Публикации Конспект урока по чтению И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по чтению И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"
Автор: Лифанова Юлия Александровна

Конспект урока по чтениюИ.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»Цель мероприятия: на примере басни И.А. Крылова развивать у обучающихся способность применять изученную информацию для решения реальных задач, возникающих в обучении, быту, профессиональной деятельности и социальном взаимодействии.  Задачи:- дать характеристику литературному жанру «басня», вспомнить биографию И.А. Крылова;- познакомить обучающихся с понятием: «ирония»; -закреплять умение анализировать текст басни, умение давать характеристики главным героям;-продолжить формирование навыков выразительного чтения.Планируемые результаты:Личностные БУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новым учебным задачам.Познавательные БУД: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.Коммуникативные БУД: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.Регулятивные БУД: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.Тип урока: урок-дискуссия.Формы работы:  групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, магнитная доска, карточки индивидуальные, тексты для чтения, листы с жизненными ситуациями-подсказками.Ход мероприятия:
  • Организационный момент. Актуализация знаний.
  • Приветствие. -Ребята, мы приглашаем вас в чудесный мир литературы. -Давайте вспомним, какие жанры в литературе существуют. (рассказы, баллады, стихотворения, повести, басни, сказки) Обратите внимание на портрет. (на доске висит портрет И.А. Крылова)-Кто это? (ответы детей) (И.А. Крылов).Беседа о баснописце - В каком веке жил И.А. Крылов? (13 февраля 1769 - 21 ноября 1844) - Какие произведения он писал? (Басни). Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С. Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».-Ребята, а что такое басни? (Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)- Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми.Доп. Материал: Всего им были написаны 236 басен. Немногие знают, что самым читаемым российским автором XIX столетия, в век, когда творили Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, были не они, а Иван Андреевич Крылов. Его баснями зачитывались буквально все, независимо от возраста и сословия, потому что они выражали народный взгляд на вещи. Фразы крыловских героев разлетелись в виде пословиц и присказок по всей огромной стране и при случае с удовольствием вставлялись в речь как верный и яркий образ.Автор придавал повествованию живое дыхание, искромётный юмор, непринуждённую иронию. - Сегодня на примере известной басни великого русского баснописца И.А. Крылова мы узнаем, что такое ирония.- Ребята, прочитайте описание главных героев басни и отгадайте, кто это?(На столах лежит лист с текстами. Читают 2 чел. по очереди, отгадывают главных героев)-Вы уже догадались какую басню мы с вами будем сегодня читать? (Стрекоза и муравей)Слайд 3. (название басни)2. Основная часть1) Чтение басни по ролям учителями. (учебник, стр.84)-Ребята, скажите, о чем эта басня?-Назовите время года. (ответы детей)2) Словарная работа. (Слайд 4). (на экране появляются слова, выражения)Ребята, объясните лексическое значение устаревших слов и выражений.3) Чтение басни детьми. (Учебник, Стр.84) (читать по цепочке, по предложению)Обратить внимание детей на интонацию при чтении за стрекозу (жалобно, тихо) и муравья (строго, твердо)4) Работа с карточкой. Характеристика главных героев.(На столах лежат индивидуальные карточки, отмечать карандашом).-Подберите синонимы, которые характеризуют стрекозу и муравья. (Ребята читают слова, характеризующие главных героев)Итак, стрекоза олицетворяет или воплощает беспечность, муравей- трудолюбие.Слайд 5. (экран разделен на 2 части: стрекоза в природе и на иллюстрации художника)Слайд 6. (экран разделен на 2 части: Муравей в природе и из басни -рисунок)- Правильно художник изобразил героев басни? Верно подмечены людские пороки?5) Физминутка. Упр. для глаз (на доске «разбросаны» буквы: слово «ИРОНИЯ»).- Ребята, вам нужно сложить слово из букв, которое обозначает насмешку над кем- то или чем-то в произведении. (самостоятельно сложили и назвали слово)- Как же по-другому называется насмешка в произведении?(Учитель водит указкой от буквы к букве, ребята глазами следят за движением, 1-2 раза)- Найдите иронию в басне, прочитайте.6) Мораль басни- Назовите мораль этой басни? (Отвечают дети)Мораль этой басни очень проста — нужно уметь совмещать труд и отдых. Легкомысленная героиня этого не знала, за что и поплатилась собственной жизнью. Веселиться, конечно, необходимо, но только в меру.
  • Закрепление материала.
  • (На доске прикреплены листы, называющие разные стороны жизни людей).И.А. Крылов показал нам 2 типа людей: беспечных и трудолюбивых.Скажите, как эти люди проявят себя в жизненных ситуациях?На доске вы видите житейские ситуации-подсказки. Подумайте, как сложится жизнь у человека, если он беспечный, ленивыйво время учебы в школе, училище и т.д.(ответы детей)Ситуации- подсказки:4. Рефлексия. Подведение итогов.Слайд 7. (на экране пословицы)-Прочитайте пословицы. (Дети читают по одному). Пословицы- «Делу время, потехе час». - «Кто веселится летом, заплачет зимой».- «Горька работа, да хлеб сладок».-« Готовь сани летом, а телегу зимой». - Все ли пословицы подходят к басне «Стрекоза и Муравей»? (Да)Эта басня заставляет задуматься о правильном отношении к жизни. Добиться успеха, будучи легкомысленным, попросту невозможно. В заключении мероприятия давайте сформулируем девиз своей жизни!Пусть это будет пословица «Делу время, потехе час».Дружно все вместе произнесём наш девиз:« Делу время, потехе час!»Молодцы! Спасибо всем за активное участие!Доп. материал: Героиня, основным занятием которой было веселье, всё лето пела, радуясь солнышку и теплу. Назвать Стрекозу глупой будет не совсем верно, скорее беспечной. Она прекрасно понимала, что тепло не бесконечно и настанут холода.Возможно, она и задумывалась над этим, но отгоняла такие мысли, откладывая их на потом. А может просто надеялась на чью-то доброту, поэтому не спешила тратить свои силы для устройства быта. Потребительское отношение и недальновидность характеризуют героиню не с очень хорошей стороны. В этом произведении Стрекоза, безусловно, отрицательный персонаж.Муравей — серьёзный, трудолюбивый, дальновидный, ответственный и непреклонный в своих решениях.  Он думает о долгой холодной зиме и делает запасы, предусмотрителен и расчётлив, не любит тратить время в праздности. Муравей спокоен, даже медлителен, по его лицу трудно прочитать эмоции. Такое произведение написано живым языком, короткий рассказ полон ярких образов и тонкого юмора, что и делает его столь популярным и актуальным в наши дни.Вопросы: Чем занимался Муравей летом? Почему Стрекоза пошла к Муравью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Прочитайте. Как отнесся Муравей к ее просьбе? Прочитайте. Справедливо ли поступил Муравей? Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? Сочувствуете ли вы Стрекозе? 
    -