Публикации Методическая рекомендация. Тема: Синяя сказка "Гжель"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая рекомендация. Тема: Синяя сказка "Гжель"
Автор: Носырева Инна Васильевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯТема: Синяя сказка «Гжель» Составитель:Носырева Инна Васильевна Педагог дополнительного образованияобразцового коллектива - студии «Пейзажная пластика» ВСТУПЛЕНИЕГжель — старинный промысел нашей страны, однако он сохранил свою популярность и по сей день. Это один из самых знаменитых и любимых в России видов народной росписи по фарфору. Гжельские изделия эксклюзивны.Далеко за пределами России знают сине-белую русскую народную роспись. Преданные мастера бережно хранят традиции XVIII века, вручную создают гжельские шедевры, которые являются одним из самых узнаваемых русских брендов.Промысел берёт своё начало и название из деревни Гжель, в Гжельской волости недалеко от Москвы. Зарождение промысла принято отсчитывать с 1339 года — именно этим годом датируются письменные издания, в которых упоминается гжель. Однако, возможно, этот промысел зародился раньше. Историки считают, что жители деревни активно занимались ремёслами ещё в XI веке.Деревня Гжель издавна славилась месторождениями глины. Уже с середины XVII века там добывали разные сорта. Сырьё стали вывозить из деревни Гжель, но, несмотря на это, ремесло по-прежнему продолжало развиваться и совершенствоваться.Основными изделиями, которые создавали из глины в то время, были гончарные трубы, кирпичи, посуда и игрушки. В XVIII веке глиняные игрушки оказались на пике популярности. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч. В начале XIX века в деревне Володино братья Куликовы разработали состав фаянсовой массы и открыли первый фарфоровый завод. Они были единственными производителями фаянсовой керамики, поскольку технику изготовления хранили в тайне. Пока однажды материалы не были украдены. Плагиаты раскрыли секрет изготовления фаянса и использовали его — в 1812 году уже насчитывалось 25 похожих заводов.Время шло, мастера оттачивали и совершенствовали работу и в 1829 году начали производить изделия из фарфора в той форме, которую мы привыкли видеть сейчас: лаконичные, изящные, на первый взгляд очень нежные, но при этом устойчивые к воде и газу.Изделия получались белого цвета. Сначала их оставляли чистыми, но позже мастера стали расписывать поверхность разноцветными красками. Так и появилась роспись по фарфору — гжель, а её родоначальниками принято считать братьев Куликовых. До XIX века гжельские изделия напоминали современную майолику, были такими же разноцветными. В XIX веке из Азии пришла мода на кобальт и бело-синих изделий становилось всё больше.К концу XIX века гжельское производство пришло в упадок и возобновилось только спустя век. В начале XX века купцы Кузнецовы, уроженцы деревни Гжель, предприняли попытку возродить промысел. С 1945 года начинается новый этап в развитии этого ремесла. В середине XX века мастера стали собираться в добровольные объединения и расписывать белый фарфор только синей краской. Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают при 1400 градусах, после чего глазурь становится прозрачной. В рисунках кобальт используется более чем в 20 оттенках. Так кобальт укоренился и стал отличительной чертой гжели. В это же время один из гжельских мастеров — Салтыков А. Б. — утвердил технику мазков для гжельской росписи.Самый известный вид росписи, который узнают в странах Мира, – традиционный. Сюжеты гжели навеяны окружающей природой. На сегодняшний день деревня Гжель — культурный центр этого промысла. Она объединяет художников, мастеров и учеников, влюблённых в гжельское ремесло.Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у нас, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Помимо традиционного вида промысла, существуют виды «надглазурная Гжель», «глухой кобальт» и «костяной фарфор». Надглазурная роспись – самая трудоемкая. Цветные краски наносятся поверх глазури, после чего обжигать изделие нужно 3-4 раза. Глухой кобальт – это зеркальное отражение классической гжели. Вся поверхность предмета покрывается кобальтом, а рисунок наносится поверх белой краской. Костяной фарфор считается самым изысканным видом. Он представляет собой белоснежную посуду с золотым орнаментом. Главное правило гжельской техники росписи – исключительно ручное исполнение рисунка.Секреты мастеровИнструменты и материалы Основными инструментами и материалами являются: оксид кобальта, глазурь, шпатели, кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет, а в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.Стеклянная палитра дополняет инструментальный состав художника, на ней смешивают краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета и далее изделие подвергают обжигу. После, молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается объемный эффект морозных узоров.Роспись гжель основные цветаРисунки гжель традиционно выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать обширную палитру мира. Перечень цветов:
  • фоновый цвет фарфора – белый;
  • темный кобальтовый;
  • разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
  • белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
  • золотой или платиновый декор.
