Публикации Конспект урока по русскому языку для 7 класса (учащиеся с особыми образовательными потребностями) на тему "Разделительный твердый знак"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку для 7 класса (учащиеся с особыми образовательными потребностями) на тему "Разделительный твердый знак"
Автор: Тазиева Гульнар Загретдиновна

Тема: Разделительный твердый знакЦель урока:
  • Создание условий для формирования метапредметных умений и познакомить с правилом употребления Ъ.
  • Задачи урока:1. Формирование знаний о правописании слов с разделительным Ъ и навыка правописания слов с разделительным Ъ.2. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.3. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету.4. Умение находить решение  в проблемной ситуации, пользоваться книгой.Планируемые результаты:Предметные: уметь формулировать правила, расширить знания о правописании слов с  разделительным Ъ, находить его в словах.Метапредметные:Коммуникативные: навыки делового партнёрского общенияРегулятивные:Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.Познавательные:Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме.Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.Личностные: формирование позитивной самооценки.Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.Форма проведения урока: индивидуально-групповаяМетоды обучения: словесные, наглядные, практические.Оборудование и наглядные пособия: Алфавит, учебники, тетради, ватман, конверты, твердый знак, задание для Матвея. Вадима, Захара, маркеры, клей, карандаши, микрофон, карточка со словами: «подъезд, объяснить, съедобный, съёжился».Ход урокаОрганизационный момент.Вы, наверное не знали, что я работаю в редакции газеты «Буковка». Редактор дал нам задание создать газету. Какой букве будет посвящена наша газета, вы должны угадать, прослушав видеоролик. Внимание на экран. ( - Это 28- ая буква алфавита.- Эту букву пишем так: колесо и спичка, позади косичка.-Это шестая буква с конца алфавита.-Эта буква живет в подъезде, в объявлении.- Эта буква не обозначает звуков)- Ребята, догадались, какой букве будет посвящена наша газета? (твердый знак)-Правильно, твердый знак.Работа над новой темой.- Назовите мне тему сегодняшнего урока. (Разделительный ъ )-Как будет называться наша газета? (Разделительный ъ) - Костя, прочитай еще раз тему нашего урока и название газеты.-Как вы думаете, что вы будете делать сегодня на уроке? ( Я буду внимательно слушать. И тд..) -Совершенно верно. Все это нам обязательно понадобятся. Проверьте, пожалуйста, под наклоном ли лежит тетрадь, спинка прямая.-Кто желает написать дату издания газеты. Напишите пожалуйста тему нашего урока и название газеты.-Скажите, пожалуйста, где мы можем взять необходимый материал для нашей газеты? ( в учебнике)- Итак, открываем наш учебник. Страница 82, упражнение 109. Спишите слова. Выдели в словах корень и приставку. Отметь последнюю согласную в приставке синим кружком, а первую гласную в корне красным кружком. Еще раз внимательно прочитайте записанные слова. Какая буква стоит между приставкой и корнем? Проблемная ситуация.- Посмотрите на слово «подъезд». Первая буква какая? (п)-Какой звук обозначает? (п)- Вторая буква?- Дальше? - Четвертая буква ? (ъ)- Какой звук обозначает? ( не обозначает звука)-А для чего он здесь тогда? ( он разделяет приставку от корня)-Правильно, разделяет приставку от корня.- Давайте, вернемся к упражнению. На какой звук оканчивается приставка? А корень начинается с каких букв? ( приставка оканчивается на согласный , корень начинается с е, ё,я)-Давайте попробуем сформулировать правило? Когда пишется разделительный ъ? (Разделительный ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную, и перед гласными е. ё, я)- Ребята, проверьте, всё ли мы сказали? Правильно ли мы сказали? Прочитайте правило . Стр. 83, голубая рамка. ( шепотом читают) Что скажите? Все мы сказали? (да)- Действительно, вы правильно вывели правило написания орфограммы разделительный ъ.