Публикации
Организация внеклассных мероприятий в ДМШ как мотивирующий фактор творческой самореализации учащихся
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация внеклассных мероприятий в ДМШ как мотивирующий фактор творческой самореализации учащихся
Автор: Галямова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация внеклассных мероприятий в ДМШ как мотивирующий фактор творческой самореализации учащихся
Автор: Галямова Наталья Николаевна
Государственное бюджетное учреждение Калининградской областиобразовательная организация дополнительного профессионального образования«Ресурсный образовательно-методический Центр»ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДМШКАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОРТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАРазработчик Галямова Наталья Николаевна, преподаватель высшей категории МАУ ДО «ДМШ им. Р.М.Глиэра», г. Калининград2024ОГЛАВЛЕНИЕ:Пояснительная записка………………………………………..4Основная часть…………………………………………………5Список использованной литературы………………………….7ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:Значение внеклассных мероприятий в учебно – воспитательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств в последнее время непрерывно возрастает. Правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно – воспитательной деятельности. Внеклассные мероприятия способствуют более тесному увязыванию теоретических знаний с практической жизнью и формируют в ребенке потребность в постоянном саморазвитии и самореализации. Традиционная внеклассная деятельность учащихся детских музыкальных школ состоит из концерта класса, концерта отделения, внутришкольного и межшкольного концертов различной тематической направленности. Большинство учащихся реализуют свои творческие возможности в пении в хоре или в игре в оркестре. Гораздо меньшая часть – в составе различных ансамблей и совсем маленькая, но могучая кучка музыкантов, выступают сольно. Безусловно, индивидуальные формы внеклассной работы служат эффективным средством дифференциации обучения и выявления одаренных учащихся детской музыкальной школы. Самой действенной формой выявления творческих возможностей детей являются конкурсы и олимпиады. Они позволяют судить о творческом характере работы педагогов, их умении искать и развивать таланты. Опытные учителя знают, что под влиянием внеклассной деятельности у учащихся повышается мотивация к обучению, что, в свою очередь, часто влияет на выбор профессии.Однако, по мнению музыкального психолога Дины Кирнарской, музыкальная школа, ориентированная только на конкурсы, обречена на вымирание. Если мы проведем статистический анализ процентного соотношения «конкурсных» детей и остального контингента учащихся музыкальных школ и школ искусств, то получим плачевный результат: не более 20 % к 80 % ! В этой ситуации значение массовых форм внеклассной работы трудно переоценить. Для них характерна более естественная, комфортная обстановка, отсутствие у учащихся психологического напряжения, связанного с оценкой результатов их труда. Мир музыки, в который погружаются дети, учась в школе искусств, должен познаваться ими во всем своем многообразии и единстве. Внеклассые проекты увлекательны и способны, по словам М. Казиника, «…зажечь ученика, как светильник.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬОбщими принципами массовой внеклассной деятельности учащихся являются добровольность, практичность и самостоятельность. Введение игры буквально во все творческие и развлекательно- познавательные занятия обеспечивают здоровый дух состязания и взаимопомощи. Занимаясь внеклассной деятельностью. Педагоги всегда должны помнить, что они претендуют на свободное время ребенка. Поэтому важно, чтобы любое массовое мероприятие имело свою «изюмику», было развивающим, четко организованным и динамичным.Следует учесть также, что внеклассные мероприятия имеют широкие возможности для привлечения родительского ресурса, их социального опыта. Многие внеклассные мероприятия, как правило, отсрочены во времени и , на первый взгляд, не связаны между собой. Однако, между ними всегда прослеживается взаимодействие и преемственность. Как эффективная педагогическая технология, внеклассное мероприятие создает психологически комфортную среду, условия для творческой реализации личности учащегося, возможности для формирования и развития коммуникативных навыков. В условиях творческого проекта максимально используется практический потенциал музыканта. « Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды её испытал, уже не сможет жить без этого» - пишет К.Роджерс. В деле создания мюзикла подобно созданию большого общешкольного спектакля, где аккумулируются все знания и умения, сгодится любая помощь, где нет «отстающих» и равнодушных.Типология творческих проектов подразделяется по времени ( краткосрочный и долгосрочный), по направленности (интегрированный и монопроект), по охвату аудитории ( региональный, областной и межшкольный). Все они требуют четкой координации и слаженности творческих групп.Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Рассмотрим эти возможности. Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Итак, внеклассная работа, с точки зрения педагогики, объединяет в себе несколько функций – организацию свободного времени учащегося, воспитание школьника, его развитие и социализацию.Теоретическое отделение Детской Музыкальной Школы им. Р. Глиэра города Калининграда накопило большой опыт организации творческих проектов различного уровня и направленности. Формы таких проектов тоже разнообразны: деловая игра, театрализованное представление, тематический праздник, мультимедийный продукт, исследовательские экскурсии, творческая мастерская. Мы расскажем лишь о некоторых из них.На теоретическом отделе ДМШ им. Р.М. Глиэра ежегодно проводятся следующие внеклассные мероприятия: 1. «Глиэровские чтения» - мультимедийный продукт, в рамках которого проводятся лекции областного филармонического проекта «Музыка отечественных копозиторов XX – XXI веков», «Непокоренный Шостакович» и другие. 2. «Театр вокруг рояля» - авторский проект. В нем интегрируются литература, театр, живопись, хореография и музыка. Постановка детских мюзиклов, разработка тематических праздников, включающих знаковые события в жизни юных «глиэровцев». Это – итоговые выступления по ритмике и сольфеджио в конце года и выпускные юмористические «капустники». За последнее время в ДМШ им. Р. М. Глиэра были поставлены мюзиклы:Мюзикл «Королевство Ре мажор или история о том, почему нужно любить сольфеджио» Мюзикл «Бременские музыканты» Мюзикл «Репка. Старая сказка на новый лад» Мюзикл «Двенадцать месяцев» 3. Коллективный проект теоретического отделения ДМШ им. Р. М. Глиэра «Музыкальный пилигрим». Это путешествия учащихся и преподавателей по местам жизни и творчества великих композиторов. Музыкальные исследовательские экскурсии стали аккумуляторами их музыкальных впечатлений. По результатам каждого путешествия сочиняются стихи, готовятся выставки рисунков, создаются мультимедийные презентации и видеоролики. С творческими отчетами учащиеся выступают перед всей школой, вовлекая в ряды «Музыкального пилигрима» еще большее число единомышленников. Особенно хочется отметить незабываемые поездки «Музыкального пилигрима» последних лет. Это - «Моцартиана», путешествие в Зальцбург – Вену – Прагу. «Шопениана» - в Желязову Волю и Варшаву. «Бахиана» - специально для нашей группы был разработан маршрут, далекий от традиционных туристских троп – в Айзенах, Веймар, Кетен, Лейпциг.4. КВТ – Клуб веселых теоретиков. Летний оздоровительный лагерь художественно –эстетической направленности дневного пребывания при ДМШ им. Р. М. Глиэра. В лагерь, смену которого ведут теоретики, принимаются учащиеся ДМШ разной специальности и средним уровнем подготовки. Те, кто не участвует в индивидуальных конкурсах, не является участником концертного хора, оркестра или ансамбля. Те, кто не может себя проявить в традиционной учебной и концертной деятельности школы. Пребывание в творческом лагере дает возможность раскрыть творческий потенциал таких детей, поверить в себя и свои силы, психологически раскрепоститься. Учащиеся проходят увлекательные «квест-задания» по сольфеджио и музыкальной литературе, вовлекаются в процесс сочинения и импровизации, учатся выражать формулировать свое мнение о творческой поездке и записывать эссе и др.5. Праздник посвящения первоклассников в юные музыканты. Готовится тематический сценарий праздника, в котором участвуют помощники ведущего - преподавателя в ролях: пирата Тритона, капитана Ритма, ноток Восьмушек и Четвертушек, феи Фальшивая нота и др. Сценарии «Я музыкантом стать хочу!», «Музыкальный домик», «Путешествие в мир музыкальных сокровищ» включают в себя веселые конкурсы, загадки и головоломки для первоклассников. Они с увлечением включаются в музыкально- ритмические игры и разминки. Из проделанной работы можно сделать следующие выводы: - мы раскрыли место внеклассной работы в общей структуре педагогической работы в школе и определили ее весомую роль в формировании нравственного воспитания школьников; - подчеркнули значение внеклассной работы как мотивирующего составляющего обучения данному предмету; - рассмотрели влияние нестандартного, творческого подхода к осуществлению образовательного процесса и выявили активную заинтересованность обучающихся проведением подобных мероприятий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь - М.: 2002. 2. Бобунова, Н.А., Шайдулина, М.З., Бродецкая, Е.Л., Щеглова, Е.В. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 3. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создавать. - М.: Пед. об-во, 1991.4. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. - Екатеринбург: «ГЛАГОЛЪ», 1995.5. Бордовская КВ., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.6. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. -М.: Педагогическое о-во России, 2001.7. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щур-ковой. - М.: Новая шк., 1997.8. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М.: ЦГЛ, 2004.
