущ.) – знакомый (прил.) мужчина,уютная столовая (сущ.) – столовая (прил.) посуда,клубничное мороженое (сущ.) – мороженое (прил.) мясо,поздравлять молодых (сущ.) – молодые (прил.) люди.По традиции в конце изучения темы даю творческие задания. 😁🦉 Вспомнить пословицы, поговорки, стихи и т. д. с субстантиватами.🦉 Придумать свои предложения с обилием субстантиватов (как я, например, сочинила 🙈).Можно выполнить оба задания, можно одно на выбор.Уверена, что из ваших предложений удастся сделать интересную викторину.Для развития информационных умений у школьников педагог применяет как индивидуальные, так и групповые формы работы с детьми. Индивидуальная форма предполагает организацию работы индивидуально с ребенком. Такая форма работы со школьником позволяет развить у него самостоятельность, уверенность в себе и т.д. Однако, применение индивидуальной формы работы требует больше затрат как от педагога, так и от учащегося.Организация учебного процесса в интерактивной форме меняет привычную логику: процесс выстраивается не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Особенно ценным является этот аспект в контексте формирования информационной компетентности, поскольку учитель не может быть единственным источником знаний и опыта, а приобретение социальных знаний и формирования умений, навязанное «сверху», часто вызывает внутреннее сопротивление и попытки подойти к процессу формально. Применение интерактивных методов обучения актуализирует ситуативные мотивы деятельности; активность, мотивированная этими побуждениями, ведет к формированию устойчивых мотивов и ценностей, лежащих в семантическом поле информационной компетентности личности.Основными методами информационного аспекта информационной компетентности является проблемно-поисковый метод, самообучение и взаимообучение, элементы проектного обучения, эвристические исследования, ролевые игры, экскурсии. Проект как метод развития информационной компетентности имеет практическую ценность: предполагает самостоятельность проведения; возможность решения актуальных проблем; гибкий в направлении работы и скорости ее выполнения; способствует проявлению способностей подростков при решении задач более широкого спектра; способствует налаживанию взаимодействия между школьниками. Основная задача проекта ‒ предоставить ребенку такой спектр знаний и теоретико-практических навыков, которые ему позволяют в дальнейшем решать различные социально жизненные проблемы.Функциональная грамотность – работа с информацией Диаграмма Кружочки Зеленый- пятерки Слово -итог, вывод, пообщаемся все вместе, размышления Одним из методов развития информационной компетентности является игра. Применение данного метода является эффективным, поскольку игра остается естественным для младших школьников видом деятельности, в которой они не только отображают реальную жизнь, а перестраивают его. Игры, которые могут развить в детях оптимизм, веру в собственные силы, чувство общности с другими, могут использоваться в любом возрасте, участие в них требует от детей творчества, воображения, активности ‒ то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни. Очень важно учить детей чувствовать радость жизни, чувствовать себя счастливым.Интернет- это не всегда культура , но раз вы обозначаете в вопросе, что ребенок находится в популярной культуре, то наверное,родители выставляют какие-то ограничения Учителя- новаторы предлагают размышлять на планшетах Планшет – это то, что ребенку близко Ссылки на образовательную платфоры Наши дети в сегодняшнем пространстве информационной среды оказались абсолютно незащищенными.Конечно, родители не в силах в полной мере уберечь от соблазна своих чад, и чем старше они становятся, тем труднее это сделать. Но и здесь, как во всех сторонах воспитания, родители должны предпринимать все от них зависящее. Прежде всего – самим подбирать ту литературу, которая бы питала детей прекрасными чувствами и высоко нравственными примерами. И действительно, чтобы привить ребенку вкус к хорошей, серьезной книге, следует немало потрудиться и, в частности, собственным примером. Но это того стоит. Хочется напомнить сказку о Буратино и его маленьких друзьях. Они все же смогли победить злого Карабаса-Барабаса и открыть золотым ключиком дверь, за которой была страна доброй и прекрасной сказки.
-