Публикации
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Автор: Комогорцева Анастасия Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Автор: Комогорцева Анастасия Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №10»Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Выполнила: воспитательКомогорцева Анастасия НиколаевнаБогатство ощущений и восприятий – предпосылка для полноценногопознания окружающего мира,развитие мыслительных процессов, т.к.«внешние чувства составляют материалдля всех рассудительных работ»К.Д. УшинскийСенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:- является основой для интеллектуального развития;-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;- развивает наблюдательность;- готовит к реальной жизни;- позитивно влияет на эстетическое чувство;- является основой для развития воображения;- развивает внимание;-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;- влияет на расширение словарного запаса ребенка;- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.Актуальность выбранной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) На основе этих задач разработана программа по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».Цель: формирование целенаправленного восприятия цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетической деятельности.Задачи:Учить детей способам обследования предметов через дидактические игры: их группировке по цвету, форме, величине. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Этапы работыI этап ОрганизационныйМетодическое сопровождение:Подборка литературных и диагностических материалов. Проведение диагностики. Подборка игр направленных на развитие сенсорных способностей детей данного возраста. Развивающая среда.Приобретение игрового материала. Создание (пополнение) в группе уголка по сенсорному развитию «Развивайка». Изготовление (пополнение) наглядных материалов для активизации сенсорного опыта детей. Изготовление и приобретение игрушек для развития тактильных ощущение и мелкой моторики пальцев рук. Работа с педагогами и родителями.Анкетирование. Организация выставок игровых материалов, пособий по сенсорному развитию. Проведение семинаров-практикумов по изготовлению игр и пособий. Подборка игровых заданий для сенсорного развития детей в условиях детского сада и семьи. II этап (Внедренческий)Составление учебного плана. Разработка перспективного планирования. III этап (Итоговый)Диагностика детей. Корректировка планов. Условия:Создание предметно-пространственной среды; Эмоциональный настрой детей и педагога; Дидактические игры по сенсорному развитию детей; Тесное взаимодействие педагога, родителей, детей. Принципы организации учебного процесса:Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию. Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию. Принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей. Принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей. Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития. Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики. Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста. Принципы обучения:Принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю. Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опираться на уже усвоенные знания. Формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами. Возможно сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.В программу входят дидактические игры, которые проводятся в форме специально организованных игр и игр используемых в непосредственно образовательной деятельности. В играх сенсорные и умственные задачи ставятся перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Игры расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит что-то новое, расширяя и углубляя знания и умения детей. Дидактические игры могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих НОД, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных во время проведения НОД. Несмотря на то, что предлагаемые игры представляют собой систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменить отдельные игры другими, аналогичными по смыслу.Индивидуальная работа проводится при необходимости, в случае затруднения детей.Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила дидактической игры детьми усвоены. Роль воспитателя заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами. Если интерес к игре пропадает, то правила игр усложняются, расширяется их вариативности.Методы обучения:Поисковый; Наглядный; Репродуктивный; Игровой; Метод упражнений; Работа по схемам и карточкам; Практический; Совместный (действие ребенка с педагогом); Приемы:Убеждение; Пример; Упражнение; Поощрение; Показ; Объяснение; Вопрос; Рассматривание. Содержание работы:1 этап – предэталонный, происходит на 2-3 году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства. Проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.2 этап – на 3-5 году жизни, средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины.3 этап – в 5-7 лет, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Ребенок выстраивает последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Учебный план составлен для организации деятельности с детьми с 2 до 6 лет. При составлении учебного плана использованы рекомендации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга», авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. (Приложение 1).