Публикации
Правильная разминка для театрального объединения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правильная разминка для театрального объединения
Автор: Кузьмина Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правильная разминка для театрального объединения
Автор: Кузьмина Елена Сергеевна
Правильная разминка — это фундамент продуктивной репетиции. Она настраивает и тело, и голос, и психику на творческую работу, помогает избежать травм и раскрепоститься.Вот комплекс упражнений для театрального кружка, который можно адаптировать под возраст участников и время проведения.Структура идеальной разминки:1. Разогрев и расслабление (снять мышечные зажимы)2. Работа с дыханием и голосом (поставить дыхание, разогреть речевой аппарат)3. Координация и чувство ритма (почувствовать себя в пространстве и времени)4. Актерское внимание и взаимодействие (настроиться на партнеров)5. Импровизация и образ (запустить фантазию)---Подробный комплекс упражнений:1. Фаза: Разогрев и расслабление («Сброс напряжения»)Цель: Снять физические зажимы, которые мешают свободе выражения.· «Тряска» (Вибрационный массаж): · Как делать: Участники трясут по очереди разными частями тела: кистями рук, как будто стряхивают воду, затем предплечьями, всей рукой, плечами. Затем переходят к ногам (стопа, голень, бедро), голове, губам, щекам, всему телу. · Зачем: Отлично снимает мышечное напряжение, улучшает кровообращение.· «Марионетка»: · Как делать: Представьте, что вы кукла-марионетка, которую подвесили за макушку на ниточку. Все ваше тело вытянулось в струнку. А теперь ведущий (педагог) «перерезает» ниточки по очереди: голова бессильно падает на грудь, плечи, руки, корпус расслабляется, и вы мягко оседаете на пол, как тряпичная кукла. Затем вас снова «подвешивают» за макушку, и вы медленно, позвонок за позвонком, выпрямляетесь. · Зачем: Учит контролировать мышечное напряжение и расслабление.· «Растяжка и скручивание»: · Как делать: Медленные и плавные наклоны вперед, в стороны, скручивания позвоночника. Тянемся макушкой к потолку, как будто хотим стать выше. · Зачем: Разогревает мышцы, улучшает гибкость, готовит тело к активному движению.2. Фаза: Дыхание и голосЦель: Активировать диафрагмальное дыхание и разогреть артикуляционный аппарат.· «Дыхание животом» (Диафрагмальное дыхание): · Как делать: Положите руку на живот. На счет 1-2-3-4 медленно вдыхайте через нос, чувствуя, как надувается живот (грудная клетка почти не двигается). На счет 1-2-3-4-5-6 медленно выдыхайте через чуть приоткрытый рот с легким шипящим звуком «с-с-с» или «ш-ш-ш», чувствуя, как живот «прилипает» к спине. · Зачем: Правильное дыхание — основа сильного и звучного голоса.· Артикуляционная гимнастика («Зарядка для языка и губ»): · Губы: «Хоботок» — вытянуть губы трубочкой, «Улыбка» — растянуть губы, не показывая зубов. Чередовать. · Язык: «Часики» — язык движется от одного уголка рта к другому; «Качели» — язык тянется к носу, потом к подбородку; «Блинчик» — широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. · Произнесение гласных: Энергично и четко произносите: И-Э-А-О-У-Ы, активно артикулируя.· Скороговорки: · Как делать: Начинайте медленно и четко, постепенно ускоряясь. Следите не за скоростью, а за качеством дикции. · Пример: «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора». «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».3. Фаза: Координация и ритмЦель: Разбудить чувство пространства, тела и ритма.· «Ритмический круг»: · Как делать: Все стоят в кругу. Ведущий задает простой ритм (хлопок в ладоши, хлопок по бедрам, щелчок пальцами). Все повторяют. Затем каждый по очереди может изменить ритм, а остальные должны его подхватить. · Зачем: Развивает чувство ритма, командное взаимодействие, внимание.· «Зеркало» (в парах): · Как делать: Участники разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Один — «человек», второй — его «отражение в зеркале». «Человек» делает медленные, плавные движения, а «отражение» максимально точно их повторяет. Потом поменяться ролями. · Зачем: Тренирует внимание, наблюдательность, пластику.4. Фаза: Актерское внимание и взаимодействиеЦель: Научить видеть, слышать и чувствовать партнера.· «Передача импульса»: · Как делать: Участники стоят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий посылает «импульс» — легкое сжатие руки соседа. Тот, получив импульс, передает его следующему и т.д. Задача — передать импульс как можно быстрее и точнее. Можно посылать несколько импульсов одновременно. · Зачем: Максимально концентрирует тактильное и групповое внимание.· «Передача звука/движения по кругу»: · Как делать: Один участник придумывает простое движение со звуком (например, «Ух!» + удар кулаком по ладони). Повернувшись к соседу, он это показывает. Сосед должен максимально точно повторить и передать следующему. Важно передать не механическое движение, а эмоцию, энергию. · Зачем: Развивает память, внимание, умение копировать и передавать эмоциональный посыл.5. Фаза: Импровизация и образЦель: Запустить воображение, выйти на творческую волну.· «Превращение предмета»: · Как делать: Ведущий дает участнику воображаемый предмет (например, мяч). Участник должен «поиграть» с ним, наделив его весом, объемом, фактурой. Затем ведущий говорит, во что этот предмет превращается (например, этот мяч — теперь раскаленное железо! А теперь — пушинка!). Задача участника мгновенно отреагировать и изменить действия с предметом. · Зачем: Развивает фантазию, веру в предлагаемые обстоятельства, реакцию.· «Эмоциональное кольцо»: · Как делать: Участники стоят в кругу. Один выходит в центр и произносит любую нейтральную фразу (например, «Сегодня хорошая погода») с заданной эмоцией (радость, злость, удивление, отвращение). Задача — передать эмоцию только голосом и мимикой. Остальные угадывают. · Зачем: Тренировка эмоциональной гибкости, умения управлять интонацией.Советы ведущему (педагогу):· Длительность: Оптимальное время разминки — 20-30 минут.· Энергия: Заканчивайте разминку на высокой, позитивной ноте, чтобы зарядить группу энергией на репетицию.· Адаптация: Подбирайте упражнения в зависимости от темы будущей репетиции. Если предстоит работа с текстом — больше внимания голосу и дикции. Если пластический этюд — больше времени на разогрев и координацию.· Безопасность: Следите, чтобы упражнения выполнялись правильно и без фанатизма, чтобы избежать растяжений.Удачи в творчестве! Ваш театральный кружок обязательно расцветет с такой разминкой
