Публикации Справка "О проведении диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных учреждений г.о. Енакиево в 2024-2025 учебном году"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Справка "О проведении диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных учреждений г.о. Енакиево в 2024-2025 учебном году"
Автор: Кондратьева Елена Ивановна

СПРАВКАО проведении диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных учреждений г.о. Енакиево в 2024-2025 учебном году18.06.2025Данная аналитическая справка направлена на изучение фактического состояния работы ТМЦ г.о. Енакиево по вопросам проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных учреждений г.о. Енакиево в 2024-2025 учебном году; обоснование проведения ряда мероприятий, нацеленных на профессиональное развитие педагогов как один из факторов повышения качества образования; объективную оценку проведенной работы.Цели: анализ организации и проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных учреждений г.о. Енакиево в 2024-2025 учебном году;анализ работы ТМЦ г.о. Енакиево по вопросам компенсации профессиональных дефицитов педагогических работников, прошедших диагностику;анализ осуществления контроля реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов ТМЦ г.о. Енакиево и администрациями образовательных учреждений г.о. Енакиево.АктуальностьОценка и развитие профессиональной компетентности педагога на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования. Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей: в сфере построения образовательного процесса;в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса; в сфере общения;при создании образовательной среды и использовании её возможностей. Высокий уровень требований ФГОС приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых (социально-личностная, мотивационная, информационная, организационная и др.) компетентностей. Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.Диагностика профессиональных дефицитов нужна для выявления и устранения пробелов в компетенциях, которые препятствуют эффективной профессиональной деятельности.Адресность должна стать тем инструментом, который поможет устранить профессиональные затруднения (дефициты) педагогов, выявленные на основе диагностики их предметных и методических компетенций.Нормативно-правовая базаНормативно-правовые документы, на основании которых проводиласьдиагностика профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных учреждений г.о. Енакиево:Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р.; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»; Закон Донецкой Народной Республики от 6 октября 2023 г. № 12-РЗ «Об образовании в Донецкой Народной Республике»; Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Донецкой Народной Республики, утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 21 июня 2024 г. № 654; Комплекс мер (дорожная карта) по формированию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Донецкой Народной Республики на 2024-2030 гг., утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее — Министерство) от 21 июня 2024 г. № 654.Организационно-координационная работа ТМЦ г.о. Енакиево ТМЦ г.о. Енакиево, администрации образовательных учреждений в 2024-2025 учебном году проводили планомерную работу не только по вопросам диагностики профессиональных дефицитов, но и их компенсации в ходе контроля прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации по итогам проведения диагностики, в ходе работы над составлением и прохождением индивидуальных образовательных маршрутов. I. Использование популярных мессенджеров  Все мероприятия, которые проводились ТМЦ г.о. Енакиево по вышеуказанному направлению, были освещены на странице ТМЦ г.о. Енакиево» ВКонтакте.В мессенджере «Телеграм» для координации работы был создан для заместителей директоров чат «ИОМ». II.ТМЦ г.о. Енакиево были проведены совещания21 ноября 2024 года (телефонограмма ТМЦ г.о. Енакиево от 21.11.2024 № 31, протокол от 21.11.2024 № 3) было проведено инструктивно-методическое совещание для заместителей директоров, на котором рассмотрен вопрос «Диагностика профессиональных дефицитов и их компенсация». В ходе совещания заведующим ТМЦ г.о Енакиево Руденко И.А., методистом ТМЦ г.о. Енакиево Кондратьевой Е.И. освещено следующее: цели и задачи проведения диагностики профессиональных дефицитов;нормативно-правовое обеспечение тестирования; особенности работы учителей на портале Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы;алгоритм работы пункта проведения диагностики, расположенного в ГБОУ «Гимназия им. Г.Т. Берегового г.о. Енакиево», с 25.11.2024 по 29.11.2024; понятие «индивидуальный образовательный маршрут» (далее - ИОМ). 18 марта 2025 года ТМЦ г.о. Енакиево было проведено инструктивно-методическое совещание для заместителей директоров в режиме ВКС на тему «Диагностика профессиональных дефицитов. Осуществление контроля над реализацией ИОМ». Материалы инструктивно-методического совещания в записи доступны по ссылке: Заведующим ТМЦ г.о. Енакиево Руденко И.А., методистом Кондратьевой Е.И. было отмечено, что тестирование проводится не для того, чтобы выявить слабые места в работе учителей, а для того, чтобы создать условия для комплексного анализа образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов, способствовать разработке индивидуальной траектории непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. О методическом сопровождении педагогов, для которых составлен индивидуальный образовательный маршрут, заместителям директоров рассказала региональный методист, учитель физической культуры ГБОУ «Школа № 8 г.о. Енакиево» Перец Т.А.Участникам совещания было рекомендовано использовать в работе с педагогами, которым предстоит в ближайшее время пройти диагностику профессиональных дефицитов, материалы презентация методиста ТМЦ г.о. Енакиево Кондратьевой Е.И. «Диагностика профессиональных дефицитов и их компенсация».В презентации рассмотрены возможные риски при решении задачи составления ИОМ в региональном масштабе; ожидаемые результаты; привлекательные личностные смыслы для учителя при разработке собственного ИОМ; структура диагностической работы.