  • Приемы росписи гжелиПрименяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли ранее. Древние мастера придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
  • направлений наносимых линий;
  • положения кисти при рисовании;
  • длины ворса применяемого инструмента.
  • Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
  • Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
  • Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
  • Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
  • Элементы гжельской росписиМастера в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:
  • Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
  • Животные в основном представлены пернатыми.
  • Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки».
  • Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
  • Познакомившись или даже хоть раз увидев эту роспись, вы более никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она выразительная и запоминающаяся.Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, заложит основы эстетического воспитания, познакомит с народными традициями наших предков. Роспись гжельотличается своим неповторимым изобразительным языком, поражает своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой. Обучающиеся на занятиях с большим удовольствием работают, стараются научиться азам гжельской росписи, чтобы выполнить декоративный сувенир и порадовать своих близких. Основным содержанием занятий в данной росписи должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Регулярные занятия по декоративно – прикладному творчеству обеспечивают правильное и красивое письмо. Занятия декоративно – прикладным искусством способствуют эстетическому развитию детей. В целом занятия ДПИ расширяют кругозор, и формируют представление обучающихся о роли декоративно – прикладного искусства в жизни общества. Воспитание художественного вкуса, развитие творческого начала способствует становлению личности.Гжель техника росписиВся процедура делится на отдельные стадии. Этапы росписи гжель: нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
  • Плотность и ширина наносимого мазка кистью;
  • Направление движения ворса;
  • Объем краски на инструменте художника.
  • Основные стадии освоения техники
  • Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
  • Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
  • Существует техника рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
  • Капли рисуются резким убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
  • Цель: Развитие навыков, методов и приемов гжельской росписи, ознакомление с историей ее возникновения.Задачи:
  • Развитие художественно – эстетического вкуса, творческих способностей;
  • Формирование навыков ручного труда;
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Образовательные: освоить методику гжельской росписи;Развивающие: развивать практические навыки, мелкую моторику, воображение и фантазию у обучающихся;Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус.Принципы учебного процесса:
  • Системность;
  • Доступность;
  • Связь теории с практикой.
  • Методическое оснащение занятия:
  • Образцы работ в данной технике;
  • Презентация выполнения сувениров в стиле гжельской росписи.
  • Заключение: Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации. Неповторимые изделия народных мастеров России любимы и широко известны не только в нашей стране, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Разнообразие майолики этого промысла поражает, но традиционным стилем остается бело-синий рисунок. «Синью России» называют в народе изделия мастеров гжели. Продукция представлена несколькими направлениями:
  • Цветная надглазурная (самый старинный вид);
  • Лубочная (например, роспись матрешки гжель);
  • Фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в сине-голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой);
  • Глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись).
  • Гжельский промысел – явление яркое в народном искусстве, привлекает интерес детей, поэтому есть возможность использовать его в работе с обучающимися на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. БИБЛИОГРАФИЯ
  • Дулькина Т. И., Григорьева Н. С. «Керамика Гжели XVIII–XX веков» (1988) — исследование о народном керамическом искусстве, связанном с традициями русского гончарства.
  • Алексахин Н. Н. «Гжельская роспись: учебное пособие» (2008) — пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство».
  • Горяева Н.А., Островская О.В. «ДПИ в жизни человека». М.,» Просвещение», 2000.
  • Истомина Э. Г. «Гжельская керамика (об истории промысла)» (2023) — книга об истории промысла.
  • ИТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
  • -