Публикации Терапия театром.Развитие и социализация детей с особыми потребностями средствами театрального искусства

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Терапия театром.Развитие и социализация детей с особыми потребностями средствами театрального искусства
Автор: Вильвовская Татьяна Николаевна

Терапия театром.(Развитие и социализация детей с особыми потребностями средствами театрального искусства)Вильвовская Татьяна НиколаевнаПреподаватель театральных дисциплин МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №3» Театральное отделение Детской школы искусств №3 существует со дня основания школы и является на сегодняшний день одним из самых многочисленных, ярких и креативных.За время работы на отделении создано несколько театральных коллективов, поставлено более 20 спектаклей, зрителями которых стали не только жители нашего города, но многих других городов России и Европы. Пятнадцать выпускников окончили и учатся в театральных вузах страны, а 49 учеников стали лауреатами премий Губернатора, Юные таланты Самотлора и Юные дарования России. Но сегодня мне хотелось бы поделиться с вами несколько иным для себя опытом. Это опыт работы группы здоровых ребят с группой детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Это не только мой опыт, Это опыт группы педагогов, родителей и, конечно, самих ребят. В нашей школе обучается 29 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на разных отделениях. Все они занимаются по специальной программе, которая предполагает индивидуальный подход и индивидуальное обучение. Что это значит? Это значит, что ребёнка встретили, провели в класс и после урока передали в руки родителям. Всё его общение с окружающей творческой средой ограничивается выступлением на специально организованном концерте или конкурсе. А вы только представьте какой это стресс, даже для здорового ребёнка, который просидел долгое время в классе один на один с преподавателем, и вдруг, выходит на сцену, а из зала на него смотрят зрители? Я не с первого дня работы в школе задавалась таким вопросом. У меня, как и у многих преподавателей школ искусств, не было опыта работы с такими детьми.В 2016 году Алекс Дауэр - преподаватель и режиссёр из Великобритании, специализирующийся на работе с людьми, имеющими отклонения в здоровье ,руководил лабораторией инклюзивного театра «Создавая свободу». Лаборатория проводилась в городе Нижневартовске в рамках совместного проекта Международного фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ». Мне с группой педагогов и ребят посчастливилось стать участником этой лаборатории. Там я впервые столкнулась с опытом совместной работы здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Лаборатория представляла собой участие в различного вида тренингах, результатом которых ,стало создание театральной постановки с участием детей с ограниченными возможностями здоровья на сцене профессионального театра. Участие в проекте вдохновило меня на мысль о применении подобного опыта в нашей школе на театральном отделении. Но следующая мысль была о том, получится ли мне создать нечто подобное без опыта работы с особенными детьми? Смогут ли они найти контакт с ребятами театрального отделения и как работать с теми, кто не привык к коллективному существованию?И тогда, я вспомнила слова Алекса Дауэра : « …никогда не смотрите и не воспринимайте таких детей как больных, они всего лишь в чем-то ограничены, а в остальном такие же как мы.»Всё началось с того, что в группу первого класса на театральное отделение мы взяли несколько человек с особенностями развития. Сначала я наблюдала за поведением детей на уроках, затем как они общаются с остальными сверстниками, какие упражнения или задания для них наиболее интересны, или наоборот, сложны. После, поделившись своими выводами с родителями ребёнка и выслушав от них впечатления о поведении его вне школы после занятий, я определила методы работы с каждым из них. Конечно, для каждого они свои и невозможно дать однозначно правильные рекомендации для всех, но наиболее эффективные всё-таки есть. Например, особое приветствие: чаще всего это объятия, или другой тактильный контакт. Тепло вашей руки располагает к доверию, особенно, если это подкреплено искренней улыбкой. Если это урок индивидуальный, расспросите о том как прошёл его день, и о том, что его тревожит, а в замен расскажите, например, о своей собаке. Найдите общую точку соприкосновения в разговоре и только потом переходите к теме урока. Очень эффективно сосредоточить внимание ученика на