-Но ведь не всегда у нас перед глазами есть правило. Не случайно в русском языке придумана опора знаний. Давайте с вами попробуем составить опору знаний. Вы поработаете парами. У вас на партах лежат конверты № 1. Откройте содержимое этого конверта. Вы составляете схему. Соблюдайте правила безопасной работы с клеем. (делают)- Итак, внимание на доску. Давайте посмотрим на наши схемы-опоры. Какую же из этих схем поместим на нашу газету? Какая из них наиболее точная? И не содержит ошибок? Согласны, ребята?. Эту схему мы можем поместить в газету.-Ребята, еще раз скажите , пожалуйста, для чего нам понадобилась опора знаний? Для чего-то же она нам нужна? ( правильно писать слова)-Давайте просмотрим на эту опору и проговорим еще раз правило. Я буду помогать вам указкой (разделительный твердый знак пишется после приставки оканчивающейся на согласную, и перед е, ё, я.) Большое спасибо. -Опора знаний очень пригодится не только на сегодняшнем уроке, но и в жизни, для того чтобы быть грамотным человеком. Закрепление нового материала-Для того чтобы закрепить правило, вы поработаете вдвоем. Вы можете посоветоваться со своим соседом по парте. У вас на парте лежит конверт № 2. Прочитайте задание. (Все словосочетания необходимо заменить одним словом )У кого есть вопросы по заданию?Вход в многоэтажный дом - подъездРастолковать, сделать понятным-объяснитьПригодный для еды-съедобныйЧеловек замёрз от холода- съёжился ( мурашки пошли)-Если не знаете, оставьте место, пропускайте, потом мы вместе справимся.-Ребята, заканчиваем. Давайте с вами проверять. Вооружитесь, пожалуйста, карандашами, что мы должны выделить? Я начинаю, вы продолжаете. Вход в многоэтажный дом - подъездРастолковать, сделать понятным-объяснитьПригодный для еды-съедобныйЧеловек замёрз от холода- съёжился (Если не могут ответить. Есть такое слово «съёжился», представьте, что вы сильно замерзли. Как вы это покажете. Я съёжилась ( показываю)( мурашки пошли). Какая приставка? -Итак, проверили свою работу, вы проконтролировали себя. -И давайте мы с вами на минуточку встанем. Перед самостоятельной работой нам нужно набраться сил. -Я буду читать слова. Если в этом слове пишется ъ, хлопайте в ладоши, а если не пишется топайте.(Объяснить, съедобный, погостить, съёжился, заехать, появление, подъехать)Итак, садимся. Самостоятельная работа. Стр. 83, упр. 110. Задание звучит таким образом: списать предложения. Выделить орфограмму, изучаемую на уроке. Какую орфограмму мы сегодня изучаем? ( разделительный ъ)Вопросы есть? Приступаем к выполнению.-В каких словах подчеркнули орфограмму?Итог-В издании газеты работают очень много людей. Я сейчас предлагаю вам попробовать свои силы в этих профессиях. Работаем в группах. Оператор персонального компьютера или наборщик текста. Сегодня наборщиками текста работают Захар и Вадим. Они набирают текст об истории твердого знака. Матвей работает художником. Из ъ знака нарисовал вот такой рисунок. Менеджеры по рекламе должны прорекламировать малозаметную букву алфавита. Менеджерами поработают Марсель, Сергей, Алена. И журналисты – Костя, Адель. Эвелина.адим слово группе журналистов. Кто готов дать интервью журналистам. (-По какой теме мы работали на уроке?-На какие буквы должен начинаться корень, чтобы перед ним писался ъ?-На какие буквы должна окончится приставка, чтобы после приставки писался ъ?)Рефлексия- У нас осталось еще одно задание. - Но давайте сначала поиграем в игру «Левый-правый». Встали. Поднимите правую руку те, кто знает, после чего пишется твердый знак. Хорошо, не опускайте. Поднимите левую руку, кто из вас знает, перед какими гласными пишется твердый знак? Хлопните в ладоши, кто запомнил правило. Мы еще поработаем художниками-оформителями. Открываем содержимое конверта № 4. -Если вам было интересно на уроке и вам понравилась добывать знания, возьмите зеленый ъЕсли вам было не очень интересно – желтыйЕсли вам было совсем неинтересно красный.Нанесите клей на твердый знак. И давайте оформим нашу газету рамочкой. Подходим и оформляем нашу газету. Давайте посмотрим. Мне кажется, теперь мы можем смело показать редактору нашу газету.-Спасибо за урок. Сегодня вы очень хорошо поработали. Оценки за урок.
    -