Публикации
Организация обучения младших школьников постановке учебной задачи на уроках русского языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация обучения младших школьников постановке учебной задачи на уроках русского языка
Автор: Шостенко Наталья Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация обучения младших школьников постановке учебной задачи на уроках русского языка
Автор: Шостенко Наталья Сергеевна
Обучение младших школьников постановке учебной задачи на уроках русского языка В системе универсальных учебных действий (УУД) в качестве центрального умения определено универсальное учебное действие постановки учебной задачи. Постановка учебной задачи является ключевым этапом современного урока русского языка. Данное универсальное учебное действие играет важную роль в развитии и обучении ребенка. Необходимость постановки учебной задачи вытекает из самой структуры учебной деятельности. В процессе постановки учебной задачи учащиеся устанавливают не внешние, а сущностные, системные связи между изученными ранее понятиями и новым материалом. Следовательно, постановка задачи помогает преодолеть бессистемность восприятия предметных знаний.«Обучение младших школьников постановке учебной задачи на уроках русского языка» обусловлено значимостью выполнения школьниками действия постановки учебной задачи и низким уровнем его сформированности у младших школьников. Какие же методические условия обеспечат постановку учебной задачи на уроках русского языка. В исследованиях Д. Б. Дмитриева, посвященных постановке школьниками учебных задач, установлено, что умение ставить учебную задачу проходит ряд последовательных этапов, каждый из которых завершается появлением определенного отношения к учебной задаче:1) негативное, когда ребенок сразу при предъявлении конкретной задачи начинает ее решать, хотя у него нет достаточных средств;2) формальное, когда ребенок выполняет познавательные действия (анализ осуществленных действий, планирование, графическое моделирование и т.п.) без ориентации на целенаправленный поиск общего способа решения;3) двойственное, когда ребенок начинает различать общий способ действий и частные варианты его реализации (конкретные задачи решает путем проб и ошибок);4) интуитивное, когда наблюдается переход к постановке и решению собственно учебной задачи, однако сами учебные операции еще не вычленены из процесса решения конкретной задачи в самостоятельную процедуру;5) рефлексивное, когда для ребенка характерен такой поиск общего способа, который хотя еще и не вычленен в отдельную процедуру, но уже присутствует в действиях, осознанно выстраиваемых в программу;6) теоретическое - отличается от предыдущих уже сформировавшимся умением переходить от конкретных задач к постановке и решению учебной задачи [21, с. 100]. Это отношение проявляется в том, что ребенок сразу отказывается от решения поставленной перед ним конкретной задачи и начинает целенаправленно искать общий способ решения всех подобных задач. При этом он обращается к средствам графического моделирования и к анализу уже осуществленных действий. Обнаружив общий способ, ребенок сначала строит программу предстоящих действий, а затем проверяет ее при решении какой-либо конкретной задачи.Указанные особенности постановки учебной задачи имеют значение для педагогической деятельности - учитель может ориентироваться на представленные выше уровни при диагностике и формировании умения ставить и решать учебные задачи школьниками.Необходимо помнить, что далеко не любое задание, выполняемое детьми на уроке, есть учебная задача. В учебном пособии “Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения” под ред. М. С. Соловейчик сформулированы принципы постановки учебной задачи:1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем, чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.4) Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это дает возможность не заучивать правила, а каждому ребенку формулировать его своими словами.5) Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.Т. Е. Демидова принятие учебных задач реализовывает через организацию определенных условий: необходимость участия школьников не только в постановке цели, но и в анализе обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.д.); четкое формулирование учащимися цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделение ими способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности; по ходу выполнения действий происходит оценивание насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания. Для формирования умения ставить задачи она приводит примеры заданий:1) задания без вопросов (анализ подобных заданий убеждает детей в том, что деятельность может осуществляться лишь тогда, когда четко определена ее цель);2) задания, в которых один и тот же учебный материал можно использовать для осуществления различной деятельности (на уроке русского языка учитель спрашивает детей, какие задания можно выполнить со словом река – разбор слова по составу, фонематический, как часть речи, определение правила правописания и т.д.);3) упражнения, в которых учащимся предлагается переформулировать задание таким образом, чтобы учебная цель стала очевидной [40, с. 24 ].В методической литературе встречается множество приемов постановки учебных задач приведём некоторые из них:1. Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.2. Работа над понятием. Учитель предлагает обучающимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре».3. Подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.4. Собери слово. Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.5. Ситуация «яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.6. Группировка. Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.7. Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.Первый вид: повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.Второй вид: учитель задает детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.8. Домысливание. 1) Предлагается тема урока и слова – «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим и др. С помощью слов – «помощников» дети формулируют задачи урока.2) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение – есть задача урока.3) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания.4) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.9. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке[34, с. 60].Рассмотрим теперь, как трактуется организация (самоорганизация) процесса постановки и решения учебной задачи на примере УМК «Школа России» и «Гармония»В результате проведенного анализа образовательных программ начальной школы «Школа России» и «Гармония» можно сказать следующее. УМК «Школа России» (авторы учебников русского языка В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Авторы учебно-методического комплекса «Школа России» в сотрудничестве с издательством «Просвещение» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Задания в учебниках и рабочих тетрадях по русскому языку представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий. Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение, как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного. Текстовой материал расширяет кругозор детей, обогащает их словарный запас, создает на уроках благоприятную речевую среду. Продолжая традиции российского образования, в учебниках большое внимание уделяется духовному и нравственному развитию младших школьников, воспитанию чувства уважения к слову и русскому языку в целом. Считаю, что эта программа нужна так как позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.Анализируя образовательную программу «Гармония» (авторы учебников русского языка М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко) мы пришли к выводу, что в процессе ее реализации создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика, что позволяет успешно учиться. Организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой. Так например название параграфов по русскому языку (Какие значения есть у слова?, Может ли в слове быть два корня?, Знаем – повторяем, не знаем-узнаём.) уже содержат учебную задачу так как вопрос в названии заставляет задуматься о постановке УЗ, организации продуктивного общения является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивает на доступном для младшего школьника уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Сами авторы подчеркивают, что основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Данная программа носит более развивающий характер, нежели традиционная система обучения. В ней большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом. Следовательно ставить учебные задачи целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу постоянно в различных видах учебной деятельности. Систематическая и целенаправленная работа по формированию данного умения оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.Систематическое реализация методических условий, нацеленных на формирование у младших школьников умения ставить учебную задачу, способствует успешному овладению этим умением. Так как умение ставить учебную задачу существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.Все это позволяет сделать вывод о том, что создание различных методических условий направленных на обучение детей постановки учебной задачи, способствует более эффективному обучению её постанове на уроках
