Публикации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
Автор: Тетерятников Иван Александрович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯТетерятников Иван Александрович, студент группы 362-обАннотация: В статье рассматривается потенциал театрализованной деятельности как эффективного инструмента воспитания и всестороннего развития школьников. Проанализированы теоретические основы вопроса, выделены ключевые воспитательные аспекты театрализации, а также представлены результаты практического исследования организации школьных театров в образовательных учреждениях г. Благовещенска. Делается вывод о высокой эффективности данного метода для формирования нравственной, коммуникативной и творческой личности.Ключевые слова: театрализованная деятельность, школьный театр, воспитание, нравственное развитие, коммуникативные навыки, творческие способности, социализация.Актуальность исследования обусловлена поиском современных педагогических технологий, способных комплексно решать задачи воспитания, развития и социализации подрастающего поколения. Одной из наиболее эффективных форм такой работы является театрализованная деятельность, органично сочетающая в себе игру, творчество и обучение. Будучи близкой и естественной для ребенка формой деятельности (игре), театр обладает значительным воспитательным потенциалом.Цель исследования – изучить возможности театрализованной деятельности как средства воспитания школьников.Проблема использования театра в воспитательном процессе широко освещена в трудах отечественных педагогов и психологи. Возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков рассматривали А. В. Арбузова, А. П. Ершова, Е. Л. Трусова и другие. Резюмируя их исследования, можно утверждать, что в процессе театрализованных игр школьники усваивают речевые шаблоны, активизируют словарный запас, совершенствуют звуковую культуру речи и невербальные коммуникативные навыки.В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, О. А. Лапина подчеркивали, что театр является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Роль театрализованной деятельности в психическом развитии отмечали такие психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев.Анализ теоретических материалов позволяет выделить следующие положительные влияния театрализованной деятельности на развитие школьника:1 Нравственное воспитание: формирование модели поведения в обществе.2 Культурное обогащение: приобщение к духовным ценностям, литературе, музыке, искусству, традициям.3 Развитие когнитивной сферы: совершенствование памяти, воображения, фантазии, речи (монолога и диалога).4 Формирование эстетического вкуса.5 Развитие коммуникативных качеств: обучение вербальным и невербальным видам общения.6 Эмоциональное развитие: снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру, обучение сопереживанию.Развитие школьных театров в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, что подтверждается рядом документов: Поручениями Президента РФ, Стратегией развития воспитания до 2025 года, а также комплексом приказов и протоколов Министерства Просвещения РФ, направленных на создание и развитие системы школьных театров в образовательных организациях на 2021-2024 годы.В рамках исследования был проведен анализ сайтов образовательных организаций г. Благовещенска с целью изучения организации театрализованной деятельности и вовлеченности в нее обучающихся.Из 19 проанализированных школ в 16 функционируют школьные театры или театральные студии (около 84%). Возрастной охват учащихся в большинстве коллективов является широким – от 1 до 11 класса, что свидетельствует о доступности данной деятельности для школьников всех возрастов.Выводы по результатам анализа:1 Задачи руководителя: ключевая роль принадлежит педагогу, который должен быть увлеченным, готовым к саморазвитию и неформальному общению. Его задача – раскрыть способности каждого ребенка, помочь ему познать себя, предложить различные виды деятельности (актерское мастерство, сценография, звукорежиссура, изготовление костюмов и т.д.).2 Принцип всеобщего участия: обязательным условием является вовлечение каждого ребенка в подготовку мероприятий согласно его предпочтениям и способностям. Это формирует чувство ответственности и значимости каждого участника.3 Воспитательный эффект: школьный театр позиционируется не как профессиональная институция, а как уникальная среда для познания мира и себя, развития гибкости мышления, адаптивности и социальной компетентности. Он дает возможность школьнику попробовать себя в разных ролях, что способствует профессиональному и личностному самоопределению.Проведенное исследование подтвердило, что театрализованная деятельность является мощным средством воспитания школьников. Она обеспечивает комплексное развитие личности: нравственное, культурное, эмоциональное, интеллектуальное и коммуникативное. Школьный театр создает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, формирования его как социально активной и гармоничной личности. Поддержка и дальнейшее развитие системы школьных театров в соответствии с государственной стратегией является перспективным направлением современной педагогики.Список литературы:1 Анюхин, И. Б. Влияние театрального искусства на формирование личности [Электронный ресурс] / И. Б. Анюхин, В. Б. Анюхин, Т. В. Минюк // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. Т.1. 4-6. — Режим доступа: — 10.09.2025.2 Борисова, Л. В. Воспитание как формирование и развитие личности [Электронный ресурс] / Л. В. Борисова // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — Режим доступа: — 10.09.2025.3 Владимирова, Ж. В. Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка [Электронный ресурс] / Ж. В. Владимирова // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 317-319. — Режим доступа: — 09.09.2025.4 Гордиенко, О. О. Применение современных технологий в театральной деятельности [Электронный ресурс] / О. О. Гордиенко, К. И. Олешкевич // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 79-81. — Режим доступа: — 09.09.2025.5  Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание школьников [Электронный ресурс] / И. М. Мамедова // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792. — Режим доступа: — 12.09.2025.
-