Публикации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Автор: Краснощекова Елена Валерьевна

Консультацию подготовилаКраснощекова Е.В. воспитатель МДОУ «ДС № 41»январь 2025ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗАннотация. В статье раскрывается взаимодействие участников образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с учётом ФАОП и собственного опыта. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, взаимодействие, взаимосвязь, ФАОП, дети с ОВЗ.Annotation. The article reveals the interaction of participants in the educational process in the system of psychological and pedagogical support for children with disabilities, taking into account the FAOP and their own experience. Keywords: psychological and pedagogical support, interaction, interrelation, FAOP, children with disabilities.Каждый день педагоги детского сада сталкиваются с детьми, которые выделяются из основной группы. Обычно это дошкольники, которые не усваивают образовательную программу, они не внимательны, медлительны или имеются проблемы с поведением [2]. Этот список можно продолжать ещё долго, но это не решит вопроса: как воспитывать и обучать детей с ОВЗ в детском саду, чтобы на выходе получить разносторонне развитого дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.С 1 сентября 2023 года все дошкольные организации нашей страны перешли на единую федеральную адаптированную программу. Каждый детский сад прописал свои условия, материальное и кадровое обеспечение, методическую базу, но целевые ориентиры для всех педагогов едины. Поэтому перед организацией встал вопрос как организовать взаимодействие участников образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении (далее ППС) чтобы коррекционно-развивающая работа дала свои положительные результаты. Когда малыш начинает посещать дошкольное учреждение воспитатель заполняет лист адаптации, где отмечается индивидуальные особенности в игре (как и с кем играл или наблюдал за игрой детей), как кушает (самостоятельно или требуется помощь), как идет на контакт со взрослыми и детьми, как спал и ходил в туалет. Изучая эти данные, педагог-психолог понимает, как идёт адаптация у ребёнка к детскому саду. В случае если дошкольного психолога что-то настораживает, то при согласии родителей специалист начинает свою работу с ребёнком [1]. Он общается с родителями, диагностирует малыша, изучает медицинскую карту, наблюдает за его поведением в разных режимных моментах, ведёт индивидуальную карту развития. При необходимости к работе подключаются узкие специалисты дошкольного учреждения. В дальнейшем ребёнка по запросу родителей или воспитателя направляют на ППк детского сада [4]. На заседании психолого-педагогической комиссии специалисты разрабатывают комплексную программу психолого-педагогического сопровождения, в неё входят ИКОМ и ИКРП. В этих документах специалисты, работающие с малышом, прописывают основные направления и цели работы. Эти направления индивидуальны и расписываются детально [5]. Затем все специалисты совместно составляют план коррекционной работы, который направлен на коррекцию тех процессов, которые западают у дошкольника. Главное условие успешной коррекционной работы — это учет особых образовательных потребностей дошкольника, которые обусловлены характером патологии, а также степенью выраженности [1]. В ФАОП прописано, что воспитатель не ведёт коррекционную работу с ребёнком, а выполняет рекомендации узких специалистов. Поэтому занимаясь индивидуально с подопечным, педагоги собираются и обсуждают какие методы и приёмы лучше воспринимает ребёнком, а что не работает совсем. Только после этого специалисты пишут рекомендации для воспитателя в журнале взаимодействия. С первого взгляда роль воспитателя в этом процессе минимальна, но основываясь на своём опыте, если воспитатель не заинтересован и нет взаимосвязи в работе со специалистами, то результат ППС будет минимален. Воспитатель – это фундамент психолого-педагогического сопровождения [3]. Он весь день находится с ребёнком и его влияние на него постоянно, а значит и выполнение рекомендаций специалистов идёт весь день. Поэтому нельзя сказать, что кто-то при ППС играет больную роль, а кто-то меньшую. Только при взаимодействии, взаимовыручки и взаимоуважении психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ даст положительные результаты. Литература:
  • Васильева, В. С. Методологические подходы к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / В. С. Васильева // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 3. – С. 30. – EDN OFXPKR.
  • Васильева, В. С. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями / В. С. Васильева // Особые дети в обществе : Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов, Москва, 26–28 октября 2015 года / Под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. – Москва: Издательство Ставролит, 2015. – С. 29-33. – EDN UMXEHX.
  • Никитина, Е. Ю. Методологический регулятив развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / Е. Ю. Никитина, В. С. Васильева // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-1. – С. 44-47. – EDN PBAOUT.
  • Резникова, Е. В. Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Резникова, В. С. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 270-287. – DOI 10.25588/CSPU.2018.50..6..020. – EDN YWQCXJ.
  • Individualization of psychological and pedagogical support of primary school students with developmental delay in the process of the federal state educational standard mastering / V. S. Vasilyeva, L. A. Druzhinina, L. M. Lapshina [et al.] // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2018. – Vol. 10, No. 10. – P. 2517-2523. – EDN FDSSVQ.
  • -