Публикации
Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников с нарушениями речи с помощью экспериментирования»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников с нарушениями речи с помощью экспериментирования»
Автор: Мещерякова Марина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников с нарушениями речи с помощью экспериментирования»
Автор: Мещерякова Марина Николаевна
Методическая разработка :«Формирование здорового образа жизни у дошкольников с нарушениями речи с помощью экспериментирования» Охрана и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. К сожалению, в воспитательной - образовательной практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми, особенно это касается детей с нарушениями речи.Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья дошкольников, что и в той или иной степени влияет на различные стороны жизни ребенка, отражается на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. С другой стороны, у детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии, преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. Работая с детьми логопедической группы имеющими речевые нарушения было замечено, что среди них преобладают часто болеющие дети. У них выявлено наличие сопутствующей патологии, в основном со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР-органов. Большинство детей с речевыми нарушениями имеет неблагоприятное течение адаптации и нуждается в проведении специальных реабилитационных мероприятий. Поэтому у данной категории детей особенно важно формировать потребность в здоровом образе жизни. Формирование отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится отправной точкой в формировании у детей здорового образа жизни. Но в понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. Формирование эмоционально — положительного отношения к здоровью у ребенка затруднено в силу того обстоятельства, что это понятие абстрактно. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. И задача педагогов найти такие средства формирования представлений о здоровье и здоровым образе жизни, которые бы позволили преодолеть сложившееся противоречие.Одним из таких средств может стать экспериментальная деятельность. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даст детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, явления, о его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания. Нельзя не отменить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Таким образом, экспериментальная деятельность является необходимым средством для формирования представлений у детей ЗОЖ.Задача экспериментальной деятельности -получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, органе. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.Я предлагаю несколько опытов и экспериментов по формированию ЗОЖ у старших дошкольников: «Опыт с воздушным шариком»(Набираем воздух в легкие и выдыхаем его в шарик, зажимая его)Посмотрите, у вас шарики разного размера, значит, и объем легких у вас разный.«Опыт с зеркалом» Возьмите зеркало, посмотритесь в него, что вы там видите? (свое лицо). А если в зеркало посмотрится медведь, что он увидит? (мордочку). А в лесу нет зеркала, как животные могут увидеть свое отражение? (Посмотреться в реку, озеро, ручей, лужу).- А теперь подышите на зеркало (оно запотело), проведите пальчиком, какое оно стало? (влажное, мокрое)- Значит, что есть в выдыхаемом нами воздухе? (в выдыхаемом нами воздухе есть вода) «Лампочки и батарейки».Цель: подвести детей к выводу о необходимости сна и отдыха.Оборудование: батарейки, лампочка. Провода.Методика проведения: Педагог предлагает детям представить, что лампочка- «орган человека» (глаз, почки, сердце и т. д. ) , батарейка- «двигательная деятельность человека», провода- «капилляры, мускулы». Затем педагог предлагает детям рассмотреть две лампочки, подключенные к батарейкам. Оду из них время от времени отключать от батарейки, а другую оставлять постоянно подключенной к батарее, горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как постоянно находится под напряжением, а временно отключаемая продолжает работать.Вывод: если организм не будет отдыхать , то органы будут выходить из строя , человек заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой для жизнедеятельности. «Из чего мы сделаны».Цель: познакомить детей с клетками, их разнообразием и выполняемыми функциями.Оборудование: Микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи, волос.Методика: Педагог напоминает детям о том, что любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого, печени , капельку крови, волос, кожу.Вывод: каждый орган состоит из клеток, выполняющих разные функции и требующих разное питание. «Что чувствуешь?».Цель: сформировать представление детей об образовании пота, умение регулировать двигательную активность в разных условиях.Оборудование: губка . Смоченная водой.Методика проведения: Педагог предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко , что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги(почувствовали прохладу). Выясняют, что когда из них испаряется вода (они охлаждаются); почему нельзя на прогулке быть потным (пот испаряется, и может простыть- переохладиться). «Стук сердца».Цель: наблюдение за работой сердца.Оборудование: спички , насос.Методика проведения : Педагог предлагает детям положить спичку, на запястье и понаблюдать , как колышется спичка. После этого предлагает детям побегать , попрыгать и повторить эксперимент.Вывод: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно , весь организм. «Дыхание одной ноздрей».Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.Методика проведения: И.п.- сидя , стоя, туловище выпрямлено, но не напряженно.Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руи- через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».3-4. Тоже другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох- выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторять по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание. Использование экспериментальной деятельности в работе с детьми имеющими речевые нарушения по формированию представлений о здоровом образе жизни позволило разнообразить и оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, решая одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребенка.Литература: Куликовская И.Э., Совриг Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие./И.Э. Куликовская-М.: Педагогическое общество России. 2003.-80с.
