Публикации
"Знать ребёнка, чтобы воспитывать"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знать ребёнка, чтобы воспитывать"
Автор: Краснощекова Елена Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знать ребёнка, чтобы воспитывать"
Автор: Краснощекова Елена Валерьевна
Знать ребёнка, чтобы воспитыватьКонсультацию подготовилаКраснощекова Е.В. воспитатель МДОУ «ДС № 41»Февраль 2023Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.От темперамента человека зависят:Оценка и контроль деятельности. Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания). Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций). Темп, ритм и ускорение деятельности. Дисциплинарные воздействия. Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия). Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от взрослых учитывать ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными. Темперамент влияет на:На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность. На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику. На формирование характера и поведение. На поступки людей. Психологическая характеристика 4 типов темперамента ребенкаСангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан. Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан. Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив. Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм. Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.Тип темперамента ребенка - ХолерикРебенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом. Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам. Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая. Холерики хорошо засыпают и просыпаются. Особенности воспитания холерикаТемпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию. Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров. Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка. У ребенка должны быть трудовые обязанности. Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха. Приучайте ребенка к правилам, этике общения. С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек. Строго соблюдать режим дня. Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь». Разговаривайте с ребенком о его поведении. Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой. Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва. Научитесь предвидеть выброс сил холерика. Тип темперамента ребенка - Сангвиник Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание. Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки. Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми. Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.Особенности воспитания сангвиникаПроявляйте строгость и требовательность к сангвинику. Контролируйте его действия и поступки. Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством. Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку. Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения. Формируйте устойчивость интересов ребёнка. Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь. Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется. По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам. Тип темперамента ребенка - ФлегматикРебенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью. В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим дня. Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.Особенности воспитания флегматикаНаберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами. Не торопите ребенка. Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность. Хвалите флегматика за скорые действия. Приучайте ребёнка-флегматика к движениям, занимайтесь гимнастикой. Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо. Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это. Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно. Уважайте его внутренний покой. Обращайтесь к флегматику в случае необходимости. Тип темперамента ребенка - МеланхоликМеланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы. Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться. Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного. Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим. Особенности воспитания меланхоликаПридерживайтесь принципа постепенности. Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств. На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее. Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности. Взрослым детям помогать действиями и советом. Развивайте общение ребенка. Поддерживайте положительные эмоции ребенка. Необходимо давать идеалы и образцы для подражания. Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью. Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое. Уважайте внутренний мир ребенка.