предмете, например, на мяче. И с помощью мяча, отбивая ритм, разобрать текст стихотворения. Просмотреть на уроке отрывок фильма-сказки, мультфильма или прослушать мелодию, характеризующую литературного персонажа – всё это тоже очень помогает в работе над созданием образа персонажа. На уроках актёрского мастерства ребятам очень нравится задание «Жизнь предмета», где нужно придумать историю предмета, оживляя его и придавая ему черты характера человека. Через эти истории мы учимся сравнивать себя с предметами, животными, явлениями природы и с другими людьми. Учимся находить оправдание и объяснение тем, или иным поступкам и определять значение понятия индивидуальности. Очень важно, мне кажется, чтобы каждый человек понимал, что он индивидуален и обладает определёнными, только ему присущими ценными качествами, способными сделать этот мир лучше и добрее.Я подумала о понятии «ограничение». Что есть ограничение? От чего оно существует? От невозможности поднять высоко руку, увидеть чёткий контур предмета или встать с инвалидного кресла? Или эти ограничения в наших словах, поступках и в том как мы привыкли воспринимать этих, по нашему мнению «ограниченных» людей? Не от этого ли они становятся так заметно ограниченны? А если ограниченны, то значит физически и эмоционально зажаты.Самый эффективный путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Сама природа ребенка дает возможность развернуть театр, как уникальную развивающую модель.Руководствуясь этим, творческая группа преподавателей нашей школы приступила к работе над проектом «Театральная лаборатория «Сказания земли Югорской». Целью проекта стало создание инклюзивного пространства для формирования у подрастающего поколения патриотических ценностей и установок, уважения к традициям и культуре коренных народов Югры, развития творческих способностей, самореализации в театральной деятельности.Кроме учеников театрального отделения участниками проекта стали дети-инвалиды и их здоровые сверстники, не имеющие опыта актерской деятельности. Вместе они погрузились в изучение мастерства актёра и сценической речи, изготовление кукол и национального орнамента народов Севера, изучение танцев и создание мультипликационного фильма. Результатом проекта стал спектакль, основанный по сказкам и легендам ханты и манси «Сказания земли Югорской».В спектакле прозвучала замечательная авторская песня в исполнении Виктории Пестеревой. Слепая от рождения, Вика привыкла доверять ограниченному кругу людей. Мы понимали, что любой нюанс может вывести её из равновесия. Через общение и тактильный контакт постепенно нам удалось добиться доверия Виктории. Это был её первый опыт участия в театральной постановке, и теперь мы уже уверенны, что не последний.Особо хотелось бы отметить участие в спектакле Алины Солдатенко. Сидя в инвалидном кресле Алина, в сопровождении мамы, прилежно посещала все репетиции и с удовольствием бралась за любую порученную ей роль. Особую роль в процессе работы, конечно, сыграли родители ребят с ограниченными способностями. Дело было не в том, что им нужно было привести и увезти ребёнка с репетиции. А в том, с каким интересом они принимали участие в изучении текста, создании костюма и работе ребёнка на сцене.В создании спектакля принимало участие 35 учащихся разных отделений школы. Каждый прилагал усилие по мере своих возможностей. Опыт, приобретённый в проекте «Сказания земли Югорской» стал важен не только мне, как преподавателю. Особенно он стал важен ученикам, которые научились новому, другому общению, научились замечать нечто большее рядом с собой и бережнее относиться друг к другу. А те, кого мы считали ограниченными в тех или иных способностях, стали увереннее и смелее чувствовать себя в окружающем их мире.Многие ребята с ограниченными способностями нашей школы стали участниками иных театральных и телевизионных городских проектов «Театра равных возможностей», режиссёром которого я являюсь. Последний видео- проект «Театра равных» стал самым масштабным. Я говорю о проекте «Школьные истории». Первый сезон снимался на студии «Театра равных», второй в городском парке им. Горького в г. Москве, а третий сезон в различных локациях нашего города и был посвящён пятидесятилетию Нижневартовска. В 20-ти сериях последнего сезона смогли участвовать и проявить свои актёрские способности 40 ребят с ограниченными возможностями здоровья нашего города. С каждым театральным проектом количество желающих участвовать в нём увеличивается. А это значит, что положительная терапия театра очевидна и её нельзя отрицать.
-