Публикации Оптимизация детско-родительских отношений в семьях «группы риска» и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование культуры семейного досуга и отдыха; повышение образовательной компетентности родителей.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Оптимизация детско-родительских отношений в семьях «группы риска» и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование культуры семейного досуга и отдыха; повышение образовательной компетентности родителей.
Автор: Горохова Анна Александровна

Оптимизация детско-родительских отношений в семьях «группы риска» и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; формирование культуры семейного досуга и отдыха; повышение образовательной компетентности родителей. Задачи: раскрыть важность проведения досуга совместно с детьми;способствовать формированию позитивного и конструктивного взаимодействие между членами семьисформировать активную позицию у родителей в отношении необходимости проведения и организации совместного досуга с детьми;повысить информированность родителей о местах проведения досуга с детьми;повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей группы риска и семей находящихся в трудной жизненной ситуации ;показать роль родителей в формировании культурных традиций в общении взрослых и детей; дать практические рекомендации родителям по организации досуга с детьми дома. Семья — важнейшее пространство развития и социализации дошкольника. Семья — это мир, в котором ребенок учится жить, любить, ненавидеть, действовать, радоваться и сопереживать.Альберт Лиханов писал: «Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя всё, что грамотно или безобразно написано родителями». Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни.Одна из задач, на решение которой направлен федеральный государственный образовательный стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и детского сада. В её основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. А детский сад должен быть готов ответить на новые вызовы времени и социума. Однако семьи «группы риска» требуют иного подхода."У каждой семьи есть своя "живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями-глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью".(Л. Н. Толстой) В нашем детском саду есть традиция проведения совместных дел, когда семьи представляют свои семейные увлечения, организовывают творческие выставки. Основная цель таких мероприятий — создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям, формирование навыков их совместной деятельности и общения. Этой же цели способствуют мероприятия направленные на организацию взаимодействия семейных досугов, в том числе и для семей «группы риска». Чем же заполнить семейный досуг?Необходимо что бы досуговая деятельность была направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей ребенка, но и на укрепление семейных традиций и ценностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы, как правило, бывают различны. Однако, часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, на сколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечераСемейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень. Семейными называют такие традиции, которые переходят из поколения в поколения, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции, заполняя свободное время семьи,  на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах. Задача родителей – суметь методически правильно использовать ту или иную форму организации семейного досуга. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.Как начать новую традицию? Всё очень просто – нужно быть рядом с детьми.• Можно начать с самого простого – читать перед сном. Только надо серьезно подходить к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим.• Дружная счастливая семья может придумать для себя «особое» приветственное слово, которое будет понятно только членам семьи;• В выходные вся семья может собираться за семейным обедом или ужином. Будет весело, если малыш тоже будет участвовать в приготовлении какого-либо кулинарного шедевра, который также займет почетное место на праздничном столе;• В качестве семейной традиции могут выступать и выезды или прогулки на природу;• Традиция отпуска (ежегодный отдых вместе с детьми);• Традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, но воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем;• Традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей;• Коллекционирование наклеек, листьев в гербариях, ручек и других материалов;Cоздание семейных альбомов, генеалогического дерева;Cовместная подготовка к Новогоднему празднику в семье.Помните, что именно с помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей. И по этой причине родители должны больше времени уделять досугу семейному, вместе с детьми проводить свое свободное время. В нашем детском саду есть традиция проведения совместных дел, когда семьи представляют свои семейные увлечения, организовывают творческие выставки. Основная цель таких мероприятий — создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям, формирование навыков их совместной деятельности и общения. Этой же цели способствуют мероприятия направленные на организацию взаимодействия семейных досугов, в том числе и для семей «группы риска». Чем же заполнить семейный досуг? Необходимо что бы досуговая деятельность была направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей ребенка, но и на укрепление семейных традиций и ценностей.Традиция: "Совместный с детьми досуг»Эта традиция воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. Совместный отдых способствует и тому, что ребёнок познаёт мир живой природы, учится относиться к нему бережно, кроме того, это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе.· Традиция: "Чтение вслух в кругу семьи"Сегодня, пожалуй, осталось только чтение вслух детям, да и то не в каждой семье. Плюсы очевидны: формируется вкус к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить. И, кроме того, мы сами должны быть воспитаны и подкованы, чтобы идти на шаг впереди, и рекомендовать то, что будет соответствовать кругозору ребёнка и его интересам.· Традиция «Совместные игры взрослых с детьми»Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т.п.), правилам которых вы обучите своих детей.А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.· Традиция «Семейные праздники»Обязательные празднования дней рождений (особенно детских), Нового года, 8 марта и т.д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.· Традиция «Сказки на ночь»Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.· Традиция «Слияние с природой».Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным  и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.Поэтому соблюдайте старые семейные традиции и не забывайте заводить новые, которые будут существовать исключительно в вашей семье. Растите счастливых людей, желающих обогатить ваши традиции своими. Очень часто бывает так, что родители, для того чтобы ребенок им не мешал заниматься какими-либо домашними делами, усаживают его за телевизор или за компьютер, а в дальнейшем, стараясь его привлечь к домашней работе или к занятиям, слышат в ответ: «не хочу», «не буду», «лучше я посмотрю телевизор или поиграю в компьютер».Для того чтобы такого не происходило, уважаемые родители, старайтесь с самого начала не отталкивать малыша от себя. Если ребенок хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему, как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во-первых, все-таки похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, во-вторых, указывая ему на его ошибку, покажите еще раз, как следует делать правильно.Используя игру при организации повседневных домашних дел, можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:1. «Цвет, форма, размер»Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.Правила игры: Родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.2. «Угадай»Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.Правила игры: Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!3. «Кто больше»Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.Правила игры: Совместно с ребенком, выберите тему игры (например: «Мебель») и по очереди называете мебель, кто больше назвал, тот и выиграл!Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник, звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т. д.Замени первый звук в моих словах звуком «щ» и назови новое получившееся слово. (Был кит, а стал щит; была тучка, получилась щучка; река-щека, венок- щенок, мель- щель).Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д., в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.Завтракайте вместе.                                                                          Встаньте немного раньше, чтобы начать день с семейного завтрака. Заведите привычку обсуждать предстоящий день, когда все спокойные и отдохнувшие. Во время утренних хлопот предложите новую традицию – обмен позитивными мыслями, цитатами, анекдотами для создания хорошего настроения на весь день.  Привлекайте детей к приготовлению завтрака. Даже незначительная ежедневная обязанность, такая, как намазывание маслом бутерброда, может  повысить самооценку ребенка и дать ему понять, что он — важный член семьи.Превратите повседневные домашние заботы в  командное соревнованиеДети любят обычаи, и еще они любят домашние дела. Кормление питомца, вынос мусора, вытирание пыли, заправка салата соусом – эти задания по плечу вашему ребенку. То, что для вас – рутина, для детей может быть увлекательным занятием. И не бойтесь слишком рано начинать вовлекать ребенка! Дети любят помогать. Простая работа, такая, как протирание пыли с телевизора или загрузка стиральной машины, показывает важность сотрудничества в семье, развивает прочную этику труда и, вместе с тем, чувство благодарности. Для подростков, более искушенных в житейских делах, подойдут такие занятия, как изучение приготовления блюд, покупка продуктов, глажка одежды. Это привьет детям важные жизненные навыки. Справляясь с домашними хлопотами непринужденно, весело и в духе командного сотрудничества, все получают пользу: увеличивается совместно проведенное время и уменьшается  потребность детей во внимании.Создайте приятный ритуал отхода ко сну. Установите семейный обычай, который завершает каждый день, и дети будут ждать вечера с приятным предвкушением. Выполните все гигиенические процедуры, забудьте о всех заботах и полежите вместе немного, почитайте небольшой рассказ или просто обнимите ребенка со словами “Спокойной ночи!”. Помните, как только вы пожелали спокойного сна, общение прекращается. Не поддавайтесь на  требования “почитай еще немного” и “хочу еще пить”. Придерживайтесь установленного распорядка дня, и ваши дети проснутся утром отдохнувшими и веселыми. Спокойный  ритуал отхода ко сну также дает и вам возможность отдохнуть (это важно как для детей, так и для вас лично) и провести приятные моменты наедине с мужем, когда дети вас не беспокоят. Устройте семейный вечер.Освободите один вечер в неделю для совместного времяпровождения всей семьей, заведите такую традицию. Поужинайте вместе, поиграйте в парке, сходите в кафе-мороженое или посмотрите кинофильм, удобно расположившись дома на диване. Обычно лучше всего для этого подходят вечера пятницы, когда не мешают домашние дела  и еще не наступило время планов выходного дня. Цель такого мероприятия – собрать всех воедино и устроить общее развлечение. Семьи, в которых приняты совместные игры, наиболее крепкие.   
-