Перспективный план разработан в табличной форме, с учетом требований программы для каждого возраста детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательной области «Познавательное развитие». План, в случае необходимости, может корректироваться. (Приложение 2)Диагностика. В основе проведения работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего и дошкольного возраста использованы рекомендации Шапошниковой С.В., Власенко О.П., Косьяненко М.В., Мезенцевой В.Н.. (Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга», Волгоград: Учитель, 2010). Диагностика детей проводится два раза в год: начальная - в сентябре, итоговая – в мае. Все данные заносятся в диагностические карты (Приложение 3)Ожидаемый результат.Первая младшая группа:Выполняют действия с предметами восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного. Понимают слова: «цвет», «такой же», «разные». Сравнивают предметы способом прикладывания друг к другу. Выбирает предметы двух заданных цветов из четырех возможных (красный, желтый, зеленый, синий). Группирует предметы по цвету. Различает и подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу (по убыванию, по размеру, по цвету, по форме и размеру). Умеет находить и распознавать большой и маленький предмет (геометрическую фигуру). Вторая младшая группа:Узнают и называют все семь цветов спектра, белый и черный. Различает геометрические фигуры по цвету, форме, величине (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). Подбирают к геометрическим образцам предметы и изображения предметов соответствующей формы. Умеет сравнивать предметы по одному признаку (размер, цвет). Осуществляет классификацию по одному признаку. Собирает пирамидку из 5-7 колец; выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака – размера, цвета). Воспроизводит и строит упорядоченные последовательности (по возрастанию или убыванию какого-либо признака). Выбирает из пары нужный предмет. Различает три разновидности величины (высокий, средний, маленький). Средняя группа:Знают и называют оттенки цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного. Группируют «теплые» и «холодные» цвета спектра. Узнают геометрические фигуры путем осязания. Умеют зрительно расчленять форму предмета на заданные части. Умеет распределять пространство на листе бумаги, определять понятие слева, справа, вверх и вниз. Умеет выбирать предметы заданных цветов из возможных. Владеет основными цветами спектра. Старшая группа:Знает названия цветов, их оттенки. Выстраивает последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. Группирует предметы по заданному признаку (цвету, форме, величине). Выстраивает сериационный ряд. Обобщает предметы по заданным признакам. Различает геометрические фигуры по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». Выделяет параметры высоты, ширины, длины. Формы подведения итогов реализации данной системы являются: умение детей использовать полученные знания в продуктивной деятельности, в проведении открытых мероприятий, самостоятельное использование игр в свободной деятельности.Данная система является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержание и форм работы с детьми, времени знакомства и закрепления правил той или иной игры.Приложение 1Учебный план по сенсорному развитию детей 2-3 летУчебный план по сенсорному развитию детей 3-4 летУчебный план по сенсорному развитию детей 4-5 летУчебный план по сенсорному развитию детей 5-6 летПриложение 2Перспективный план работы по сенсорному развитию детей 2-3 летПерспективный план работы по сенсорному развитию детей 3-4 летПерспективный план работы по сенсорному развитию детей 4-5 летПерспективный план работы по сенсорному развитию детей 5-6 летПриложение 3Диагностическая карта сенсорного развития детей 3-4 летДиагностическая карта сенсорного развития детей 4-5 летДиагностическая карта сенсорного развития детей 5-6 летЛитератураВенгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с. Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М.:, Просвещение, 1988 стр. 144 Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ [Текст] / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь .). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 36-37. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с., . ил. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978. 96 с. с ил. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1 2010. И.Ю. Нечаева И.Ю., Яровая Н.Е. Ивакина Г. А. Игра для малышей «Спрячь мышку» стр. 30. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов» № 02 (19) 2014. КрулехтМ., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54 Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с. Морозова О.В., Тихеева Е.И.. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55 Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л «Справочник ст. воспитателя»№1, 2010. - с.58 Новикова Т.В. Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста . М.: Просвещение, 2000. Павлова Л.И., Маврина И.В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, 2002. Плеханов А.К., Морозова О.М., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35 Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга», предназначенная для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет, авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2014. – с. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Вторая младшая группа / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 100с. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Первая младшая группа / авт.-сост. О.П. Власенко, М.В. Косьяненко, В.Н. Мезенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139с. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
