Публикации ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)
Автор: Сазонова Татьяна Владимировна

Т. В. Сазонова, методист первой квалификационной категории, И.А. Терентьева, методист высшей квалификационной категории ГБУ ДО РХ «Республиканский центр дополнительного образования», город Абакан, Республика ХакасияОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)В статье представлен опыт реализации республиканского инновационного проекта по организации сетевого взаимодействия дополнительного образования с организациями реального сектора экономики Республики Хакасия в рамках профориентации обучающихся на примере реализации программ «Клуб юных предпринимателей», «Служу Отечеству!» и «Бизнес-школа «FinTalk».Ключевые слова: дополнительные общеразвивающие программы, профессиональная ориентация, сетевое взаимодействие.Keywords: additional general development programs, professional orientation, networking.Сегодня перед учреждениями дополнительного образования детей стоит задача по организации профориентационной работы. При этом в центре внимания дополнительные общеразвивающие программы по специальностям, востребованным реальным сектором экономии республики. Качественная их реализация возможна только с привлечением предпринимателей и организаций. Поэтому в 2021 году Республиканский центр дополнительного образования детей получил статус региональной инновационной площадки по теме: «Инновационные формы сетевого взаимодействия обучающихся дополнительного образования с организациями реального сектора экономики Республики Хакасия в рамках профориентации обучающихся на примере дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «Клуб юных предпринимателей». Её цель – создание условий для осознанного выбора, направленного на профессиональное самоопределение учащихся основного и среднего общего образования по актуальным профессиям в Республике Хакасия. Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач: выявление востребованных профессий на территории республики Хакасия; привлечение к реализации программы ранней профориентации обучающихся представителей реального сектора экономики республики Хакасия и образовательных организаций; реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме; создание единой модели дополнительной общеобразовательной программы; транслирование опыта педагогическому сообществу РХ.На первом году реализации проекта проведен опрос обучающихся общеобразовательных организаций Республики Хакасия по выявлению востребованных профессий на территории Республики Хакасия. Респонденты заявили, что хотят ближе познакомиться с профессиями, связанными с предпринимательской и банковской сферами, работой железнодорожной и силовой отрасли.Первым шагом стала разработка дополнительной общеразвивающей программы «Клуб юных предпринимателей». Авторы-разработчики постарались реализовать интерес к предпринимательству со стороны школьников как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный уровень жизни, становится все более устойчивым.В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике. Поэтому целью программы стало формирование представлений обучающихся о специфике труда в сфере предпринимательской деятельности. Программа «Клуб юных предпринимателей» ориентирована на школьников 14-17 лет, продолжительность занятий – два раза в месяц (по 2 академических часа).В качестве партнеров были привлечены Центр «Мой бизнес», Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, Специализированный центр компетенции «Предпринимательство» в Республике Хакасия, абаканские предприниматели и др. Они стали её соавторами и исполнителями. С ними заключен договор о сетевой форме реализации программы. В связи с повышенным спросом на данную программу разработана программа второго года обучения. Её с удовольствием посещают дети, уже знакомые с профессией предпринимателя. Более 50% школьников первого года обучения по дополнительной программе «Клуб юных предпринимателей» стали участниками программы второго года обучения, что свидетельствует о явном интересе к предпринимательской деятельности.Анализ механизма проектирования и запуска программ позволил сделать следующий шаг – разработать несколько программ в сетевой форме. Это программы «Служу Отечеству!», «Бизнес-школа «FinTalk». К их реализации привлекались такие сетевые партнеры, как Управление ФСБ России по Республике Хакасия, Институт менеджмента, экономики и агротехнологий ХГУ им. Н. Ф. Катанова, ПАО «Сбербанк», ООО «Хакасский муниципальный банк».Остановимся кратко на целевых установках программ. Дополнительная общеразвивающая программа «Служу Отечеству!». Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения в осложнившейся в настоящее время геополитической обстановке приобретает особую актуальность для нашей страны, становится одной из важнейших социально-педагогических задач. Целью программы стало формирование у обучающихся представлений о деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Созданные в рамках программы условия позволят дать представление о специальностях федеральной службы безопасности; выявить профессиональные склонности обучающихся для будущей успешной службы в армии и органах государственной власти; сформировать у подрастающего поколения чувство гордости за свою Родину, ее народ, историю, общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; сохранить и укрепить здоровье подростков.Программа «Бизнес-школа «FinTalk» направлена на повышения уровня финансовой грамотности подростков как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни детей. Она открывает возможность получить необходимый объем теоретической подготовки и сформировать необходимые навыки для продолжения обучения в профильных классах учебных заведений, а также профильных колледжах и высших учебных заведениях. Данная программа представляет собой углубление по теме предпринимательской деятельности.Говоря о результатах реализации программ, как важного элемента профориентационной работы, следует отметить, что более 30% школьников выбрали профильное обучение по физико-математическим и экономическим направлениям; 20% выпускников выбрали экономические специальности в вузах, 2% школьников занимаются проектной деятельностью, связанной с предпринимательской деятельностью.Таким образом, реализация профориентационных дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме может быть признана эффективной. В ходе анкетирования, проведенного среди обучающихся и их родителей, выявлена высокая удовлетворенность качеством и уровнем образовательной деятельности перечисленных ранее программ. Основной задачей 2024-2025 учебного года станет трансляция опыта разработки и самих программ в муниципальные опорные центры дополнительного образования детей.
-