Материалы презентации доступны к просмотру по ссылке: III. Методистами ТМЦ г.о. Енакиево проводилась разъяснительная работа на заседаниях городских методических объединений по вопросам трансформации методической службы и организация методического сопровождения педагоговНа заседаниях городских методических объединений сотрудниками ТМЦ г.о. Енакиево были представлены презентации о проведении диагностики профессиональных дефицитов. В презентациях авторы рассматривали особенности проведения диагностики; ожидаемые результаты; привлекательные личностные смыслы для учителя при разработке собственного ИОМ, структуру диагностической работы.Материалы о работе городских методических объединений по вопросам диагностики профессиональных дефицитов и их компенсации доступны к просмотру по ссылкам:ГМО учителей предметов художественно-эстетического цикла (15.01.2025) ;ГМО учителей информатики (16.01.2025) ;ГМО учителей трудового обучения (22.01.2025) IV. Индивидуальные и групповые консультацииЗаведующим ТМЦ г.о. Енакиево Руденко И.А., методистом Кондратьевой Е.И. проводились для заместителей директоров, педагогов индивидуальные консультации по вопросам: работы пункта проведения диагностики; составления ИОМ.В пункте проведения диагностики, расположенном в ГБОУ «Гимназия им. Г.Т. Берегового г.о. Енакиево», с 25.11.2024 по 29.11.2024 прошли тестирование 75 учителей из 23 общеобразовательных учреждений г.о. Енакиево, у которых в 2025 году запланированы КПК на базе ГБОУ ДПО «ДОНРИРО».Диагностика проводилась на портале Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. ().36 (48%) из этих педагогов прошли курсы повышения квалификации по итогам проведения диагностика профессиональных дефицитов.38 (51%) педагогов, для которых был составлен индивидуальный образовательный маршрут, успешно работают на платформе «Цифровой кабинет методиста». Их работу курируют региональные методисты.Для 1 группы учителей (6 человек) ИОМ был изначально составлен администрацией школы и учителем. Консультации проводились методистами ТМЦ.Был определен срок реализации ИОМ – 6 месяцев. В дальнейшем ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» было принято решение о составлении ИОМа региональными методистами, о продлении срока прохождения ИОМа до 1 года. Форма работы для всех новая, поэтому вносятся изменения, корректируются как сроки, так и формы работы. Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 21.07.2024 № 654 «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Донецкой Народной Республики» создана региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Донецкой Народной Республики (РСНМС) и утверждены Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Донецкой Народной Республики и Дорожная карта по формированию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Донецкой Народной Республики на 2024-2030 гг.Процесс диагностики, начавшийся в ноябре 2024 года, планомерно продолжается в 2025 году.Успешно прошли диагностику 4 руководителя общеобразовательных учреждений г.о. Енакиево. Прошли диагностику 17 июня 2025 года 18 педагогических работников общеобразовательных учреждений: 7 учителей ИЗО, 5 – музыки, 6 – ОБЗР.С мая 2025 года курсы повышения квалификации по отдельным программам проходят в очном формате. В рамках таких КПК педагогические работники проходят диагностику профессиональных дефицитов на базе ГБОУ ДПО «ДОНРИРО». По итогам проведения диагностики уже составлен ИОМ для 3-х педагогов дошкольного образования.Выводы:ТМЦ г.о. Енакиево в 2024-2025 учебном году
  • Проводилась планомерная работа по организации и проведению диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
  • Осуществлялась работа по компенсации профессиональных дефицитов:
  • контролировалась реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников образовательных учреждений;координировалось прохождения курсов повышения квалификации по итогам проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогов.Рекомендации:
  • Продолжить оказание системной практической помощи педагогам и управленческим кадрам образовательных учреждений г.о. Енакиево для решения задач методической службы:
  • выявления профессиональных затруднений (дефицитов) педагогических работников; построения региональными методистами индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.
  • Обеспечить проведение организационно-координационной работы для своевременного прохождение педагогическими работниками курсов повышения квалификации по итогам проведения диагностики профессиональных дефицитов.
  • Осуществлять, в рамках своей компетенции, контроль прохождения педагогами общеобразовательных и дошкольных учреждений индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Включать в повестку дня инструктивно-методических совещаний для заместителей директоров, городских методических объединений вопросы:
  • о проведении диагностики профессиональных дефицитов и их компенсации;об индивидуальном образовательном маршруте как персонифицированном инструменте профессионального роста педагога;о роли педагога, регионального методиста, заместителя руководителя образовательного учреждения, руководителя методического объединения учителей-предметников в ходе реализации ИОМ (этапы реализации ИОМ);
  • Включить в повестку дня августовской педагогической конференции вопрос о трансформации методической службы, и организация методического сопровождения педагогов:
  • проведение диагностики профессиональных дефицитов педагогических кадров и управленческих работников образовательных учреждений г.о. Енакиево в 2024-2025 уч.г.;обоснование проведения ряда мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогов как один из факторов повышения качества образования;объективная оценка работы, проведенной ТМЦ г.о. Енакиево;индивидуальный образовательный маршрут как персональный путь творческой реализации профессионального и личностного потенциала учителя.
  • Запланировать мероприятия, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогов.
  • -